Определение журналистской ответственности

Журналистика не сводится к какой-то одной простой деятельности, и ей трудно дать определение, то же можно сказать и о значении слова «ответственность». Согласно одной из версий (McQuail, 2003: 45), последнее понятие для журналистики можно сформулировать следующим образом: «любое обоснованное, опирающееся на закон, обычай или мораль, ожидание, что пресса должна способствовать общественному благу и избегать причинения вреда».

Ответственность — это и стандарты качества (например, правдивость, независимость, честность, порядочность и т. д.), но и необходимость избегать возможных вредных последствий, но и обязанность служить определенной общественной цели. Представления об ответственности медиа перед обществом часто неубедительны и оспариваются из-за требования свободы прессы, при этом они сильно различаются в разных национальных контекстах. Помимо этого, такие представления могут быть противоречивыми или идеологически мотивированными. У термина «ответственность», когда он используется относительно массмедиа, возникают разные значения.

Одно из них касается происхождения профессиональных обязанностей. Ходжес (Hodges, 1996) выделил три типа ответственности: «заданную», или навязанную извне, «договорную», т. е. достигнутую по согласию сторон, и самоназначенную, добровольную. В случае журналистики заданий, приходящих извне, сравнительно мало, и обычно они относятся к сфере вещания (например, обеспечение неангажированного доступа политических сил к эфиру) или связаны с нормами общего права, то есть, по сути, необходимостью избегать причинения разного рода вреда. Во времена чрезвычайных ситуаций общенационального масштаба можно найти больше примеров таких «заданий». Что касается «договорных» обязанностей, то их диапазон широк, но в основном они относятся к конкретным или подразумеваемым обещаниям оказывать качественные услуги аудиториям или клиентам за деньги или обещаниям медиакомпаний регулирующим органам в обмен на получение лицензий. Обязанности, взятые на себя добровольно, также разнообразны, и их следует искать в обещаниях, даваемых редакциями, — служить своим аудиториям или общественным целям в соответствии с убеждениями или требованиями профессиональной этики. Главная общественная обязанность журналистики состоит в °м, чтобы избегать возбуждения ненависти, причинения насиия или вреда репутации. Еще один вид ответственности лежит
в моральной сфере, и возникает, когда можно увязать публикацию новости (или ее отсутствие) с какими-то предсказуемыми последствиями, такими, как самоубийство, проблемы со здоровьем или ущерб репутации.

Еще один вид добровольной ответственности несут профессиональные журналисты, согласные соблюдать этические кодексы и каноны добросовестной практики. Несмотря на провозглашаемую свободу, очевидно, что в обществе существует довольно широкий круг ожиданий, по которым медиа можно призвать к ответу за качество, поведение и результаты их работы. В центре нашего анализа стоят вопросы о том, какова природа общественного интереса к тому, что делает пресса. Именно эта тематика в значительной степени определяет проблему журналистской ответственности.

Дэнис МакКуэйл

Журналистика и общество


Комментировать


девять × = 36

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru