Профилактика, доверие врачу, здоровый образ жизни и готовность самостоятельно определить способ лечения при непродолжительном недомогании – лёгкой простуде, изжоге или расстройстве желудка, – вот чего ждут от массового потребителя авторы концепции ответственного самолечения, продвигаемой в Европе. Одна из декларируемых целей – экономия бюджета.
Предполагается, что самостоятельное планирование регулярной диагностики и контроль за состоянием хронических заболеваний сократят расходы государства на помощь больным, а их способность самостоятельно вылечить простуду или обработать ушиб разгрузит врачей общих специальностей и даст им время для работы с теми, чьё состояние требует большего внимания.
Как определить потребителя, способного к ответственному самолечению, почему это нужно брендам, и в какой мере новая концепция приживается в России? Всемирная организация здравоохранения впервые предложила определение принципов ответственного самолечения в 1983 году. С тех пор его уточняли дважды – в 1998 и 2009 годах, и сегодня под ответственным самолечением понимается разумное применение самим пациентом лекарственных средств, находящихся в свободной продаже с целью лечения или профилактики незначительных расстройств здоровья до оказания профессиональной врачебной помощи.
Иначе говоря, предполагается, что человек может вести здоровый образ жизни и быть достаточно медицински грамотным, чтобы при лёгком недомогании лечиться самостоятельно. Концепция включает в себя профилактику в виде физической активности и правильного питания, мониторинг состояния здоровья и раннюю диагностику заболевания, приверженность лечению, ответственность за правильный приём препаратов, когда это возможно.
Такое толкование близко к определениям, используемым в просветительской работе на глобальном уровне британской благотворительной организацей ISF (The International Self-Care Foundation – Международный фонд самолечения) и некоммерческой организацией, которая представляет производителей безрецептурных лекарств, пищевых добавок и медицинских изделий в Европе AESGP (Association of the European Self-Medication Industry – Ассоциация Европейской Индустрии Самолечения). Попытки адаптации этой идеи в России предпринимались неоднократно, и даже слово «ответственное» в названии возникло уже в отечественной практике, чтобы отделить именно эту, сфокусированную на self-care, концепцию от самолечения распространёнными в СНГ народными средствами без доказанной эффективности.
Один из недавних примеров – инициатива Национального медицинского исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России при поддержке Bayer. И если локальная специфика самолечения была учтена при переносе концепции self-care на российскую почву, то другие отличия среды реже попадают в фокус производителей. Например, в России доля безрецептурных препаратов в терапии сравнительно высока, и, отчасти, поэтому доминирующая стратегия маркетинга безрецептурных брендов состоит в охвате максимального количества потребителей, у которых могут быть симптомы.
Кроме того, в наших реалиях проблема самолечения, обычно, возникает из-за того, что врач не всегда бывает доступен для пациента. Нередко единственный профессионал в области здравоохранения, которого встречает заболевший человек на так называемом «пути пациента» – провизор в аптеке. Он есть почти в каждом дворе, может давать рекомендацию, и поэтому его функции частично дополняются задачами врача. Наряду с особенностями российского рынка и регуляторной среды, есть и отличия в том, как люди относятся к здоровью, что привыкли делать при появлении симптомов, каков уровень их доверия медицине. Поэтому для брендов, которые хотели бы использовать тренд и строить продвижение с учётом такой концепции, нужно точно определить аудиторию: взять на себя ответственность за своё здоровье может только достаточно подготовленный человек, который не спутает это с «самолечением» народными средствами.
Чтобы взаимодействовать через рекламные каналы с подходящей для этой концепции аудиторией, нужно определить наиболее восприимчивого потребителя с уже имеющимися установками на бережное отношение к своему здоровью и готового доверять врачам. Критерии отбора взяты из определения концепции: отношение к здоровью и конкретные действия по его сохранению, в том числе, профилактика, занятия спортом.
На основе данных проекта Ipsos HealthIndex за 2018 год по установкам в отношении этих явлений россиян можно разделить на четыре основных сегмента: • «заботящиеся о здоровье» люди, преимущественно – женщины, которые составляют 28% городского населения; • Модницы «фитоняшки», пьющие смузи и демонстрирующие прекрасную фигуру в Instagram – 13%.
Этот сегмент ещё можно назвать «на травках, без химии»; • «выживающие рационалисты» – 31% всецело занятых карьерой россиян; • «необременённые семьей» – в основном, мужчины, которых можно назвать «прожигателями жизни» – не более 19% городского населения.
Кроме четырёх перечисленных сегментов, также есть респонденты без определённого отношения к здоровью, доля которых составляет 9%. На какой из этих сегментов следует сделать ставку бренду, который стремится поддерживать тренд важности здоровья?