Определение стоимости информационных товаров и услуг | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Определение стоимости информационных товаров и услуг

Выполнение информационных товаров и услуг имеет большое значение для науки и наукоемких отраслей любой направленности. Для выполнения информационных услуг требуются знания, умения и помимо них, определенные материальные ресурсы.

Когда пользователь обращается в библиотеку, как правило, он не ограничивается традиционными услугами, современный потребитель, воспитанный на ИНТЕРНЕТе, редко пользуется услугами читальных залов и спокойно читает книгу в «традиционной» форме, он подойдет к вопросу более эффективно, может быть, закажет книгу через интернет, или попытается сканировать ее или сделать ксерокопию (хотя бы). А все это уже относится к категории дополнительных услуг библиотеки (законодательно относимым к платным услугам). Таким образом, потребитель платит за услугу, но не за информацию. Но ведь и сама информация, раз человек готов платить за ее доставку, не может не иметь цены. Не напрасно еще барон Ротшильд утверждал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Но если роль информации так велика, то, как оценить информацию?

Каковы признаки информации, как товара? Актуальность темы связана с тем, что в окружающей жизни мы, порой готовы отдать любые деньги за своевременно поступившую информацию. Информацию нельзя считать ничьей собственностью, даже в том случае, ели она принадлежит конкретному автору, а результатом его деятельности является статья. Как утверждает Б.Н. Макаровский [2], информация имеет общественный и частный характер, и потому, авторство не означает собственно владение подобное владению недвижимостью или подобным ей предметам. Автор пишет статью для того, чтобы общество имело возможность узнать и воспользоваться какими-либо возможностями, получив новое знание, и употребить ту информацию себе во благо. Но сам автор не перестает быть автором. Его права охраняются авторским правом. Он всего лишь делиться информацией с окружающими людьми. Эта информация становится доступной. Информацию нельзя израсходовать. Единожды реализовавшись, она будет циркулировать в окружающем мире и может быть неоднократно востребована. В отличие от других товаров, информация не может закончиться. Можно было бы использовать критерий ценности информации. Но как? Информационные потребности ученых и научных, и даже не научных, а обучающихся требуют постоянного наблюдения за их потребностями, с целью предоставления ценной необходимой информации. Но эта ценность будет неодинакова для всех.

А традиционные способы измерения информации, принятые в информатике – с помощью битов и байтов не могут никак выразить ее ценность и существуют лишь для выражения ее количественной и объемной характеристик. В фильмах, особенно, детективного жанра, можно наблюдать, как люди дорого платят за своевременно предоставленную информацию. И как владельцы информации запрашивают за нее оплату, но, как мы уже подчеркивали, как размежевать стоимость информации и стоимость услуги? Есть ряд ученых, которые утверждают, что нельзя воспринимать информацию, как в чистом виде товар. Например, исследователь И.А.Желтякова [1] считает, что есть услуги, которые имеют огромное значение для общества, например, медицинские или образовательные услуги. Тот же исследователь вводит, применительно к данным сферам понятие ценовой дискриминации. Она утверждает, то в данных сферах возможны все виды ценовой дискриминации. Например, совершенная ценовая дискриминация, при которой устанавливается равновесие между ценой спроса и ценой предложения на услугу. Другой формой дискриминации является становление конкретной стоимости на услугу с уменьшением при увеличении объема предоставляемых услуг. Например, стоимость месячной подписки на журнал «Прикладная информатика» -1765 рублей, а на полгода – несколько меньше установленной на месяц, в данном случае – 9290 рублей. Распространенной формой ценовой дискриминации является установление различных уровней цены в зависимости от различных групп потребителей, с расчетом на определенный возраст, уровень доходов, потребительских интересов. Например, в сфере продаж печатно-издательской продукции. Можно выделить юридических и физических лиц, массовые библиотеки и библиотеки образовательных учреждений, потребителей художественной литературы и потребителей, читающих исключительно классику. Именно вопрос о том, на какие виды платных услуг имеет право библиотека, в настоящее время относится к самым разрабатываемым.

Это связано с тем, что финансирование на комплектование библиотек литературой обеспечивается слабо и поддержание имеющегося в наличии библиотек фонда, является задачей самих библиотек. Издания в традиционной форме быстро изнашиваются в случае востребованности, поэтому библиотеки вынуждены поддерживать их своими силами. Остро встает вопрос о содержании платных услуг. Государство поддерживает библиотеки, вкладывая средства в информационную сферу, разрешив самим библиотекам актуализировать различные виды дополнительных услуг, но заявляя, что при этом бесплатными остаются следующие виды услуг: информация о наличии в фонде библиотеки конкретной книги, необходимой пользователю; информацию о полном фонде той или иной библиотеки и о количественном составе библиотечного фонда; консультации, связанные с поиском книг в библиотеке, с использованием каталогов и картотек, с библиографическим поиском, с выбором конкретной книги; предоставление книг библиотечного фонда во временное пользование потребителям. Результаты капиталовложений государства в библиотеки также востребованы государством, библиотеки мало что могут заработать от платных услуг, в том время, как некоторые граждане извлекают личную выгоду от платных услуг, многократно превышающую стоимость предоставленной им платной услуги и прибыли от услуги, полученной самой библиотекой.

Кроме того, граждане могут получать дополнительные услуги для себя лично или для организаций и подвергать их последующей перепродаже. Есть еще один аспект рассматриваемой проблемы: предоставление бесплатных услуг подрывает принцип конкуренции, как главный принцип рыночной экономики, и ставит вопрос о том, как вписать институт предоставляющий бесплатные услуги потребителям в другие институты рыночной экономки. Представляется, что устранить эти противоречия могут следующие мероприятия: создание условий, при которых все услуги за исключением непосредственного пользования библиотечным фондом и доступа к нему должны оказываться на принципах рыночной экономики, потому что даже книги, часто спрашиваемые в библиотеке должны проходить периодическое обновление в переплетной мастерской, например. Но, не каждая библиотека может позволить себе иметь собственную переплетную мастерскую.

А отдавать книги в переплет куда-то, это означает на какое-то время оставить потребителя без информации, стало быть потерять возможность удовлетворить его спрос, и главное, сэкономить его время. Главным образом информационные услуги нужны для того, чтобы сэкономить время потребителя информации. Здесь возникает еще одна сложность – как оценить пользу и скорость выполнения сложной справки библиографом, если речь идет не о фактографических справках? Ведь фактографические справки длительное время даже не были составной частью информационно-библиотечного обслуживания. В библиотеки приходи маркетинг. В разработке ценовой политики на информационные услуги, существенно использовать традиционный маркетинг.

Цена – это продукт маркетинговой разработки, в то же время – это механизм, позволяющий грамотно определять объемы проданных единиц товара. От цены зависит представление об услуге потребителя. Давайте вспомним замечательную картинку, иллюстрирующую восприятие товара, сформированное на основе указания его цены: «Когда говоришь взрослым: "Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби", они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: "Я видел дом за сто тысяч франков", и тогда они восклицают: "Какая красота!» А.де Сент-Экзюпери [3, с. 9]. В этом сравнении четко прослежен уровень ожиданий, связанный с ценой товара. Важный аспект стоимости услуги – это соотношение цена – качества. Чем ниже цена и выше качество услуги – тем выше на нее будет спрос, тем, соответственно будут выше объемы ее реализации. Но существует психологический предел, за которым по цене судят об уровне качества услуги. Важно определить оптимальное соотношение между разнообразными информационными услугами. Иногда цена на услугу изменяется только под давлением конкурентов.

В сфере информационных услуг традиционно выделяются институты, предоставляющие информационные слуги, и институты их производящие. Соответственно, стоимость этих услуг не может быть одинакова. Но во всех случаях цена должна быть продуманной со всех точек зрения. Например, стоимость новой, ранее не предоставляемой услуги, должна быть не очень высока. Это же касается предложений, адресованных новой потребительской группе, при выходе на новый, ранее не изученный рынок, при ориентации на какого-то конкретного потребителя. В оценке информационных услуг есть несколько существенных психологических проблем. Одна из них – это правильное определение цели обращения для получения информационной услуги.

Причем это касается разных потребительских групп. Среди некоторых групп потребителей это будет сделать достаточно просто: они сами хорошо знают для чего им та или иная информационная услуга. А есть запросы, на которые не так просто найти вид информационной услуги, т.е. вид услуги будет корректироваться в зависимости от способа удовлетворения его информационной потребности и возможностей информационной службы. Цели в области политики ценообразования могут быть самые разные: от выживания предприятия на рынке, через повышение прибыли организации, изыскание средств для выплаты заработной платы до популяризации организации, повышения ее востребованности для самых разных слоев населения, вытеснения конкурентов с информационного рынка. Проблемой доступных для большинства населения библиотек, предоставляющих информационные услуги населению, является работа с традиционными источниками информации на бумажном носителе. На фоне социальных институтов, предоставляющие информационные услуги через сеть Интернет или посредством обращения к домашней компьютерной сети (что намного удобнее), спрос на информационные услуги, предоставляемыми массовыми библиотеками почти отсутствует, несмотря на их доступность.

Для таких институтов приоритетным является маркетинговая политика, направленная на привлечение потребителей информации. Думается, что государство, вступая поставщиком этих услуг, должно внимательно следить за качеством услуг и грамотно анализировать информационный рынок. Некоторые издательства и библиотеки знакомы с явлением, известным под названием «неявный спрос». Это явление отсутствия информационного продукта, известное потребителю. Поэтому он не обращается за справкой, имея на то потребность. Каждому знакома ситуация, когда, зная предметную сферу поиска, мы информированы об отсутствии книг или статей на данную тему.

В данном случае становится важным выявление количественной характеристики запросов, исходя из которой возможно принятие решения об издании или переиздании требуемых книг. Информационной сфере знакомо явление периодического спроса, который растет, например, с началом учебного года, и падает с его окончанием на какие –либо услуги в информационно-образовательном поле. Монополисты на рынке информационных услуг могут всегда рассчитывать на постоянный, полноценный и регулярный спрос. Это, например, электронно-библиотечные системы, центры научно – технической информации, предоставляющие не только разнообразные бесплатные и качественные услуги, но и качественные, редко выполняемые, трудно осуществимые для лица не вполне компетентного или непрофессионала, платные услуги. На некоторые услуги в области информационного обслуживания действительно бывает чрезмерный спрос.

В этом случае следует произвести анализ информационного рынка и возможно, прийти к выводу о повышении цены на услугу или ввести ограничение на предоставление данного вида услуг. Как правило, повышенный спрос может быть на информационные услуги, для выполнения которых требуется высокий уровень аналитикосинтетической переработки информации, использование большого количества источников, сверенных методом de-visu, с целью получения полной релевантности запросу.

Фактографические справки могут предоставляться на платной основе, как правило, их объем в общей массе услуг, предоставляемых библиотеками не очень велик. Но, в последнее время, он увеличивается. На стоимость справки повлияет: объем справки и срок ее выполнения. Как правило оцениванию подлежат не типовые справки или справки, уже выполненные ранее, а справка-ответ на актуальный запрос специалиста, который нуждается в оперативном и полном удовлетворении информационной потребности, иногда узкопрофильной. Стоимость информационных услуг тесно связана с периодичностью запросов специалистов – стоимость единичного запроса на информацию всегда будет выше, чем систематическое обслуживание Но информация имеет особенность быстро устаревать.

И стоимость информационной услуги будет зависеть от стадии жизненного цикла товара, от репутации информационного института и от того способа взаимодействия потребителя информационной услуги и поставщика, который демонстрирует фирма, предоставляющая подобные услуги. Таким образом, анализируя стоимость информационных товаров и услуг, следует обращать внимание на состояние рынка, проводить гибкую ценовую политику, учитывать цели организациипоставщика информационных услуг и психологию потребителя. Устанавливать цену на информационные услуги следует с большой гибкостью и осторожностью, потому, что получение информации – одно из базовых прав человека.

Список использованной литературы: 1. Желтякова, И.А. Ценообразование на услуги: учеб. пособ. /И.А.желтякова. – СПб: Изд-во СПбГуЭФ, 2000. – 85 с. 2. Макаровский, Б.Н. Маркетинг информации: учеб. пособ. /Б.Н.Макаровский. – М.: МИИТ, 1999. – 108 с. 3. Сент –Экзюпери А.де Маленький принц/А.де Сент-Экзюпери. – М.: Изд-во «Эксмо», 2017. –64 с.

Касьянова И.В.


Комментировать


− 4 = три

Яндекс.Метрика