Составление плана занятия в целом и отработки отдельных учебных вопросов — важнейшее слагаемое подготовки руководителя. От того, насколько продуман и реален избранный руководителем план, во многом зависит успех занятий, особенно в поле с привлечением обслуживающих подразделений, боевой техники, имитационных средств. Но планирование хода занятия является планированием особого рода. Дело в том, что процесс обучения— двусторонний, в нем невозможно заранее предусмотреть реакцию и действия обучаемых по ходу всего занятия, как и невозможно предусмотреть, например, изменения погоды в ходе полевых занятий, которые потребуют изменения плана занятия, или возможные непредвиденные события — поломку мишенного оборудования, неисправности техники и т. п.
Поэтому план занятия не может быть чем-то неизменным; руководитель должен быть готов в зависимости от обстоятельств отойти от своего плана. Руководитель по отношению к своим планам должен проявлять гибкость и свободу, не считать себя связанным планом. Чем опытнее преподаватель, тем решительнее и смелее он отходит от заранее составленного плана в поисках лучшего продолжения занятия.
Но с другой стороны, хороший руководитель вовсе не характеризуется легкой податливостью к тем воздействиям, которые толкают на изменение хода урока. Каждый может вспомнить примеры из опыта собственной учебы, когда преподавателю специально задавались такие вопросы, которые бы отвлекли его от намеченного плана занятия, сократили бы время на проверку обучаемых п т. п. И если руководитель попадается на эту «удочку» и план урока ему ломают обучаемые, это характеризует малоопытного преподавателя. Поэтому необходимо твердо следовать своему плану, решительно и настойчиво проводить его в жизнь до тех пор, пока против него не появится достаточно решительных доводов. Какие из них следует считать основанием для изменения плана занятия, должен подсказать руководителю его опыт и здравый смысл. Если, например, при проведении вступительной части занятия преподаватель установил, что группа обучаемых не выполнила задания— из-за отмены командованием самоподготовки, — а изучение нового материала основывается на решении заданного па самоподготовку расчета, то несомненно правильным будет его решение провести УТИ расчеты сейчас на уроке, изменив свой ранее составленный план.
И можно привести другой пример, когда обстоятельства и твердость руководителя позволили ему выполнить заранее намеченную программу, причем в более трудных и поучительных условиях. Так случилось, что па занятиях по выполнению учебных упражнений по стрельбе из танков ухудшилась погода, начался дождь, затруднились условия для вождения танков. Руководитель занятия на учебном месте в огневом городке — командир взвода — доложил преподавателю предложение прекратить стрельбу и в классе огневого городка провести изучение правил стрельбы.
Преподаватель собрал курсантов, объяснил им необходимость и важность умения вести огонь из танков в трудных погодных условиях, дал советы по особенностям действий экипажей при этом — как должны помогать стреляющему командир танка и механик-водитель; затем сам в роли наводчика успешно выполнил упражнение в присутствии всей группы, Взвод продолжил стрельбу, получил практику действий в трудных условиях и в последующем па контрольных стрельбах получил хорошую оценку.
Разумеется, твердость руководителя в отстаивании своего плана не должна перерастать в упрямство. Если, как это иногда бывает, особенно в присутствии на занятии старших начальников, руководитель, не считаясь с обстоятельствами, не принимает решения об изменении плана занятия, стремится, как ему кажется, показать начальнику свою твердость и требовательность, — значит такой руководитель в действительности не обладает необходимой самостоятельностью и решительностью.
Уместно отметить здесь такую положительную черту опытных командиров. Если старший начальник прибыл на занятия не к началу урока и продолжение его по первоначальному плану может быть для проверяющего недостаточно понятным, следует несколько минут уделить краткому повторению проведенных рапсе объяснений. Можно доложить, что на занятии уже были рассмотрены такие-то вопросы; если надо, кратко повторить их сущность и только после этого продолжить занятие по первоначальному плану. Такие коррективы в ходе урока являются признаком опытности руководителя, его тактичности по отношению к старшим.
Во всех случаях стремление руководителя выполнить свой план занятия не должно приводить к подавлению любознательности и активности обучаемых. Обычно в каждой учебной группе есть обучаемые с критическим складом ума, задающие много вопросов, в том числе и не всегда относящихся к теме занятия; не воспринимающие объяснения и выводы без достаточно убедительных оснований. Таких обучаемых нельзя одергивать и останавливать командирским авторитетом и тем более окриком. Надо суметь использовать их «внеплановые» вопросы для активизации занятия, для поддержания общего интереса, а иногда и но характеру вопросов сделать вывод о внесении изменений в ход урока. Опытные и умные преподаватели обычно знают и поддерживают таких «неудобных» обучаемых как помощников в деле повышения общей активности группы.
Рассмотренное отношение к плану занятия отвергает встречающееся иногда в педагогической литературе сравнение отличного преподавателя-методиста с дирижером оркестра. Мол, у такого руководителя занятие проходит, как по потам у дирижера. Каждый музыкант оркестра имеет партию своего инструмента, определенную партитурой, и весь оркестр строго подчиняется — без каких-либо отступлений — дирижеру от начала до конца исполнения.
Обучаемые па занятии должны активно участвовать в процессе обучения в меру своих индивидуальных возможностей и способностей, со своими особенностями овладения умениями и навыками, со своим характером и темпераментом. Нельзя планом руководителя вес это учесть и предусмотреть. Занятие в некотором роде подобно живому организму, каждое мгновение меняющемуся, и именно поэтому становящемуся эффективным методом познания, Поэтому не строгие дирижерские поты управляют занятием, а гибкий ум преподавателя, чутко реагирующего па все изменения настроения и активности обучаемых и смело — если он считает полезным — изменяющему им же ранее составленный план занятия. Приведем советы по «технике» пользования планом занятия, которые давал своим молодым товарищам по работе один из опытнейших методистов-выстреловцев полковник Н, П. Семиколспов.
«При любом уровне готовности руководителя, — говорил он,— придя на занятие, надо не только не стесняться достать свой конспект, не пытаться посмотреть в пего незаметно для обучаемых, а демонстративно раскрыть его. Пусть обучаемые видят и знают, что преподаватель готовился к занятию, имеет план его проведения. А далее — если в том пет нужды — можно в него и не заглядывать. Но если уж надо что-то в конспекте посмотреть, то делать это следует опять-таки не украдкой, а открыто.
Взять его в руки, прочитать точно цитату, численные характеристики, нужные данные. Нельзя, разумеется, допускать ведения урока, в том числе лекции, дословным чтением текста, не отрываясь от конспекта. Надо учиться свободно излагать материал, видеть обучаемых и их реакцию па ход занятия, стараться понять ее. Тогда можно своевременно почувствовать необходимость дополнения или изменения своего плана занятия».
И еще одно добавление. Когда приходится проводить одно и то же занятие в нескольких учебных группах, опытные преподаватели отмечают, что они в разных группах проводят его, как правило, неодинаково. На изменения каких-то отдельных элементов урока толкают, во-первых, неизбежные различия в составах учебных групп и, следовательно, различная реакция обучаемых на одни и те же приемы руководителя; и, во-вторых, творческое начало, которое обязательно должно быть у преподавателя, — не повторяться, не держаться планов даже удачно проведенных уроков, как застывшей формы, а искать, придумывать новые, более активные пути проведения занятия.