События, которые формируют нашу личную и национальную истории – дни рождения, свадьбы, похороны, фестивали, национальные и религиозные праздники – запоминаются нам лучше всего и остаются как у нас в памяти, так и на фотографиях. В школах ключевые даты позволяют построить вокруг них уроки, посвященные истории, литературе, культуре или искусству.
Когда на занятиях мы узнаем о событиях, произошедших в этот день в истории нашей страны, или о ежегодных фестивалях, мы знаем, что в это же время тысячи людей получают ту же информацию. Мы пользуемся многочисленными информационными ресурсами, посвященными событию, большинство из которых находится в открытом доступе. Идея объединения большого количества людей вокруг образовательных событий получает все большее распространение по всему миру. Scratch – язык программирования, созданный специально для детей, которые только начинают учиться программировать. В 2008 году состоялась первая ежегодная конференция Scratch, на которой присутствовали сотни разработчиков, исследователей и специалистов в области образования.
Однако конференция была доступна только тем, кто обладал достаточным средствами и временем, чтобы ее посетить, и не была нацелена на всех тех энтузиастов и пользователей языка, которые составляют подавляющую часть сообщества Scratch. Как ответ на это, было решено организовать ежегодный праздник День Scratch, который позволил бы всем интересующимся языком собираться вместе. На ежегодных мероприятиях, проводимых с тех пор, энтузиасты и пользователи языка встречаются, чтобы делиться друг с другом идеями и опытом, принимать участие в совместной работе над проектами и просто получать удовольствие от общения. В 2016 году в рамках Дня Scratch прошло более 659 событий в 74 странах мира. Одни из наиболее успешных мероприятий такого рода стал Час Кода — часовое введение в информатику, призванное развеять мифы о сложности программирования и показать, что каждый может научиться его основам. Участниками часа кода стало более ста миллионов людей из 180 стран мира, вводные уроки доступны на 45 языках, включая русский.
Другим примером обучения, основанного на событиях, может послужить Биоблиц. Биоблиц собирает группы людей для того, чтобы выполнить биологический обзор определенной территории за короткий промежуток времени — обычно в течение дня, и обнаружить как можно большее количество представителей флоры и фауны. Подобные события собирают вместе ученых, натуралистов и людей, не имеющих отношение к биологии, предоставляя последним уникальную возможность узнать больше о биологии, экологи и той важной роли, которую природа играет в нашей жизни. Результаты Биоблица публикуются онлайн и становятся доступны всем желающим.
Все чаще телевидение и театральные события используются не только для развлечения, но и в образовательных целях. Например, ежегодное мероприятие Stargazing Live канала Би-би-си привлекает внимание телезрителей к астрономии и изучению планет. При этом существует возможность для распространения полученного опыта с помощью онлайн-ресурсов и участия в научных исследованиях.
Так, нарпимер, в 2012 году онлайн-классификация, выполненная при участии телезрителей, привела к открытию новой планеты, вращающейся вокруг далекой звезды; их работа помогла в следующем году идентифицировать десятки неизвестных ранее галактик. Аналогичные события существуют также и в сфере искусства и гуманитарных наук. Например, в 2013 году Royal Shakespeare Company организовала трансляцию пьесы «Сон в летнюю ночь» в реальном времени. Проект получил огромный отклик: более 25 миллионов отзывов в социальной сети Twitter, и развернул широкую дискуссию, затрагивающую Шекспира и его современников, в которую включились люди со всего мира. Телевизионная компания Channel4 запустила однодневное мероприятие, посвященное Высадке в Нормандии, и способствовала распространению информации о событии в СМИ.
В обоих случаях события были ограничены по времени, вызвали широкую дискуссию и дали почву для размышления большой группе людей в течение небольшого промежутка времени. Технологичное, основанное на событиях обучение предлагает возможности для участия, сотрудничества и распространения накопленного опыта. Эти мероприятия не только обладают потенциалом для вовлечения миллионов людей в процесс обучения и получения опыта, но и могут значительно пополнять запасы знаний и делать их доступными для всего общества.