Некоторые тенденции в искусстве XXI веке | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Некоторые тенденции в искусстве XXI веке

Живописец восторгается не только природой

Живописец восторгается не только природой

Искусство является одним из важнейших видов духовного производства. Этот вид духовного освоения действительности основывается на своеобразном феномене социальной реальности, определяемом философией через понятие эстетического. Эстетическое способно проявляться в любом роде человеческой деятельности, но лишь в искусстве оно приобретает самостоятельное, первостепенное значение в отличие от науки, спорта, игры и т.д.

Искусство также выполняет множество других самых разнообразных функций – познавательную, прогностическую, воспитательную, аксиологическую, мемориальную, социальную, компенсаторную, гедонистическую и т.д., но все же главная функция искусства – эстетическая. Искусство, как вид духовного освоения действительности, следует по общему пути исторического развития общества.

Однако прогрессивная направленность искусства не является самоочевидной. Принцип развития искусства можно проследить при сравнении Античного искусства и современного. В первом случае искусство еще не осознало в полной мере интеллектуальной мощи человечества и направлено главным образом на любование физическим совершенством человека, красотой его тела, грацией поз, динамикой его движений и т.д. Во втором случае признание человечеством интеллекта основным достоинством и гордостью определяет направленность современного искусства.

Оно интеллектуально, символично, абстрактно. Таким образом, в соответствии со своим историческим «возрастом» в разные эпохи искусство культивирует разные стороны человеческой жизни. При этом, конечно, эстетические ценности минувших эпох не отбрасываются, а во многом сохраняют свою привлекательность. Исходя из всего вышесказанного, наличие социального содержания в искусстве неоспоримо. Однако его количество варьируется в зависимости от конкретной ситуации. Причиной тому является «принцип сохранения» человеческой энергии: если ее динамика в материальной сфере каким-либо образом стеснена, угнетена, ограничена, то она рефлективно перераспределяется, перемещается в сферу духа, находя свое воплощение в виде новых наук, утопий, идеологий и т.д.

Искусство достигает пиковой активности в предкризисные, переломные исторические эпохи, когда обнажаются и обостряются, становятся явными их основные противоречия и соответственно резко возрастает поисковая активность духа, предчувствующего трагизм неизбежного разрешения этих противоречий и пытающегося отыскать какой-либо приемлемый выход. Искусство XXI века подводится под дефиницию современного искусства, исторически укоренившегося термина. «Им обозначается передовое искусство со времени окончания Второй мировой войны до настоящего. Оно генетически связано с искусством авангарда или – шире – модернизма, но представляет собой новой виток изобразительных языков, с акцентом на собственно языковые модели (что свойственно и всем прочим видам культуры и формам знания в этот период)» [4, с. 1].

Выявить философские основы современного искусства и его происхождение – значит определить тенденции его развития. Российский искусствовед А.В. Рыков в своих работах, посвященных происхождению и философским основам современного искусства, усматривает в качестве истоков современного искусства особое отношение к самому искусству, как виду освоения действительности, в эпоху Возрождения и его значительное место в структуре философского знания в эпоху немецкой классической философии [3, с. 128].

Таким образом, современное искусство, по мнению исследователя, «… воспринимается как способ конструирования действительности, как единственная в полной мере целостная модель человеческой деятельности» [3, с. 128], и область духовного производства, направленная на достижение «сверхзадач», сформулированных в немецкой классической философии. Характерный для эпохи постмодернизма отказ от этих корней приводит к формированию «консервативной» позиции в философии и искусстве XIXXXI вв. А.В. Рыков не рассматривает это явление, как уход в прошлое определенного типа культуры, который основывался на вере в безграничные творческие способности человека.

Он видит в этом явлении тенденцию к изменению пропорции в отношениях между негативистской и творческой стратегиями в искусстве – первая преобладает над второй. Основная задача практиков и теоретиков искусства постмодернизма по созданию механизмов, препятствующих проникновению идеологии в искусство (негативизм), остается неразрешенной, что видно на примере изданного Министерством культуры РФ 8 июля 2017 года циркуляра, «определяющего» что есть «современное» искусство и «актуальное» искусство.

Вмешательство государства в сферу искусства кажется неуместным, т.к. на примере уже существовавших симбиозов между политикой и искусством известно, что оно не ведет ни к чему созидательному, а лишь подменяет собой настоящее искусство, работающее «на себя». В современном искусстве прослеживается тенденция к маргинальности, вызванная конфликтом между академическим и постмодернистским подходами к систематизации информации [1, с. 2]. Выход искусства через маргинальные формы есть отрицание, как классики, так и постмодернизма.

Подводя итоги, тенденции в современном искусстве, а именно консерватизм, негативизм и маргинальная направленность, свидетельствуют о том, что человечество находится на стадии бифуркации. Искусство, как правило, первым отражает тенденции в культуре, а значит, речь идет о неизбежном переходе к маргинальности, т.к. существующая культурная модель не соответствует современности.

Список использованных источников:

1. Брисов Ю.В. Кризис в современном искусстве — отражение кризиса в культуре [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/profile/7655/blog/8103

2. Рыков А.В. Происхождение и философские основы современного искусства. Ч.1 // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 2. 2009. С. 182– 189.

3. Рыков А.В. Происхождение и философские основы современного искусства Ч.2 // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 3. 2009. С. 122- 128. 4. Попов С.В. Текст о современном искусстве [Электронный ресурс]. URL: http://аrtguide.com/posts/1305 (дата обращения: 13.11.2017). ©Акимов И.П., 2017

Акимов И.П


Комментировать


четыре − = 0

Яндекс.Метрика