Одиночество как фактор профессионального успеха | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Одиночество как фактор профессионального успеха

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению одиночества как важнейшей социальной проблемы современного общества, а также основных причин ее возникновения. Феномен одиночества раскрывается в разных смысловых интерпретациях, в том числе, как фактор профессионального успеха.

Ключевые слова: одиночество, профессиональный успех, синглтон.

В современном обществе одной их характерных тенденцией становится массовое устремление людей к жизненному успеху. Понятие «успех» имеет много содержательных трактовок: успех, как синоним счастья и удачи; успех, как цель и характеристика деятельности; как социальное признание, форма самореализации личности или высокий материальный уровень жизни. Одной из разновидностей жизненного успеха является профессиональный успех, который характеризуется высокими результатами в карьере, уровнем занимаемой должности, размером заработной платы, социальным уважением и признанием. Современные мужчины и женщины все чаще связывают свой профессиональный успех с внутренней самооценкой, реализацией своих способностей, пониманием востребованности себя.

Слагаемых профессионального успеха много. Однако среди них в большей степени выделяют такие личностные качества, как интеллект, целеустремленность, решительность, способность к самоорганизации, коммуникабельность и т.д. В последнее время, все чаще в качестве одного из факторов профессионального успеха, социологи и психологи выделяют «добровольное одиночество». Несмотря на то, что большинство современных людей, достигших восемнадцатилетнего возраста, сохраняют традиционную установку на брак, число инакомыслящего населения, постоянно растет. Почему это происходит? Какими причинами можно объяснить новую социокультурную тенденцию к добровольному одиночеству?

Целью данного исследования является попытка социально-философского анализа добровольного одиночества как фактора профессионального успеха в современном обществе. Данная цель реализуется в ряде задач: • выявить социокультурные основания и причины появления нового феномена «добровольного одиночества»; • раскрыть специфические особенности новых форм идентичности современного человека, как «синглтоны», «family-free»; • проанализировать, каким образом «добровольное одиночество» становится одним из необходимых факторов профессионального успеха. В социально-философской традиции понятие одиночество имеет целый ряд значений и интерпретаций:

Так, Б. Паскаль, М. Бубер определяли одиночество как «онтологическую бездомность», то есть неопределенность роли и смысла человеческого пребывания в мире, что можно интерпретировать как неприкаянность человека в бесконечности или отсутствие предустановленной гармонии человека с миром. В экзистенциальной философии Ж.-П. Сартра, одиночество – это «обреченность» каждого человека на самостоятельный выбор образа действия, или, иначе говоря, невозможность переложить ответственность за свой выбор на другого.

В рассуждениях американского мыслителя и писателя Г. Торо, феномен одиночества транслируется как добровольное избегание контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе. Современными социологами в контексте изучения темы одиночества были описаны новые формы человеческой идентичности, особая группа людей, сознательно выбирающих добровольное одиночество. Они получили название – синглтоны.

Синглтон (singleton, от английского single – один) можно перевести как «одиночка», «единичный предмет, не имеющий пары». Данный термин стал использоваться в современном научном поле для обозначения образца жизни людей, которые сознательно отказываются от брака и семьи и предпочитают жить в одиночестве. «Как правило, синглтоны – это вполне самостоятельные, самодостаточные люди, которые строят успешную карьеру и занимаются творческим и интеллектуальным саморазвитием.

По своей сути, синглтон – индивидуалист, который активно работает над собственным благополучием и удовольствием. Он живет ради себя самого» [3, с. 139]. Синглтоны – это те, «кто предпочитает не заводить тесных дружественных или сексуальных отношений с далеко идущими намерениями, с опаской относится к любым новым знакомствам, те, кто не желает брать на себя ответственность за жизнь и безопасность другого, поскольку любое сближение обязывает» [1, с. 207].

По своей сути, синглтоны – карьеристы, сосредоточенные на достижении финансового успеха и карьерного роста. Главная цель жизни – это абсолютная самореализация. По многим своим характеристикам современные синглтоны совпадают с таким социальным феноменом, как «яппи». Это понятие впервые появилось в американской культуре в 80-х годах ХХ века. Дословно «яппи» (Yuppie) – это аббревиатура от английских слов «Young» «Urban» «Professional» «Person» – молодой состоятельный профессиональный человек, который увлечен профессиональной карьерой, достижением финансового успеха. Яппи не стремиться реализовать себя в семейных ролях.

