Образование на Урале в XVIII в.

Образование на Урале в XVIII в.

Образование на Урале в XVIII в.

Обучение грамоте в широких слоях уральского населения традиционно имело домашний характер. Обиходные навыки чтении, письма и счета, необходимые для жизни дети получали в семьях или у частных учителей из числа церковнослужителей, мелких канцеляристов, грамотных отставных солдат и т. п.

Научиться читать и писать можно было и при церкви. Новые экономические и политические реалии XVIII в. обозначили потребность страны в квалифицированных кадрах для промышленности, административной и других сфер.

По инициативе государственных (гражданских и ведомственных) и церковных властей на Урале начала формироваться система образования.

Возникшие проблемы были связаны с неудовлетворительным финансированием, острой нехваткой учителей, недоверием большинства населения к казенным заведениям (крестьяне, посадские жители считали, и порой не без основания, обучение в них пустой тратой времени).

В среде мастеровых и работных людей и канцелярских служащих более надежным и полезным методом обучения считалось практическое профессиональное ученичество.

Первенцами уральского просвещения стали открытые в 1721 г. по инициативе Татищева арифметические школы в Кунгуре и на Уктусском заводе, а в 1722 г. две словесные школы на Уктусском и Алапаевском заводах.

В них обучались 104 человека — дети заводских служителей, мастеровых и работных людей и приписных крестьян. Заводские школы давали общее начальное образование.

В 1725 г. Эти школы были закрыты, ученики Кунгурской и Уктусской школ были переведены в арифметическую и словесную школы в Екатеринбурге.

Арифметическая школа — школа обучения азам математики.

Словесная школа — школа обучения азам грамоты.

В 1730-е гг., после возвращения В.Н. Татищева на Урал, при восьми уральских заводах и в г. Кунгуре были открыты новые арифметические и словесные школы. Вскоре школами обзавелись Каменский, Алапаевский, Сысертский, Уктусский, Лялинский, Верхисетский, Пыскорский, Егошихинский и Полевcкой заводы, а общее количество школ достигло двух десятков.

В Екатеринбурге, помимо двух старых школ, были открыты три новые: знаменования (черчения и рисования), немецкая и латинская, которые пали первыми иноязычными учебными заведениями на Урале.

Как и обычные школы, немецкая и латинская принимали выходцев всех сословий (кроме крепостных), хотя среди учеников преобладали дети мастеров уральских заводов. В этих школах кроме уральцев учились и жители Тобольска, Красноярска, Самары.

Для иногородних был открыт пансион, но средства на питание отпускались крайне скудные, и после отъезда Татищева его закрыли. Принимать в горнозаводские школы разрешалось детей с 7 лет, но основная масса учеников была в возрасте 12—15 лет.

Многие из них (около половины от общего числа) получали жалованье. После окончательного отъезда Татищева с Урала количество школ значительно сократилось, закрылась латинская школа в Екатеринбурге.

При частных заводах школьное образование было скромно представлено тремя заведениями: при Нижнетагильском заводе Н.А. Демидова (открыто в 1765 г.), в с. Ильинском при заводах Строгановых (1793/94 г.) и при Пожевских заводах Всеволожских (1799 г.).
Частные горнозаводские школы были рассчитаны преимущественно на обучение детей приказчиков и конторских служащих соответствующих заводов.

В связи со школьной реформой в 1786 г. на Урале были созданы главные и малые народные училища. Главные народные училища учредили в наместнических центрах края — в Перми и Вятке.

В 1797 г. число этих учебных заведений увеличилось за счет превращения в главное малого народного училища в Оренбурге (в свое время оно было переведено туда из Уфы). Обучение в главных народных училищах длилось 5 лет и было разбито на 4 класса.

В программу обучения входили: русский, латинский и один из современных иностранных языков, русская география и история, всеобщая история, геометрия, естествознание, физика, основы архитектуры и черчения.

Малые народные училища в 80—90-е гг. XVIII в. существовали почти во всех уездных городах Урала. Эти училища имели двухклассную структуру, срок обучения был вдвое короче, чем в главных, и набор учебных дисциплин попроще: чтение, письмо, священная история, катехизис.

Единственное малое народное училище на частновладельческих территориях открылось в 1794 г. В строгановском селе Ильинском, где уже существовала традиция работы горнозаводской школы.

Народные училища принимали в число учеников выходцев из всех сословий (кроме крепостных), как мальчиков, так и девочек. Содержались эти образовательные учреждения за счет населения.

Церковная система образования была рассчитана на обучение детей духовенства, хотя не была закрыта и для мирян. В первые годы XVIII в. начальные школы открылись при Верхотурском Николаевском, Далматовском Успенском, Рафаиловском, Троицком и других монастырях. Дети всех сословий обучались в них письму, чтению, счету, основам христианской морали.

Большее значение для дальнейшего развития образования имела славяно-латинская школа, открытая в 1735 г. в г. Хлынове на Вятке стараниями местного епископа Лаврентия Горки. Первые годы он пытался привлечь к обучению в этой школе не только детей духовенства и церковнослужителей, но и посадских жителей. Однако посадские отнеслись к этой идее резко отрицательно. Несколько лет спустя школа была преобразована в семинарию — первое на Урале специальное учебное заведение для подготовки священнослужителей.

Курс семинарии включал изучение философии, богословия, риторики, поэзии, арифметики, русского и латинского языков, обучение пению. Вятская семинария отличалась хорошим уровнем подготовки кадров, особенно проповедников.


Комментировать


восемь + = 15

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru