Новая экономическая реальность: позиция российских официальных лиц | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Новая экономическая реальность: позиция российских официальных лиц

Термин «новая экономическая реальность» давно используется учеными применительно к описанию российской и мировой экономики. Однако официальные власти начали оперировать им лишь в последние два года. Одним из первых официальных обращений к термину следует считать упоминание премьер-министром России Д. А. Медведевым 21 апреля 2015 г. в отчете Правительства перед Государственной думой понятия «другая экономическая реальность».

Оно описывало текущую экономическую обстановку — низкие цены на нефть, ослабление курса рубля и падение ВВП. Негативные явления объяснялись следующим образом: «Могла ли наша страна избежать такого экономического сценария? Ответ прост: не могла, и мы все понимаем, почему. Серьезнейшее внешнеэкономическое давление на нашу страну вызвано главным политическим решением прошлого года — возвращением Крыма в состав России» [2]. В дальнейшем термин «новая экономическая реальность» раскрывался Д. А. Медведевым в статье «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы».

Согласно статье, в мире возникают новые факторы развития [1, 10]: • усиление технологической непредсказуемости; • появление высокотехнологичных производств, где главную роль играет доступность НИОКР и выход на рынки сбыта; • рост трансфера технологий от гражданского в военный сектор; • появление нового глобального экономического центра — Китая наряду с США. Как отмечается, в России наблюдается инерционно-сырьевая модель экономики, а наша страна отличается относительно низкой производительностью труда и одновременно высоким человеческим капиталом. Для успешного вхождения России в новую экономическую реальность Д. А. Медведевым предлагается обратить первоочередное внимание на развитие высокотехнологичных производств.

Со схожими заявлениями в СМИ выступали другие официальные лица, в частности Советник Президента России С. Ю. Глазьев. Он указывал, что новая экономическая реальность носит международный характер и является переходом к следующему технологическому укладу, а внутренний кризис стал его следствием и отчасти спровоцирован действиями Банка России [2].

Таким образом, исходя из публичной позиции властей, новая экономическая реальность имеет два вектора — внутрироссийский и международный. Однако внутрироссийский вектор, несмотря на долгосрочный характер негативных факторов, не имеет ведущего значения. Главную роль играет происходящая на глобальном уровне хозяйственная перестройка и переход к новому технологическому укладу.

Литература

1. Медведев Д. А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. — 2015. — № 10. — С. 5–29.

2. Восемь заблуждений Кудрина // 15.08.2016. Газета.ру. URL: https:// www.gazeta.ru/business/2016/08/15/10129241.shtml (дата обращения: 03.10.2016).

3. Отчет Правительства о результатах работы в 2014 году // Правительство РФ, 2015. URL: http://government.ru/news/17768/ (дата обращения: 28.09.201).

В. В. Рыбалкин


Комментировать


+ восемь = 12

Яндекс.Метрика