Его цель – профессиональная самореализация. Яппи имеют престижную высокооплачиваемую работу и ведут активный светский образ жизни, ориентируясь на все то, что находится в тренде. В определенном смысле «яппи» были противопоставлены хиппи. Возникает вопрос, почему все чаще неизменным атрибутом современного успешного человека становится одиночество? Каким образом одиночество приобретает значение необходимой составляющей профессионального успеха? Почему «добровольное одиночество» становится реальностью социальной жизни больших городов? Люди сознательно отказываются от постоянства, которое предлагает им наличие семьи по нескольким причинам.

Во-первых, данный образ жизни одиночки экономически целесообразен: одинокий человек оставляет на себя время, средства и личное пространство. Во-вторых, сознательное одиночество все чаще воспринимается в современном обществе как панацея от лишних стрессов и бытовых забот, которые с неизбежностью возникают у семейных людей. Третья причина кроется в том, что в современном мире пропагандируется гедонизм как главная цель и смысл жизни человека.

Жизнь в удовольствие, свобода передвижения, индивидуальные запросы и вкусы – все это становится затруднительным, когда человек обзаводится семьей. В-четвертых, свой вклад в процесс популяризации добровольного одиночества внесла революция в средствах связи. Новые технологии и виртуальная реальность позволяют человеку поддерживать опосредованное виртуальное общение, избегая при этом личных контактов, которые могут быть обременительными для занятого построением собственной карьеры современного человека. «В виртуальном пространстве можно легко завязать знакомство и так же легко прервать общение; можно спрятать свое реальное «Я» за многочисленными аватарами, социально одобряемыми идеальными образами. Здесь все объекты легко изменяемы, а все параметры условны» [2, с. 151]. Таким образом, все чаще добровольное одиночество выбирают молодые, социально активные люди.

Синглтоны – типичные представители современного общества потребления. Они ценят свободу, жизненный комфорт, личное пространство, все то, что позволяет им реализовать свои амбиции. Семья скорее рассматривается как помеха на пути к достижению собственных целей. Наряду с появлением синглтонов, в современном обществе свою значимость приобретает такое движение как «сhildfree» и «familyfree», которое пропагандирует добровольный отказ от детности и семьи как таковой.

Высокий уровень жизни и образования, по мнению ряда исследователей, ведёт к тому, что люди хотят жить для себя, а именно путешествовать, совершать дорогие покупки, посвящать свободное время различным хобби, а так же расти в профессиональном плане. Культивируемые ценности индивидуализма и гедонизма в современном обществе все больше идут в разрез с традиционными ценностями, в том числе и семьи, как важнейшего социального института. Сегодня проблема состоит не в том, что появилась такая категория людей, как синглтоны или «сhildfree», которые сознательно выбирают одиночество, а в том, что их число активно растет. В рамках изучения данной темы было проведено эмпирическое исследование в форме опроса. В социальном опросе приняли участие 92 респондента в возрастной группе от восемнадцати до двадцати двух лет – студенты высших учебных заведений города Омска.

На вопрос о том, «Насколько важной составляющей жизни для Вас является семья?» На свой ответ мы получили следующие ответы: 28% человек считают создание семьи очень важным шагом в жизни, 35% опрошенных не считают семью необходимой составляющей жизни современного человека, 22% человек колеблются в определении важности, а 15% и вовсе затруднились ответить.

Проведенное исследование показало, что в современном российском обществе, набирают популярность такие мировоззренческие позиции как добровольное одиночество, отказ от детей и супружества в целом. Создание семьи и продолжение рода как смысл жизни теряют свою актуальность и важность среди молодого поколения. На смену им приходит желание в самореализации и достижение профессионального успеха.

Список используемых источников: 1. Каштанова, О. В. Синглтоны – специфическая категория российских граждан [Текст] / О. В. Каштанова // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – № 3. – С. 206 – 212. 2. Маковецкая, Е.Н. SELFIE как способ бытия и самопрезентации современной молодежи в виртуальном пространстве [Текст] / Е.Н.Маковецкая // Современный ученый. – 2017. – Т. 2. – № 1. – С. 151-157. 3. Маковецкая Е.Н. Философия новой идентичности: от кидалтов до синглтонов [Текст] / Е.Н.Маковецкая // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2018. – № 5 (80). – С. 137-140.

Танская А.А., Шестакова Д.А.


Комментировать


5 × шесть =

Яндекс.Метрика