Николай Алексеевич Заболоцкий | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Николай Алексеевич Заболоцкий

Николай Алексеевич Заболоцкий

Николай Алексеевич Заболоцкий

Летом 1957 года друзья поэта Николая Алексеевича Заболоцкого венгерский писатель Анатоль Гидаш и его жена сняли для него дачу в Тарусе на улиде Либкнехта в доме № 36. С этим «снятием» дачи произошел курьезный случай. Уже несколько лет ее снимали художники-супруги Фаворская и Чекмазов, и когда они приехали в этот год, то дача была занята Николаем Алексеевичем. Но все закончилось благополучно, и Чекмазовы разместились в другом домике. Но этот случай подарил Заболоцкому замечательных, добрых друзей.

Николай Алексеевич с дочерью Наташей приехал в Тарусу в июне более чем на два месяца. Сын Заболоцкого Никита Николаевич вспоминал: «Заболоцкий жил в Тарусе с дочерью и почти каждый день, закончив работу, встречался с Гидашами, Чекмазовыми, несколько раз бывал у Паустовского, виделся с другими писателями».

Однажды произошел такой случай. У Гидашей была лодка, и они пригласили Николая Алексеевича с Наташей покататься по Оке. В лодке оказалась течь, которая была совершенно не опасна, но Заболоцкий побледнел и потребовал причалить к берегу. Он не объяснил друзьям, что этот случай напомнил ему, как на Амуре тонула переполненная заключенными баржа.

Николай Алексеевич Заболоцкий родился 7 мая 1903 года в Казани в семье агронома. Детство провел в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии. После окончания Уржумского реального училища Николай поступает в Первый Московский университет, но так как устроиться в Москве не удалось, в 1921 году переезжает в Ленинград и поступает в Педагогический институт им. Герцена. Живет в студенческом общежитии.

В автобиографии Николай Алексеевич напишет: «Семилетним ребенком я уже выбрал свою будущую профессию». Позже намерение стать писателем укреплялось. Он дружил со многими молодыми писателями, работал в детских журналах «Еж», «Чиж», «Пионер», «Костер», также им были выпущены отдельные книги для детей. В 1929 году Издательство писателей в Ленинграде выпустило первую книгу стихов Заболоцкого «Столбцы». Затем стихи Заболоцкого были опубликованы в различных журналах. В конце 1920-х годов Николай Алексеевич был принят во Всероссийский союз писателей.

Но наступили тяжелые времена репрессий. Они коснулись и Заболоцкого — 19 марта 1939 года — арест, доносы, изнурительные допросы, побои, психиатрическая тюремная больница и, наконец, тяжелейшая жизнь в сибирском лагере. Из его дела: «Допрошенный в качестве свидетеля литературный критик Лесючевский (позже занимал должность директора издательства «Советский писатель. — Э. Л.) такие произведения Заболоцкого, как «Торжество земледелия», книгу стихов «Столбцы» и др. — характеризует как контрреволюционные, выражающие борьбу Заболоцкого против советской действительности».

Годы заключения не могли не сказаться на характере Заболоцкого, и после освобождения Николай Алексеевич, естественно, осторожно относился к новым знакомствам, был не очень откровенен с людьми и не хотел обсуждать с малознакомыми людьми те свои произведения, из-за которых пострадал. Никита Николаевич пишет в своей книге об отце: «Однажды, когда Заболоцкий был нездоров, его навестили Н. Д. Оттен и К. Г. Паустовский. И тут в очередной раз произошел характерный случай, показавший, как глубоко запала в раненую душу Николая Алексеевича боязнь слежки и провокаций со стороны малознакомых людей. Оттен помнил наизусть многие стихотворения из «Столбцов», тут же продемонстрировал свои познания и начал было восхищенно говорить об этих стихах. Реакция автора «Столбцов» была неожиданной для гостей. «Заболоцкий круто нас прервал, — вспоминает Оттен, — и, забыв о гостеприимстве, заявил, что ему не просто подозрительны, а откровенно противны люди, которые через четверть века не опомнились и продолжают хвалить «Столбцы». Конечно же, гости не знали об опасениях поэта и не поняли истинные мотивы такого резкого его поведения».

Этим летом 1957 года Николаю Алексеевичу хорошо работается, он пишет прекрасные стихотворения. Одно из них «Сентябрь», в котором «вполне реальные вещи: тарусская осень, девушка -дочь Наташа, живущие по соседству художники, душевное возрождение автора». Паустовский в письме Каверину пишет: «Здесь летом жил Заболоцкий, чудесный, удивительный человек. На днях приходил, читал свои новые стихи — очень горькие, совершенно пушкинские по блеску, силе поэтического напряжения и глубине».

В сентябре Заболоцкие возвратились в Москву. Затем была поездка в Италию, зимой Декада грузинской литературы и искусства в Москве.

Летом 1958 года Заболоцкий снова в Тарусе. «Он полюбил этот маленький городок с заросшими травой улицами и деревенским укладом жизни, высокий берег полноводной реки, окрестные березовые рощи, стада коров на приокских лугах — все те приметы среднерусской природы, которые с детских лет были близки его душе»,— вспоминает Никита Заболоцкий.

Этим летом он занимается переводами сербского эпоса и готовится к переводу германского эпоса «Песнь о Нибелунгах». Но, к сожалению, этот перевод не состоялся. Из книги Никиты Заболоцкого: «Увлечение историей и эпосом сказалось и на собственных стихотворениях Заболоцкого. В то лето созерцание провинциального быта и окружающей природы все отчетливее сопряглось с мыслями о времени, о давно прошедших событиях. Историческая перспектива позволяла увидеть окружающий мир в новом для поэта свете. В его тарусских стихах заурядный деревенский петух становился подобием оптического фокуса, в котором концентрировались бесконечное пространство и историческое время. <…> Во время вечерних прогулок он внимательно всматривается в скопления облаков, в одиноко стоящие деревья, в цветущий луг или быстро бегущую воду речки Таруски».

Заболоцкому полюбилась Таруса, и он очень хочет жить здесь круглый год. Николай Алексеевич начинает подыскивать для покупки дом. Подходящий нашли на улице Некрасова, новый, рубленый, и вместе с детьми он мечтает, как его обустроить…

В сентябре в Москве у Заболоцкого случился тяжелый инфаркт, аутром 14 октября 1958 года великого поэта, прекрасного, честнейшего человека не стало. 24 апреля 1963 года по заявлению жены Н, А. Заболоцкий был посмертно реабилитирован.

Э.М. Логинова


Комментировать


8 − = шесть

Яндекс.Метрика