Неэффективные расходы бюджета

Стоимость проектов, реализуемых государством за счет бюджетных средств, сплошь и рядом оказывается в разы больше, чем в аналогичных проектах за рубежом. В СМИ открыто обсуждается величина «откатов» чиновникам и воровства при освоении бюджетных средств. Подрядчики годами накапливают огромные суммы неотработанных бюджетных авансов. Несмотря на это, министерства, ведомства и другие распорядители бюджетных средств вместо того, чтобы привлечь их к ответу, выдают все новые авансы на новые заказы. Совершенно правильная идея конкурсов при размещении госзаказов на деле извращается чиновниками с помощью различных ухищрений.

В результате нередко на конкурсах побеждают одни и те же поставщики, а «конкурсные» оптовые цены оказываются выше, чем если бы соответствующий товар был просто куплен в ближайшем магазине. Таким образом, огромные суммы бюджетных денег, собранные ценой высокой налоговой нагрузки на производство, в значительной степени тратятся неэффективно, а то и просто разворовываются.

Причина этого – недостаточная ответственность как чиновников, так и подрядчиков за каждый доверенный им бюджетный рубль. По оценке Счетной палаты, неэффективные расходы федерального бюджета составляют 800 млрд рублей в год. При этом речь идет о юридически доказуемых фактах, за которые виновным уже по сегодняшним законам полагается наказание, поэтому данную оценку можно считать нижней границей величины неэффективных расходов.

В своем Послании от 4 декабря 2014 года Президент Российской Федерации В. В. Путин поставил задачу в 2015–2017 годах снижать неэффективные затраты федерального бюджета на 5 % его расходов ежегодно. Если даже считать, что за эти три года неэффективные расходы будут полностью ликвидированы, это означает, что сегодня они достигают как минимум 15 % федерального бюджета, то есть около 2 трлн рублей в год. В региональных и местных бюджетах при менее развитой системе контроля доля неэффективных расходов, по всей видимости, еще выше, между тем эти бюджеты в сумме примерно равны федеральному. Таким образом, ежегодный резерв экономии бюджетных средств за счет повышения эффективности бюджетных расходов можно оценить примерно в 4–5 трлн рублей. Это огромная сумма, которая при полезном ее использовании позволила бы решить многие острые экономические и социальные проблемы нашей страны.

В этой сфере давно необходимо навести порядок. Требуется установить реальную уголовную ответственность распорядителей и получателей бюджетных денег за необеспечение их сохранности и неэффективное использование. Для контроля над использованием бюджетных средств необходимо обеспечить их обособленный учет во всех звеньях исполнения государственных заказов и подрядов – то есть как бы «окрасить» каждый бюджетный рубль, чтобы можно было проследить его движение.

Эта мера, давно предлагаемая правоохранительными органами, в течение ряда лет саботируется чиновниками и бизнесом. Все бюджетные расходы должны быть ориентированы на достижение конечного полезного результата. Для этого необходимо внедрять в России самые передовые технологии планирования, осуществления и контроля расходов, которые используются в мировой практике как в государственных, так и в корпоративных финансах.

Для каждого крупного государственного заказа или проекта должны в обязательном порядке быть определены четкие критерии эффективности использования выделяемых средств; также должен быть проведен анализ альтернативных вариантов и факторов, влияющих на цену исполнения, в том числе по аналогичным контрактам за рубежом. При последующем контроле обоснованность этих оценок должна проверяться ревизорами, и в случае выявления фактов завышения государственных расходов виновные персонально должны привлекаться к ответственности. Вор должен сидеть в тюрьме независимо от его должности или капитала.

Главным инструментом бюджетного планирования, нацеленного на решение важнейших экономических и социальных задач нашей страны, должен стать бюджет развития, который обеспечит эффективное объединение финансовых ресурсов государства и частного сектора, их грамотное размещение в инновационных отраслях. Хаотичные бюджетные вложения, а также разного рода имиджевые проекты, не подчиненные стратегическим задачам, необходимо полностью исключить. Это ведет лишь к неэффективному использованию имеющихся у государства ресурсов и создает условия в лучшем случае для разбазаривания, а в худшем – для разворовывания денег.

Миронов, Сергей Михайлович. Экономика несправедливости / С. Миронов. – Москва : Ключ-С, 2015. – 64 с.


Комментировать


два + = 10

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru