«Надену – ободом сведет…»: из истории коллекции поясов Коми-Пермяцкого краеведческого музея им. П. И. Субботина-Пермяка

Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка является хранителем уникальной коллекции поясов, отображающих материальную культуру, мировоззрение, художественный вкус коми-пермяков XIX–XX вв. Ее формирование под руководством художника-авангардиста П. И. Субботина-Пермяка (1886–1923) восходит к началу ХХ в. Петр Иванович вместе с женой Евстолией Ивановной обходили близлежащие к Кудымкару деревни и села, где собирали предметы коми-пермяцкого быта, одежду, набойку и пояса. За первые годы было собрано более двух десятков поясов, которые и заложили основу коллекции. Среди первых сборов были в основном широкие пояса – кушаки, изготовленные из овечьей шерсти и льна домашнего прядения, датируемые концом XIX в. Наибольший вклад в сбор и изучение поясов внесла В. В. Кривощёкова, главный хранитель музея с 1975-го по 1995 г., при которой была сформирована и описана большая часть коллекции. На сегодняшний день она насчитывает 477 ед. хр. основного и научно-вспомогательного фонда.

В составе коллекции 246 кушаков и 231 покромок и тельников. Пояса отражают культуру косинско-камских, иньвенских и зюздинских коми-пермяков. В 2014 г. в ходе реализации проекта «Искусство четырех рек», победившего в конкурсе музеев Русского Севера и направленного на исследование и изучение традиционных и инновационных видов прикладного искусства зюздинских и язьвинских комипермяков, поступили пояса-тельники и покромки зюздинских коми-пермяков, живущих в Афанасьевском районе Кировской области. Эти пояса датируются началом ХХ в. и отличаются от основной части коллекции тем, что они очень узкие, до 2 см, но сохранили сложные орнаментальные формы. В коллекции научно-вспомогательного фонда 55 поясов, большая часть которых входит в передвижной фонд музея и используется на различных выставках, мероприятиях и выездных лекциях. Сохранность поясов, их количество, изготовление современными мастерами свидетельствуют о том, что пояс в культуре коми-пермяков был не просто предметом народной одежды, а выполнял для «лесного жителя» несколько важных функций, в частности, магическую, утилитарную и эстетическую. Пояс использовался в большинстве обрядов жизненного цикла и лечебной магии коми-пермяков. Многие семьи в память о своих родственниках и как оберег до сих пор хранят такие пояса. Пояса датируются концом XIX – началом XXI в. и делятся на два вида – широкие и узкие. Узкие пояса (покромка, опояска, тельник – пőкрőм, йи, вонь), шириной до 5 см и длиной до 2 м, носили мужчины и женщины: мужчины поверх рубахи, женщины – по сарафану и фартуку.

Женскому пояску полагалось быть длиннее и шире. Их завязывали только на левой стороне, реже – спереди. Широкие пояса – кушаки – носили только мужчины, ими опоясывали верхнюю одежду, зипун или шабур. Кушаки ткали шириной от 5 до 15 см, длиной до 3 м. Мужчины, отправляясь на работу, свой пояс подвязывали справа, а праздничный могли завязать на любой стороне, как им было удобнее. Основным материалом для изготовления поясов служили домашняя льняная и шерстяная пряжа, гарусная и хлопчатобумажная нити. По способу изготовления пояса делятся на тканые, сделанные с помощью ткацкого станка, и плетеные на ниту или с помощью дощечек «табов». По расцветке выделяются четыре основные группы поясов: двуцветные и многоцветные с черным полем, двуцветные и многоцветные с белым полем. Самыми распространенными являются нити красного, алого, желтого, зеленого и черного цветов. В основе узоров – геометрический рисунок, образованный прямыми линиями, треугольниками, квадратами, ромбами. Узоры имеют коми-пермяцкие и русские названия: сынан – гребешок, перна – крест, радз – цедилка, катша кок – сорочья нога, тупőсь – оладушка, дзуган сер – путанка, зигзаг, баран сюр – бараний рог, пила пинь – зубья пилы и др. Пояса являлись воплощением духовной жизни народа, запечатленной в смыслах декоративных узоров и использовании их в обрядах народа. Свадебные и дарственные пояса декорировались не только с помощью узоров, расцветок нитей, но и с помощью кистей, валяных шариков, бахромы на концах.

Причем подобным образом могли декорироваться как женские, так и мужские пояса. Одним из самых интересных поясов коллекции является пояс-тельник, поступивший в музей в феврале 1971 г. от М. И. Кольчуриной, жительницы д. Мелюхино Юсьвинского района Пермской области. Пояс изготовлен в 1909–1910 гг. как оберег для брата. Выткан красным гарусом на коричневом поле. Кайма зеленого цвета. По всей длине пояса расположены начальные буквы воскресной молитвы «Да воскреснет бог и расточатся врази, ненавидящие его, яко исчезнет дым…» На концах пояса выпущена бахрома из нитей основы и красного гаруса. Это единственный пояс в коллекции с ткаными надписями, вероятнее всего, технология его изготовления заимствована у русского населения. Самым широким кушаком коллекции является пояс, сделанный в начале ХХ в. в д. Ивашково Кудымкарского района Пермской области мастером А. М. Бражкиной. Длина пояса составляет 242 см, а ширина – 16,7 см. Кушак изготовлен на табах из разноцветных нитей, узор – в виде радужной полоски. Концы пояса украшены: нити подвязаны между собой, образуя сеточку. Вероятнее всего, пояс изготовлен для свадебного торжества.

Особый интерес представляют пояса, в основе узора которых расположен «бараний рог» («баран сюр») или «свастика», вызывающие вопросы у большинства посетителей. Дело в том, что эта орнаментальная форма, как стилизация креста, является одной из самых распространенных в культуре многих народов, в том числе и коми-пермяков. У коми-пермяков она символизирует солнце, круг жизни и плодородие. Орнамент широко использовался на тканых поясах, полотенцах, женских головных уборах и вязаных изделиях конца XIX – начала XX в. На сегодняшний день в коллекции насчитывается 26 кушаков и покромок с подобным узором. Орнамент встречается на изделиях как в виде креста с загнутыми под прямыми углом концами, так и в различных стилизованных формах. В 1940-е гг., во время Великой Отечественной войны, да и после нее, по воспоминаниям А. И. Корепиной, библиотекаря музея, большая часть музейных предметов с узором «свастика» была уничтожена. Все 26 поясов, сохранившиеся в коллекции, собраны уже во второй половине ХХ в. и в 2000-е гг. Пояс, как основной предмет коми-пермяцкой одежды, эволюционируя, не унифицировался и не упрощался, как это случилось с русским поясом, а сохранил в себе традиционные способы изготовления и использования. Свидетельством этому служат изделия современных мастеров, сделанные в 1970–2000-е гг. В собрании есть кушаки, покромки, тельники, изготовленные в ТОО «Енőшка» («Радуга») г. Кудымкара.

Они полностью повторяют традиционные узоры, ручной способ производства, размеры. Отличаются лишь материалами, из которых изготовлены пояса. Это уже не шерсть и лен, а современные фабричные полушерстяные и синтетические нити. Особо следует выделить пояса Народного мастера Пермского края Г. А. Казанцевой, которая с 1990-х гг. занялась ручным ткачеством в домашних условиях. Сейчас имя этого мастера известно далеко за пределами Пермского края.

Сохраняя традиции в изготовлении поясов, она привносит в ткачество и свое искусство, расширяя тематику узоров, используя новые материалы, такие как люрекс, объемная нить. Многофункциональность предмета одежды и традиции коми-пермяцкого народа позволили сохранить пояса в коллекциях музеев и в семьях до сегодняшнего дня. Декоративные пояса украшают костюмы фольклорных и художественных коллективов края. Мастера прикладного творчества Г. А. Казанцева, С. С. Шипицина, Н. Г. Аксёнова создают шедевры на основе традиционных геометрических форм и народных мотивов, пополняя коллекции музеев и представляя народное творчество на различном уровне. Ряды именитых мастеров пополняются новыми именами – П. М. Крохалева, В. А. Зубова, Т. А. Трушникова, Н. Л. Симанова и др. Исследователям предстоит продолжить на современном уровне изучение семантики коми-пермяцких поясов и региональных особенностей их изготовления.

Л. В. Караваева, г. Кудымкар, Пермский край


Комментировать


семь × = 49

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru