Новая парадигма образования

1

В статье рассматриваются актуальные проблемы российского образования и необходимость перехода к новой парадигме образования, включающей новые принципы, функции и технологии образования в контексте инновационного развития. В статье формулируется и обосновывается концепция университета Третьего поколения.

Ключевые слова: образование, новая парадигма образования, университет Третьего поколения, инновационный университет, постиндустриальная стратегия развития.

Мы живем в век инноваций и непрекращающейся модернизации. И это связано не только с политическим курсом нашей страны, но и с объективной потребностью глобального общественного развития. Особенности современного развития диктуют новые требования, предъявляемые к человеку и тем социальным структурам, которые обеспечивают его жизнедеятельность. Человек, обладающий знаниями, навыками и умениями, становится главной движущей силой общественного развития, концентрированным выражением национального и глобального могущества. Конкурентоспособное общество – это, прежде всего, конкурентоспособные люди, которые сегодня должны доказывать свою состоятельность на глобальном рынке. Главным механизмом формирования лидерства в современном мире является образование.

Поэтому образование становится важнейшей темой современного социального дискурса. Постиндустриальное развитие ведет к радикальному изменению структуры рабочей силы, что не может не сказаться на системе образования и подготовке кадров. По данным, приведенным в докладе Г.О. Грефа «Образование в новой модели роста», в Европе количество низкоквалифицированных рабочих мест сокращается на 12% каждые 5 лет. В России к 2020 г. на 30 исчезнувших профессий придется появление 100 новых профессий.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

В связи с этим ученые прогнозируют изменение структуры рабочей силы в следующем направлении: работники с низкой квалификацией составят 17%; со средней квалификацией – 44%; с высокой квалификацией – 39%. Это свидетельствует о формировании новой модели экономики, в которой сокращается доля неквалифицированного труда и резко возрастает доля высококвалифицированного труда, основанного на высоком качестве и уровне образования. В этом контексте необходимо перейти к новой модели образования, адекватной новой модели экономики. Новая система образования должна быть более гибкой, мобильной, доступной и высокоэффективной. Несмотря на то, что за период с 2000 по 2013 гг. государственные расходы на образование в России выросли в 13,6 раз, а объем платных образовательных услуг увеличился в 11 раз, российским образованием недовольны и студенты, и преподаватели, и работодатели.

По статистике только 38% обучающихся считают качество получаемого образования достаточным, и только 40% работодателей считают квалификацию молодых специалистов приемлемой. Вместе с тем, престиж образования в нашей стране остается на очень высоком уровне и не ставится обществом под сомнение. Напомним, что в России самый высокий в мире процент людей с высшим образованием – 53,6%. И если в Германии только 30% школьников идут учиться в вузы, то в России эта цифра доходит до 99%. На сегодняшний день наиболее очевидными проблемами российского образования являются: – формализм образования; – быстрое устаревание знаний; – оторванность программ обучения от интересов обучающихся и работодателей.

Новая система образования должна характеризоваться, прежде всего, опорой на передовые информационные технологии, среди которых интернет и цифровые технологии, технологические стартапы, поддерживающие любую инновационную деятельность. Основной целью внедрения новых технологий в образование является повышение конкурентоспособности обучающихся и быстрое развитие соответствующей отрасли производства. Не хранение и передача знаний, а генерация, производство, создание и внедрение новых знаний становится главной задачей современного образования. Новые знания должны соответствовать потребностям общества, и их дальнейшая судьба должна быть связана с переходом из университетской плоскости в плоскость общественного развития. В этом плане главной чертой образования должна стать взаимосвязь между учебными заведениями и экономикой, образованием и обществом. Миссия образования – производить знание, которое станет общественной силой.

В соответствии с этими установками можно выделить новые тренды в организации системы образования: – сокращение традиционных источников финансирования; – рост требований к отдаче от инвестиций; – внешняя оценка результатов обучения; – быстрое развитие новых моделей образования; – глобализация образования. Лучший пример быстрой образовательной реформы – Сингапур, где образовательная реформа началась в 2006 г., и в настоящее время Сингапур ежегодно находится в первой «пятерке» стран по качеству образовательной системы. Целью реформы объявлялось не предоставление знаний, а формирование навыка использования знаний, применения его на практике.

