Негативное влияние японского менеджмента | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Негативное влияние японского менеджмента

Темой данной статьи будет рассказ о современной японской модели менеджмента, и о том, насколько она эффективна. Я уверен, каждый знаком с “экономическим чудом”- с тем сильным экономическим ростом, которое показывала Япония на протяжении последних 50 лет. И глядя на это явление, связанное с японской системой менеджмента, многие современные компании пытаются перенять и внедрить эту систему. Однако, как сейчас обстоят дела на рабочем месте в стране “Восходящего солнца”? Начнем с принципов модели японского менеджмента, того, на чем он основывается, и с анализа того, как обстоят дела у японцев на работе и стоит ли перенимать их опыт. Итак, во-первых, стоит сказать, что, устраиваясь на работу, японский сотрудник практически становится частью компании, так как в дальнейшем маловероятно, что он ее покинет. Дело в том, что Япония — восточная страна, в которой очень сильно развит коллективизм, и у них не принято менять компании ради карьерного роста, как это делается на Западе. Напротив, весь карьерный рост проходит внутри одной компании, и чем старше сотрудник, тем он становится значимее, он получает прибавку к зарплате, уважение и статус. Если же сотрудник решается перейти в другую компанию, то он должен быть готов к тому, что весь его стаж пропадает и ему придется начинать с нуля. Также в Японии принято, что сотрудник не должен проявлять инициативу, он должен делать лишь ту работу, что ему поручена и ему не следует брать на себя чужие обязанности, если же ему что-то непонятно — он должен не самостоятельно решать проблему, а обратиться к ответственному за этот вопрос сотруднику.

Перейдем к тому, как японцы работают и какие правила соблюдают. — В Японии нет отпусков. Вообще. Есть только выходные, и в зависимости от компании, вам положено определенное количество дней, в которые вы можете отдохнуть. Но нельзя использовать все эти дни подряд, вам необходимо их распределить на весь год. Если у вас запланировано определенное событие и вы не сможете придти на работу в этот день, то вы обязаны предупредить начальство как минимум за месяц, в некоторых компаниях этот срок может быть больше. К этому стоит добавить и то, что японцы не умеют расслабляться.

Это связанно с незнанием того, как распорядиться свободным временем. Ибо с детства оно практически отсутствует. — Заработная плата в Японии напрямую привязана ко времени нахождения на рабочем месте. То есть не важно, какой объем работы вы выполнили, главное, чтобы вы находились в офисе положенное вам время. Из-за этого получается, что многие японские сотрудники специально тормозят рабочий процесс. Если есть определенная задача, которую сотрудник может выполнить за час, то сделает ее он за неделю, так как прибавки за “скорость” он не получит, поэтому можно сказать, что японцы “просиживают” в офисе, и затем идут домой. — Согласно официальной статистике [1], обычный японец проводит на работе от 12 до 16 часов. Это связанно с тем, что японец обязан приходить на рабочее место за час до начала рабочего процесса, для того, чтобы настроиться на рабочий лад.

- Обычный японский сотрудник проводит много времени на работе, находясь в “клетке” из созданных в большом количестве правил, регулирующих деятельность и, главное, имидж. Японец обязан приходить на работу в деловом костюме, и не важно — сколько за окном градусов, 5 или 40. Ко всему прочему, японский сотрудник при устройстве на работу подписывает соглашение о том, что он не будет говорить на работе о семье, личной жизни, и так далее, на работе можно говорить только о работе. — После работы, большинство японцев устраивают “Номикай”, то есть “Питье вместе”. Это означает, что после работы японцы вместе идут выпивать, и такое происходит каждый день, это традиция. Затем, они идут домой, чтобы вновь, проснувшись раним утром, пойти на работу. Из-за подобного нагруженного образа жизни, когда японцу не удается до конца отдохнуть (отсутствие отпусков, тяжелые рабочие условия и отсутствие свободного времени), зарождается такое понятие, как “Кароши”. Оно означает внезапную смерть на рабочем месте от переутомления.

Сейчас это явление происходит не так часто, как во времена “экономического чуда”. Согласно официальной статистике, в Японии ежегодно умирает более 10 тысяч мужчин в возрасте от 30 до 60 лет [2]. — Сон на рабочем месте поощряется, он вызывает уважение, так как является показателем того, что сотрудник усердно работает.

Однако подобное относится только к старшему персоналу, если подобное происходит с обычным сотрудником, то это вызывает обратную реакцию. Подводя итог, мы можем сказать, что японская система менеджмента сильно преобразилась со времен “экономического чуда”, однако, хоть она и старалась стать более гуманной, получилась полностью обратная реакция из-за менталитета восточных стран, прививающего коллективизм и подавляющего инициативу, которая, наоборот, сильно ценится в западных странах. С другой стороны, в японском менеджменте существуют корпоративные нормы, которые помогают сотрудникам устроиться на работе, привыкнуть к ней и коллективу, а так же упростить его пребывание в компании. Ведь каждый сотрудник находится в одной большой “семье” и этому западным странам стоит поучиться у азиатских. А именно уважению к пожилым сотрудникам. В европейских странах их с неохотой принимают на работу, а это неверно, ибо чем старше сотрудник, тем выше у него стаж, а значит, он квалифицированнее, чем другие члены компании. Создание подходящих условий для сотрудников в компании важно для их дальнейших отношений.

В европейских компаниях сотрудники одиноки, после работы они редко куда-то ходят вместе, предпочитают проводить время в одиночестве, а не в кругу своих сослуживцев.

Источники: 1. http://www.academia.edu/4619069/Karoshi

2. http://elis-per.livejournal.com/178471.html

3.http://miuki.info/2012/12/osobennosti-i-osnovnye-chertyyaponskogo-menedzhmenta/

4.http://infomanagement.ru/lekciya/yaponskaya_model_menedjmenta 5. http://www.top-personal.ru/issue.html?2101.

Бакшеев Д. С., Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва (научный руководитель – д.э.н., проф. Павлова И.В.)


Комментировать


семь + 1 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru