Новые экономические и технологические вызовы в здравоохранении

1

Долгосрочными факторами роста потребности в медицинской помощи выступают старение населения и сокращение численности граждан в трудоспособном возрасте. Согласно демографическим прогнозам, наша страна входит в период ускоренного роста доли и численности пожилых людей и сокращения численности граждан в трудоспособном возрасте.

За период с 2015 г. по 2027 г. численность населения в возрасте, старше трудоспособного, увеличится на 7,2 млн чел., а численность занятых в экономике может уменьшиться на 5,6 млн чел. Старение населения означает усложнение патологий, развитие множественных хронических заболеваний и соответствующий рост потребности в оказании медицинской помощи.

При прогнозируемом уменьшении численности граждан в трудоспособном возрасте настоятельной потребностью становится сбережение трудоспособного населения для обеспечения необходимых темпов экономического роста. Российское здравоохранение должно способствовать повышению отдачи от человеческого капитала посредством увеличения продолжительности активной трудовой жизни, уменьшения периодов временной нетрудоспособности, реабилитации, сокращения инвалидности.

Ориентация на решительный положительный сдвиг в состоянии здравоохранения — это политический, социальный и экономический императив. Сегодня добиться результата в этом направлении развития лишь за счет расширения существующих практик невозможно: в системе охраны здоровья необходимы технологические и организационно-экономические инновации.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Между тем налицо углубляющееся технологическое отставание российского здравоохранения от здравоохранения западных стран. Так, в странах с современной медициной общераспространенной практикой лечения инфаркта миокарда уже стали тромболизис и стентирование сосудов, а у нас это вошло в массовую практику только в Москве в последние три года и до сих пор не стало доступным вмешательством при инфаркте в регионах. В отечественной онкологии все еще доминируют хирургические вмешательства, а современная точно направленная радиотерапия под компьютерным управлением доступна лишь в нескольких регионах. Во многих субъектах РФ радиотерапия недоступна или выполняется на устаревших малопроизводительных устройствах.

Большинство онкологических больных не получают помощи по современным протоколам, прежде всего из-за недоступности современных лекарств и сопутствующих технологий. Обеспеченность пациентов современными таргетными препаратами, при использовании которых точно поражаются клетки опухоли и практически не страдают окружающие ткани, составляет у нас 2-5%п. Для правильного применения многих современных лекарств необходима лабораторная диагностика, часть из которой недоступна в нашей стране даже применительно к такому распространенному раку, как рак молочной железы. Разработка и внедрение новых технологий тормозится дефицитом кадров, обладающих необходимыми компетенциями для создания медицинской техники и ее эксплуатации в медорганизациях.

Развитие мировой индустрии здоровья будет оказывать усиливающееся конкурентное воздействие на отечественные медицинские организации. В последние годы более 100 тыс. российских граждан предпочитали получать современную медицинскую помощь за рубежом, и только в 2015-2016 гг. их число сократилось из-за экономического кризиса и падения курса рубля.

В ближайшей перспективе реальна угроза укрепления в качестве ведущих поставщиков медицинских услуг на российском рынке глобальных рыночных медицинских и IT-корпораций. Перед политикой в сфере здравоохранения встает дилемма: обеспечить технологический прорыв в развитии отечественной системы здравоохранения и стать полноправным участником глобальной конкуренции за лидерство в медицинских технологиях или оставаться в роли только потребителя достижений мировой индустрии здоровья и смириться с технологическим отставанием отечественных медицинских учреждений. Технологическое отставание также недопустимо в условиях, когда сфера здравоохранения быстро замещает военную сферу в качестве главной площадки технического прогресса в мире и превращается в крупнейшую отрасль наиболее развитых экономик. Новые медицинские и информационные технологии (молекулярно-генетическая диагностика, биоинформационный анализ геномных и биомаркер-ных данных, генная терапия, регенеративная медицина, клеточная инженерия, создание биопрепаратов, генно-инженерных вакцин и таргетных лекарственных средств, неинвазивная персональная телемедицина, системы поддержки принятия медицинских решений и др.) создают новые рынки продуктов и услуг индустрии здоровья.

По данным наукометрических показателей, услуги биомедицины вместе с IT-индустрией стали лидерами развития технологий экономики знаний и становятся драйверами экономического роста. Объем ресурсов, направляемых в сферу здравоохранения в развитых экономиках, превышает половину доли всей промышленности в ВВП14. Ускоренное развитие индустрии здоровья становится ведущим трендом экономики XXI века. Можно уверенно утверждать, что сдвиг ядра экономики от промышленности к здравоохранению, образованию и науке сыграет в XXI веке точно такую же роль, которую в XIX веке сыграл сдвиг от аграрного сектора к индустриальному. Пропустить этот сдвиг, промедлив с необходимыми технологическими и организационными изменениями, означало бы обречь страну на утрату положения великой державы. Прорыв, а не просто частичное улучшение положения дел в здравоохранении, как и в образовании, абсолютно необходим.

Рост потребностей в медицинской помощи вместе с удорожанием новых медицинских технологий будут требовать роста государственных затрат на здравоохранение не менее чем на 1,8% ВВП (с 3,2% в 2016 г. до 5% в 2055 г.). Соответственно, предстоит сделать нелегкий выбор между следующими вариантами действий: а) отказ от адекватного повышения расходов, чреватый глубоким долговременным отставанием и массовым недовольством населения; б) увеличение государственного финансирования отрасли в реальном выражении в 1,8 раза в 2024 г. и в 3 раза в 2035 г.; в) разумное объединение усилий государства, работодателей и платежеспособной части граждан. Наиболее приемлемым представляется последний вариант, предполагающий в том числе развитие как обязательного медицинского страхования (неактуарного), так и рыночного добровольного медицинского страхования (актуарного).


Комментировать


+ 8 = одиннадцать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru