Новейшие тенденции и направления современной философии

Современное состояние философии таково, что исторически сформировавшиеся концепции активно взаимодействуют не только с социальными процессами, но и с теоретическими и аналитико- исследовательскими тенденциями. Происходит активная интеграция философии и науки, с вне научными формами познания, активное взаимодействие идейной составляющей со средой, контекстом явлений и внешними условиями.

Пересматриваются многие положения классических философских понятий и категорий (в пользу внедрения приемов научного познания в гносеологию). Развитие философско-методологической направленности происходит под влиянием «второго компонента», активно вовлекается сфера реализации программ, практико-ориентированная среда. В ходе исследования выявляется принцип концептуализации, распространенный, помимо всего прочего, и на сферу профессионального применения навыков.

За последнее время существование разобщенности философской традиции сместилась к сфере разработки узкой проблематики, применения ранее мало разработанных специальных концепция, например, аналитической философии [1], семантики, герменевтической проблематики. Уход от марксистской концепции и методологии, процессуальность, идея продолжительности во времени уходит в тень, ее заменяет принцип концептуализации и предельной универсализации понятий. В настоящее время философские концепции и традиции не несут на себе печати учений, не осознаются таковыми, являясь семантической системой, либо относятся к типологическому мировоззрению.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Философия искусства в качестве универсализированной системы сходит на нет, сливаясь с концепциями типологизации. Характеризуя новейшее состояние философии, необходимо отметить следующие его черты и характеристики: — множественность интерпретаций, противоречивость; — отсутствие явной границы понятий и систем; — преемственность идей в пределах конкретной системы Современные философские концепции активно формируют различные тенденции и направления, выведенные «на стыке» философских и конкретных, профессиональных сфер (биоэтика), в том числе биологии, медицины, практической информатики. Ведущую роль в этом играет социальная и профессиональная сфера.

Изменяется роль философских посылок. Если раньше философия включала в себя определенную абстрактную позицию, выраженную. В символическом аспекте, то в настоящее время философия представляет собой сочетание практической ценности, непосредственной реализации мнения с идеологической программой. Особую актуальность в последнее время, по словам Шишкова [4], приобретает герменевтика и вопросы, связанные с этой областью философии.

Онтологические проблемы остаются в центре проблемы интерпретации, меняется характер постановки герменевтических вопросов, расширяется круг проблем герменевтики вплоть до онтологии [2]. Отдельно следует отметить проблему многоаспектности интерпретации, вопрос влияния сознания и методов в эпистемологии, философии науки и онтологии объекта. Неоднозначна интерпретация теоретических концепций [1], научных подходов в области когнитивной лингвистики.

Я расширяю представление о функции герменевтики, включая в нее концепции более конкретной, эпистемологической направленности, привлекая к проблематике оценку и интерпретацию постановки вопросов и научных теорий. Особый вклад в разработку герменевтической проблемы внес В. Дильтей [3; 5], расширив специализацию герменевтики как метода и приема толкования текстов в поле общих гуманитарных исследований. Интерпретация приобретает более широкий спектр проблем, переходя к статусу сущности теории познания. Сущностью теории познания становится проблема понимания Субъект и «внешние» факторы входят в сферу вопросов герменевтики.

Эволюционная эпистемология дает собственное понимание концепции и процесса, формирующиеся под влиянием научных парадигм и их оснований. Влияет сама постановка вопроса. Актуальна проблема релятивизма в сфере науки, поиск и адаптация новых путей и подходов. Уходит из методологического аппарата уровень холистический в философии искусства. В науке доминируют две противоположные концепции: с одной стороны, наблюдается плюрализм подходов и направлений, с другой стороны, продолжается традиция узконаправленной линии определенной парадигмы и ее традиции. Цели и задачи определяют выбор путей и методов.

Продолжают проявлять себя проблемы демаркации научного и ненаучного знания, философии и искусства. Философия движется по пути узкой специализации в соответствии с тематическими направлениями. В философии науки сохраняется тенденция позитивизма. В философии искусства продолжена концепция деконструктивизма.

Список использованной литературы:

1. Ладов В. А. Семантика и онтология: Проблема реальности в аналитической философии. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. – 131 с.

2. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. – М.: Академический проект, 2011. – 3-е изд., испр. – 460 с.

3. Хамитов Р. А. Истоки и новации осмысления В. Дильтеем идеи герменевтического круга // Сб. ст. Международной научной конференции «Шестые шпетовские чтения: «Феноменолого-онтологический замысел Г.Г. Шпета и гуманитарные проекты XX-XXI веков», 1-7 июня 2015 г. – Изд-во Том. ун-та 2015. – С. 65-66.

4. Шишков И. З. Современная западная философия : очерки истории / И. З. Шишков. — Изд. стер. — Москва : Издательство ЛКИ, 2014. — 331 с.

5. Ящук А.Н. В. Дильтей и проблема герменевтической методологии гуманитарных наук // Методология науки: Сборник статей по материалам 4-й сессии постоянно действующего всероссийского семинара “Методология науки” 16-17 мая 2000 г. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – С. 103.

Меньшикова А.А.


Комментировать


1 + = восемь

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru