Для результативной помощи военнослужащим, оказавшимся в воде, и для эвакуации затонувшей (терпящей бедствие) техники на переправах организуются спасательная и эвакуационная службы. Особенно серьезно к этому следует относиться при форсировании водных преград зимой в майнах (полыньях, прорубях).
Например, в учебных пособиях вопросы организации спасательных служб в условиях низких температур почти не освещены, а жаль. Потому что при остановке двигателя боевой машины во время форсирования есть большая опасность, что ее может затянуть под лед, особенно при скорости течения, превышающей 1 м/сек. Поэтому личный состав, выделенный для несения спасательно-эвакуационной службы (СЭС), должен хорошо знать свои обязанности, быстро и четко выполнять их, проявлять инициативу и творчество. Как это надо делать в реальной обстановке, покажу на примере одного учения.
Мотострелковый батальон, назначенный в передовой отряд, внезапно для противника форсировал реку Темная по льду в пешем порядке и захватил на противоположном берегу плацдарм. Для переправы техники батальона саперам предстояло оборудовать две майны. Одну — для десантной переправы на боевых машинах пехоты, вторую — для паромной.
Организацию СЭС рассмотрим на примере десантной переправы. Основу ее составила спасательно- эвакуационная группа (СЭГ), которую возглавил заместитель командира мсб по вооружению майор В. Коваленко. В группу вошли спасательная и эвакуационная команды.
Старшим спасательной команды (СК) был назначен командир приданного батальону инженерно-саперного взвода лейтенант В. Бельский. В ее состав вошли три сапера-водолаза, фельдшер батальона, моторист подвесного мотора, гребцы, связист с радиостанцией Р-107. Команда была оснащена лодкой ДЛ-10 с мотором, спасательными кругами и жилетами, швартовыми шестами. Группе выделили также санитарный автомобиль. Словом, оснащение было типичным.
Зато эвакуационную команду (ЭК) оснастили не совсем обычно. Дело в том, что в ходе учения мы несколько изменили установившиеся способы ведения эвакоспасательных работ. Так, для работы на воде вместо традиционно выделяемого плавающего гусеничного транспорnера (ПТС) эвакуационной команде дали лодку ДЛ-10 с подвесным мотором. Высвободившийся ПТС был использован в качестве дежурного тягача на противоположном берегу (на исходном — танковый тягач из приданного батальону ремонтного взвода). ЭК имела также водолазное снаряжение, комплект такелажного оборудования и инвентаря, спасательное имущество. В ее состав, кроме такелажников и экипажей тягачей, вошли три разведчика-водолаза, моторист и гребцы, связист с радиостанцией. Команду возглавил командир взвода обеспечения прапорщик В. Стручинский.
К моменту окончания работ по оборудованию майны обе команды (СК и ЭК) были готовы приступить к действиям по спасению экипажей (десанта) и эвакуации боевых машин. Дежурные тягачи, машина начальника СЭГ, санитарный автомобиль заняли свои места в подготовленных укрытиях, а лодки ДЛ-10 — в майне. Двигатели и моторы были запущены. Параллельно майне с дежурных тягачей на лед размотали тросы лебедок. Начальник СЭГ, находясь на ПТС, вошел в связь с комендантом переправы (в данном случае — руководителем ТСУ) и старшими СК и ЭК, занявшими места в своих лодках.
Боевые машины мотострелков устремились к реке. Одна за другой БМП плавно входили в воду и направлялись к противоположному берегу. Переправа функционировала четко, спасатели пока бездействовали.
Но вот последняя машина выбралась на противоположный берег. Тогда по команде руководителя учения в воду направляется специально выделенная БМП. Ее экипаж был обеспечен спасательными жилетами, проинструктирован и подготовлен к действиям в различных ситуациях. Достигнув середины майны, механик-водитель по команде командира боевой машины выключил двигатель. Машину тут же начало сносить к кромке льда.
В тот же миг навстречу БМП двинулась лодка с эвакуационной командой. В руках одного из такелажников — капроновый канат с прикрепленной к нему буксирной серьгой. Лодка подходит к «аварийной» боевой машине с низовой стороны. С помощью швартовых шестов гребцы причаливают к борту БМП и удерживают ее. Такелажники сцепляют конец капронового троса с буксирным тросом БМП (пeрeд форсированием он закрепляется на крыше десантного отделения), и старший ЭК подает команду (по радио) механику-водителю тягача наматывать лебедку. Канат натягивается, начинается буксировка БМП — и лодка с такелажниками отчаливает и направляется на свое место.
Надо сказать, что были отработаны и другие варианты эвакуации техники. Например, при застревании боевой машины на мелком и топком участке. В этом случае один из такелажников, находящийся на льду, кидает на застрявшую машину канат, соединенный с капроновым тросом. Один из членов экипажа, поймав его, подтягивает трос и крепит к серьге буксирного троса БМП. Второй конец капронового троса заранее присоединен к буксирному крюку тягача. Эвакуация застрявшей БМП осуществляется движением тягача вперед на низшей передаче.
Не остались без дела и воины спасательной команды. По вводным руководителя учения они отрабатывали способы швартовки к «аварий- ной» БМП, пересаживали экипаж и десант в лодку и доставляли на берег (к кромке льда), тренировались в спасении личного состава и оказании ему первой медицинской помощи.
Один из наиболее сложных вопросов — эвакуация затонувшей техники. Для его отработки затопили старый списанный автомобиль. Конечно, быстрее всего можно эвакуировать затонувшую технику с помощью тягача, подготовленного для движения под водой с трубой-лазом. В этом случае тягач подходит к затонувшей боевой машине. Водолаз спускается к ней и осуществляет сцепку буксирного и тягового тросов, и тягач вытаскивает машину на берег. Управление движением тягача осуществляет старший ЭК, находящийся в верхней части трубы-лаза. Он поддерживает связь с механиком-водителем по танковому переговорному устройству.
Однако этот способ больше подходит для эвакуации затонувших (застрявших под водой) танков. Мотострелковые подразделения могут его применять лишь при преодолении водной преграды вместе с танкистами, когда организуется переправа танков под водой. Поэтому мотострелки чаще всего эвакуируют затонувшую технику с помощью ПТС. Его применяют, главным образом, для того, чтобы подать трос лебедки тягача к месту аварии. Но может применяться и другой вариант, когда в ПТС устанавливают и крепят лебедку (барабан с намотанным на него тросом). После сцепки свободного его конца с буксирным тросом затонувшей боевой машины ПТС движется к берегу, разматывая трос лебедки. У берега трос присоединяют к буксирному крюку или лебедке тягача.
Но оба эти способа несовершенны. Во-первых, ПТС в майне трудноуправляем. Во-вторых, доставка тяжелого металлического троса с мощными проушинами — дело нелегкое и требует много времени.
Поэтому мы вместо ПТС решили использовать моторно-весельную лодку, а вместо металлического троса — капроновый, который во много раз легче. В остальном последовательность выполнения задач такелажниками ЭК и водолазами не изменилась. За исключением тех случаев, когда берега реки болотистые или очень крутые и для вытаскивания техники требуется канат с повышенным усилием на разрыв. Тогда буксировка машин по дну реки осуществляется на капроновом канате, а дальше — на металлическом (тяговой лебедкой тягача). Отцепить капроновый трос и прикрепить к вытащенной из воды машине не представляет большого труда и занимает совсем немного времени. Работа с капроновым тросом значительно облегчает действия водолазов, дает заметный выигрыш во времени, экономит моторесурс тягача. Этот способ уже с успехом использовался в ряде учений.
Подполковник Александр БЕЛЯКОВ