Изучение мировых тенденций в сфере образования привело к формулировке основных принципов новой парадигмы образования: 1. Качество процесса обучения важнее структуры образовательной системы; 2. Цели образовательной системы одинаковы, средства достижения – разные; 3. Для начала реформ необходима смена стратегических приоритетов и преемственность лидеров. За период с 2000 по 2013 гг. государственные расходы на высшее образование в России увеличились в 21 раз.

Несмотря на это, российские и зарубежные эксперты констатируют следующие проблемы российского высшего образования: 1) Российские университеты не входят в «Топ-100» в мире по основным глобальным рейтингам. 2) Продолжает существовать географическое и финансовое неравенство возможностей абитуриентов. 3) Работодатели констатируют неготовность выпускников вузов к эффективной работе в силу отсутствия требуемых навыков. 4) Продолжает существовать приоритет трансляции устаревших знаний вместо создания новых.

Только 38% преподавателей вузов занимаются научными исследованиями. 5) Качество образования страдает из-за низкой интернационализации вузов. В ведущих вузах России количество иностранных преподавателей составляет не более 2%, а иностранных студентов, включая студентов из стран СНГ, всего 9%. В то время, как более 50% самых цитируемых публикаций в мире написаны в международном соавторстве. Недавно одобренный проект «5 – 100», согласно которому 5 ведущих вузов России должны войти в сотню ведущих вузов мира, преследует цель ввести культуру внешних критериев оценки российских университетов. Данная задача представляется весьма сложной и трудной, сопоставимой по масштабам с проектами трансформаций крупных компаний.

Обновить наши вузы – это значит из «закрытых систем», какими они до сих пор являются, перейти к университетам нового III поколения. Университет III поколения – это синтез трех целей:

1) преподавание,

2) исследования и

3) практическое внедрение инноваций.

Университет должен стать «гнездом инноваций». В этом направлении преуспели Stanford, MIT, Cambridge, Warwick, которые реализуют модель инновационного университета. Университет III поколения должен быть основан на актуальных теоретических и прикладных исследованиях, базирующихся на трех принципах: 1) образовательная ценность знаний; 2) необходимость обучения через действие; 3) объединение профессиональных и гуманитарных наук. Особое место в новой парадигме образования занимает система On-line образования. В этом смысле необходимо говорить о происходящей онлайнреволюции в образовании, которая, по мнению многих исследователей, приведет к тому, что к 2020 г. 50% учебного процесса в ведущих вузах мира будет осуществляться в смешанной форме (в аудиториях и по интернету).

Уже сейчас ярким примером функционирования смешанных технологий образования является Массачусетский технологический университет, представляющий для студентов огромное количество дистанционных курсов. Известны слова Б.Гейтса, который говорил, что «через 5 лет в сети бесплатно можно будет найти самые лучшие лекции в мире, и они будут лучше, чем в каком-либо отдельном университете». В заключении приведем цитаты выдающихся людей своего времени – теоретиков и практиков, определивших дух и потребности современной эпохи: Дж. Кеннеди, Президент США говорил: «Прогресс страны не может быть быстрее, чем прогресс образования». Ли Куан Ю, первый премьер-министр республики Сингапур, один из создателей сингапурского экономического чуда утверждал: «Новая линия раздела пройдет в мире между теми, кто обладает знаниями, и теми, у кого их нет. Мы должны учиться, чтобы стать частью мира, основанного на знаниях» И наконец, испанский философ ХХ в.

Ортега-и-Гассет предупреждал: «Любая реформа университета без ясного, решительного и честного определения его миссии будет горькой как безответная любовь». Сегодня Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники переживает большие структурные изменения, которые в итоге должны привести к появлению нового университета, соответствующего критериям инновационного университета III поколения, стремящегося к лидерству в системе технического образования и обеспечению российской экономики современными, конкурентоспособными кадрами для высокотехнологичного производства.

С.А. Кудж


Комментировать


семь − 4 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru