Образ журналиста в произведениях массовой культуры Российской Федерации | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Образ журналиста в произведениях массовой культуры Российской Федерации

woman microphone question interview journalist

Аннотация: в статье выявлены слагаемые современного журнализма, проанализированы образы журналистов, созданные в массовой культуре Российской Федерации. Обнаружить образ журналиста на страницах массовых изданий и в полнометражных художественных фильмах непросто. В различные этапы становления российского общества журналист представал в произведениях подобного типа с целью персонификации определенной идеологии.

Сегодня комикс-персонажи задвинуты на задний план сплошной супергероикой, в сериалах аудитория чаще обсуждает отношения между героями, чем то, кто они есть, в фильмах делается упор на эпичность действия, а в художественной литературе журналист, как правило, способ создания произведения в жанре «экшн». Образ российского журналиста чаще всего негативен: это либо «продажный» мужчина из бульварной прессы, либо «собиратель» сплетен, либо карьерист. Гораздо реже такие герои становятся главными участниками криминальных событий, добиваясь торжества справедливости и утверждения в обществе правды.

Основная задача авторов при создании таких произведений с персонажами-журналистами – предоставить материал, интересный потребителю. Превращение любого продукта, в том числе и духовного, в товар, диктует особые условия создания образа журналиста. Основываясь на выявленном Д. Рэндаллом [1] образе универсального журналиста, мы типологизировали персонажей, выявив определенные закономерности.

Итоги нашего исследования состоят в подтверждении предполагаемых результатов: создатели продуктов массовой культуры не ставят перед собой задачу объективно показать профессию журналиста, в их произведениях журнализм предстает в гротескном изображении.

Ключевые слова: журналист, образ, портрет, массовая культура, комикс, телевидение, кинематограф, художественная литература. Summary: the article reveals the terms of modern journalism, analyses the journalist images created in the mass culture of the Russian Federation.

It is not easy to find out the journalist image on pages of mass editions and in full-length feature films. In various stages of the Russian society formation, the journalist appeared in this type of works with the goal of personifying a certain ideology. Today, the comic characters are pushed into the background by a solid superhero nature, the audience often discusses the relationship between heroes than who they are in the series, the

films emphasize the epic nature of the action, and the journalist is usually a way of creating a work in the “action” genre in fiction. The Russian journalist image is often negative: it is either a “hatchet” man from the tabloid press, or gossip “collector”, or a careerist. Such characters much less often become the main participants in criminal events, seeking the triumph of justice and the establishment of truth in the society. The main task of the authors when creating such works with the charactersjournalists is to provide material interesting to the consumer.

Transformation of any product, including spiritual, into a good, dictates the special conditions for creating the journalist image. Based on the universal journalist image, identified by D. Randall [1], we typologized the characters, having revealed certain regularities. The results of our study consist in confirming the expected results: the creators of mass culture products do not set themselves the task of objectively demonstrating the journalist profession; journalism appears in a grotesque image in their works. Keywords: journalist, image, portrait, mass culture, comics, television, cinema, fiction.

Цель статьи – выявление характеристик создаваемого в продуктах массовой культуры образа журналиста. Мы будем рассматривать журнализм с точки зрения сегодняшних реалий Российской Федерации. Универсальный журналист – многофункциональный работник, который может писать практически на любые темы и владеет методикой создания публицистического произведения для любого вида средств массовой информации. Он знает азы большого количества специальностей, однако не может похвастаться глубокими знаниями в какой-то области. При этом он и не стремится к объективности подачи фактов, к выявлению истины, его приоритет – оперативность в предоставлении материала редакции. Эти он отличается от идеального журналиста, характеризующегося, в первую очередь, социальной ответственностью. Идеальный журналист стремится к качественной, основанной на достоверных проверенных фактах, журналистике, цель которой – донести правду до читателей, к какому бы слою общества они не относились.

Он ставит все под сомнение, способен искать и публиковать только проверенную, закрепленную в официальных источниках, информацию, не зависит от власти, не контролируем никем, беспристрастно смотрит на окружающий мир и разрушает мифы и так далее. Его главная цель – организовать победу добра и правосудия. Эти две модели журналиста – универсальный и идеальный – становятся полярными при создании образа журналиста в произведениях массовой культуры. Универсальный журналист предстает на экране ярким, преуспевающим, самодовольным, но обязательно совершающим грубые нарушения профессиональной этики, а идеальный журналист незаметен, неудачлив в личной жизни, излишне скромен, но бесстрашен и въедлив при исполнении профессионального долга. Под термином «массовая культура» авторы данной статьи понимают определение, данное Г.И. Марковой: «явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе.

Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно представляемая аудитории средствами массовой информации» [2]. Образ журналиста в произведениях, рассчитанных на широкую массовую аудиторию, создается не одно десятилетие. В числе их авторов представители разных эпох, стилей и направлений – Ги де Мопассан, Артур Конан Дойль, Марк Твен, Эрнест Хемингуэй, Хантер Томпсон, Стиг Ларссон, Гюнтер Грасс, Артур Хейли и множество других. На экраны мирового кинематографа образ журналиста выводился в кинофильмах «Римские каникулы» («Roman Holiday») Уильяма Уайлера, «Сладкая жизнь» («La Dolce Vita») Федерико Феллини, «Плутовство, или Хвост машет собакой» («Wag the Dog») Барри Левинсона, «Профессия – репортер» («Professione: reporter») Микеланджело Антониони, «Вся президентская рать» («All the President’s Men») Алана Пакулы, «Афера Стивена Гласса» («Shattered Glass») Билли Рэя и многих других. За несколько последних лет журналист все чаще становится одним из персонажей произведений и российской массовой культуры (книг, телесериалов и кинофильмов). Он может нести в сюжете функцию «героя» или «злодея», но профессиональные навыки, его возможности и обязанности никак не затрагиваются.

Проблема репрезентации журнализма в массовой культуре России лишь недавно стала предметом научного осмысления. За несколько последних лет о комиксах и их влиянии на российский рынок был издан всего один научный труд «Век супергероев: истоки, история, идеология американского комикса» Д.Г. Дмитриевой [3], Исследователь В.М. Халилов рассматривал образ журналиста в кинематографе США [4] и то, как он влияет на восприятие профессии в России. Вопросам формирования медиаобраза журналиста в современном кинематографе посвящена научная работа К.М. Антиповой [5], многие российские исследователи (например, В.Л. Цвик, Я.В. Назарова, Г.В. Лазутина [6] и другие) изучали сущность творческой деятельности телевизионного журналиста. Результаты проведенного нами исследования дополняются российскими примерами E. King и R. Reddick [7], S. Denson, C. Meyer, D. Stein [8], N. Newman [9], M. Deuze [10], M. Ehrlich [11] в области формирования медийных образов представителей разного рода деятельности в масс-медиа, в том числе журналиста в произведениях массовой культуры. Хронологический период исследования охватывает семь лет (2008-2015 гг.), за это время было представлено несколько произведений, героями которых были и журналисты.

Эмпирическую базу исследования составили следующие печатные произведения массовой культуры Российской Федерации: иронический детектив, соответствующий американскому сериалу «Ангел на метле» из цикла «Джентльмен сыска: Иван Подушкин» Д. Донцовой (2008 г.); сатирический роман «The Телки. Повесть о ненастоящей любви» С. Минаева (2008 г.) и детективный российский комикс «Майор Гром» (2012-2015 гг.). Также были изучены аудиовизуальные произведения: российский сериал «Местные новости» (2013 г.) и романтическая комедия «Срочно выйду замуж» (2015 г.). В выбранных для изучения произведениях герои-журналисты были главными персонажами. Мы рассмотрели разные жанры и годы, чтобы выявить, как трансформировался образ журналиста в интерпретации авторов книг и сериалов в начале XXI века. Выполняя исследование, мы применили следующие методы: 1) содержательный анализ выбранных для изучения произведений массовой культуры, позволивший нам выявить приемы формирования образа журналиста.

Поняв, как своих героев видит конкретный автор, мы смогли определить особенности каждого из героев и их соответствие научному взгляду на профессию журналиста; 2) структурный анализ содержания составивших эмпирическую базу произведений с целью изучения изменения характеров персонажей по ходу развития сюжета, возможного разрушения типа личности в угоду развития сюжета. Рассмотрев становление героев, мы смогли понять, насколько они были важны авторам в качестве профессионала своего дела. 3) сравнительно-сопоставительный анализ образов журналистов – героев произведений массовой культуры, составивших эмпирическую базу исследования, и журналиста реального. Проведя исследование, мы получили следующие результаты.

1. Как универсальный, так и идеальный журналисты должны достигнуть многого, чтобы иметь право так называться. Это тяжелый путь, на котором придется крайне серьезно работать над собой, совершенствуя как свой характер и творческие способности, так и постоянно думая о каждом событии как о потенциальной публикации и отдавая себя всего профессии.

2. Выявив принципы творческой и этической деятельности, которые следует соблюдать нынешним журналистам, мы смогли в полной мере представить образ современного журналиста, построенный в массовом сознании аудитории, который оказался схож с образом универсального журналиста Дэвида Рэндалла.

3. Описав журналистов в выбранных произведениях (их взгляды на жизнь, ценности и профессиональные качества) и сопоставив их образы с реальными журналистами, мы осознали, насколько авторы и сценаристы стараются подобраться к реальности, затронуть актуальные и важные проблемы.

4. Журналисты в телесериалах добры, честны и никогда не позволят себе совершать поступки, противоречащие их нравственным ориентирам. Герои комиксов и книг разнообразны, их объединяет тяга к поиску информации, возможность найти «новость дня» и способность управлять людьми, как марионетками. В художественных фильмах журналистика была представлена лишь как дополнение к характеристикам героев, как способ «перемещать» персонаж в пространстве.

Журналист в изученных нами произведениях массовой культуры – отважный, честный, стремящийся сделать все ради успеха, умный и острый на язык, однако человеческие качества берут в нем верх над профессиональными. 5. Для авторов произведений, составивших эмпирическую базу данного исследования, динамика развития сюжета находились на первом месте, тогда как передача современных реалий – не самое важное. Это связано с общим убеждением создателей комиксов, телесериалов, книг и фильмов, что в России журналистика не способна влиять на общество и изменить социальнополитические условия в стране. Итак, каким предстает журналист в российских массовых изданиях?

1. Идущим на смерть. Юлия Пчелкина, персонаж комикса «Майор Гром», очень смелая девушка, готовая на все ради правды. Уже в первом сюжете она оказывает своему молодому человеку неоценимую услугу, помогая выследить антагониста и обличая грехи миллиардера Сергея Разумовского. Без участия Юлии история и не получила бы огласки, так как именно девушка, работающая на телевидении, смогла донести до аудитории все факты максимально оперативно и правдоподобно. В последующих сюжетах ее профессиональные навыки несколько размываются. За разворачиваемой в комиксе трагической романтикой виден профессиональный подтекст. Юля мыслит, как журналист: ее волнует, чтобы общественность получала только факты без примеси лжи и лукавства. Она бойкая, в какой-то степени наглая. Для нее существует лишь одна этика – этика телекомпании, в которой она работает. Никто не может повлиять на ее мнение, даже ее молодой человек. В итоге она погибает.

2. Беспринципным торговцем. Сергей Митяев – главный редактор газеты «Час пик», ставшей источником сплетен, скандалов, интриг, расследований, – герой книги Дарьи Донцовой «Ангел на метле». Детектив Иван Подушкин, основной персонаж романа, характеризует его так: «Я очень хорошо знаю девиз борзописцев: “Все на продажу”». Сергею Митяеву не важно, как, про кого и что писать, для него главное сколько и когда за это заплатят. Он готов сфальсифицировать статью об олигархе или шантажировать мужа «глупой певички» якобы скандальными фото его супруги, чтобы оплатить свой новый автомобиль. О журналистике в целом в этой книге написано так: «Современная журналистика исповедует один принцип: “Сначала добудем факты, а уж потом можно искажать их как заблагорассудится!”»

3. Трусливым карьеристом. В своем романе «The Телки» писатель Сергей Минаев представляет аудитории образ самовлюбленного, эгоистичного, пошлого, циничного, капризного и трусливого журналиста, который пишет лишь о том, о чем хочет читать его руководство. Он не имеет своего мнения, полагая, что «в борьбе с самим собой главное – не победа, а участие». Он боится быть самим собой, искренне считая, что лучше быть частью толпы: «В порыве народного гнева объединиться, затравить и выгнать из стада отбившуюся одиночку – это самое лучшее средство для сплочения масс».

4. Идеалистом-романтиком. Коллективный портрет современного российского журналиста можно увидеть в персонажах телесериала «Местные новости».

Фотограф Максим – еще молод, многого не понимает, но старается добраться до правды, выявить и верно истолковать все причины и следствия человеческих поступков. Марина – хороший психолог, когда ей приходится писать заказную статью, включает фантазию, нарушая профессиональные требования достоверности, и создает публицистическую историю, опираясь на сон героя. Она честна, открыта, доверчива, всегда учитывает мнение аудитории. В газете у нее своя рубрика для самых маленьких, также она часто пишет в рубрику «Проверено на себе». Сансаныч – настоящий идеалист. Он не просто главный редактор, но и сердце редакции. Он подбадривает каждого члена редакции и заботится о них, всегда на связи, всегда понимает, всегда улыбается. Евгений и Розалия. Он хитер, она красива. В тандеме их работа наиболее слажена. Благодаря красоте, у Розалии много связей и в органах власти города. Евгений с помощью хитрости способен узнать то, что многим не под силу. Оба не любят писать скучные и сложные темы, но оба незаменимы. Их оружие – харизма и внешний облик. Таким образом, авторы создают явно ложное представление о работе журналистов. В современных российских кино и телефильмах сюжет может или развиваться в редакции, или главный герой может работать журналистом.

Так, телеканал НТВ предпринял попытку формирования у аудитории образа наглого работника местной газеты, который собирает сплетни. В кинематографе реже выделяют тему этой профессии. В фильме «Срочно выйду замуж», вышедшем в широкий прокат в конце 2015 г., героиня работает в семейном журнале. Она узнает, что генеральный директор скоро должен покинуть свой пост, и ему нужна замена. Поскольку журнал о семье и руководить им должен семейный человек, журналистка заявляет, что через неделю у нее свадьба. Так стартует романтический сюжет кинофильма. Язвительные слова, планерки, плохая работа с диктофоном и полное неумение задавать вопросы – таковы основные характеристики журналистов, представленных в кинокартине. В результате проведенного исследования авторы статьи пришли к выводу, что в российских произведениях массовой культуры не существует образа идеального журналиста, авторы склонны к утрированному изображению не самых лучших качеств универсального журналиста. В итоге возникает стереотип, рождающий не всегда положительное, представление о журналистике.

Мы полагаем, что при создании произведений массовой культуры нужно постепенно избавляться от социальных ярлыков и создавать такие произведения, которые дают истинное представление о той профессиональной сфере, которая отражается в творчестве российских писателей и кинематографистов. Распространение ложных представлений о профессии журналиста чревато привлечением в профессиональную деятельность молодежи, ориентирующейся на воспринятые ей образы журналиста в произведениях массовой культуры, тиражирующей симулякры и снижающей роль средств массовой информации в формировании общества будущего. Если в конце 1960-х гг. абитуриент ориентировался на образ журналиста, созданного в фильме Сергея Герасимова «Журналист», где главный герой обретает личное счастье в процессе выполнения профессионального долга, то в конце 1980-х гг. образ журналиста, созданный в фильме Николая Гибу «Ваш специальный корреспондент», ориентировал его на противостояние личности, отстаивающей правду, и толпы, готовой поступиться этой правдой ради личных выгод. Нами чувствуется острая необходимость в дополнительной научной литературе по данной теме, так как в настоящее время изученность ее минимальна. Исследование формирования общественного мнения о роли журналистики в обществе скорректирует перечень компетенций, вырабатывающихся в ходе профессионального обучения. Результаты нашего исследования дополняют современной российской практикой выводы M.C. Ehrlich [12], J. Salzman, L. Mitchell [13] о том, каким образом современный журналист репрезентирован в произведениях массовой культуры.

Различия есть и одно из них в том, что российские авторы медиатекстов часто формируют отрицательное общественное мнение к журналистам, представляя их алчными, беспринципными, нарушающими профессиональную этику персонами. Однако в произведениях массовой культуры, изданных или вышедших в эфир за пределами России, указанными выше исследователями выявлены попытки объективного взгляда на профессиональную деятельность журналиста, который в большинстве произведений оказывается положительным героем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рэндалл Д. Универсальный журналист / Пер. с англ. А. Порьяза. СПб.: Национальный Институт прессы, 2000. 160 с.

2. Дмитриева Д.Г. Век супергероев: Истоки, история, идеология американского комикса. М.: Изотека, 2015. 320 с. 3. Халилов В.М. Трансформация образа журналиста и изображения прессы в киноматографе США в начале XXI века // Россия и Америка в XXI веке: электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=46 (режим доступа – свободный). 4. Антипова К.М. Формирование медиаобраза журналиста в современном кинематографе // Медиа. Информация. Коммуникация: международный журнал. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://mic.org.ru/6-nomer2013/212-formirovanie-mediaobraza-zhurnalista-v-sovremennom-kinematografe (режим доступа – свободный). 5. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2006. 240 с. 6. Маркова Г.И. Массовая культура: содержание и социальные функции: дис. … канд. культуролог. наук. М., 1996. С.37. 7. King, E., Reddick, R. (2000). The Online Journalist 3 rd . Wadsworth Publishing ©2000, 288 p. 8. Denson, S., Meyer, C., Stein, D. (2013). Transnational Perspectives on Graphic Narratives. Bloomsbury Academic, 296 p. 9. Newman, N. (2009). The rise of social media and its impact on mainstream journalism: A study of how newspapers and broadcasters in the UK and US are responding to a wave of participatory social media, and a historic shift in control towards individual consumers. Available at: http://www.sssup.it/UploadDocs/66

35_8_S_The_rise_of_Social_Media_and_its_Impact_on_mainstream_journalism_Ne wman_07.pdf (режим доступа – свободный). 10. Deuze, M. (2004). What is multimedia journalism? Journalism Studies. Vol. 5. No. 2, pp. 139-152. 11. Ehrlich, M.С. (2004). Journalism in the movies. University of Illinois Press, 195 p. 12. Ehrlich, M.С. (2015). The Heroes and Scoundrels Journalist in Popular Culture Project. University of Illinois Press. Available at: http://www.ijpc.org/page/heroes_and_scoundrels. 13. Salzman, J., Mitchell, L. (2013). The image of the Washington journalist in movies and television 1932-2013. Available at: http://www.ijpc.org/page/ijpc_washington.

Р.П. Баканов, К.И. Зайсанов


Комментировать


× 3 = двадцать один

Яндекс.Метрика