Ориентация студентов на социально значимые ценности как составляющая его психолого-педагогического портрета | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Ориентация студентов на социально значимые ценности как составляющая его психолого-педагогического портрета

1

Аннотация. В статье раскрыты вопросы ориентации студентов вуза на социально значимые ценности, овладение которыми позволяет осознать ими свое место в обществе.

Выявлен характер ценностных ориентаций обучающихся. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, обучающиеся, социально значимые качества В документах ООН и ЮНЕСКО молодежь признана социальной группой, от которой зависит будущее цивилизации и культуры. Постиндустриальный характер развития общества в условиях глобализации (резкое расслоение общества, неуверенность в будущем, растущая бедность населения, изменение структуры потребностей, маркетизация, трансформация ценностей и др.), безусловно, оказывает влияние на взгляды, представления, ценности молодежи. Именно оно имманентно этим изменениям.

Прибегая к данным, собранным по индивидуальным и групповым исследовательским программам, проведя свое локальное исследование, нами сделана попытка изучения ориентации студентов вуза на социально значимые ценности, одной из составляющих портрета современного обучающегося. Как показано в научной литературе, понятия «ценностные ориентации» и «ценности» не тождественны. Они соотносятся как часть и целое. Ценностные ориентации выступают основными формами функционирования ценностей на уровне личности.

Так, ценностные ориентации – это элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающее значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [4, 764]. В основе ценностных ориентаций личности лежат ценности, которые отражаются в сознании индивида, его отношении к окружающей действительности, установках и проявляются в поведении и деятельности, регулируют мотивацию личности. Отражая интересы социальной действительности, ценности предстают как некие идеалы, эталоны, жизненные смыслы, субъективные эмоционально- ценностные отношения человека. Вместе с тем, они выступают в качестве характеристики материальных и нематериальных объектов, движущих сил, которые направляют развитие общества. Следует согласиться с мнением М.А. Меня, что формирование истинных ценностей связано с высшим уровнем развития личности. Он отмечает, что ценности реализуются личностью на основе определенных действий, которые способствуют выработке критериев ее регламентированного поведения. Ценности формируют идеалы, типизируют цели, разрабатывают их содержание, делают достоянием личности, имеющей потребности в их достижении [1, 25].

Как известно, ценности, концентрируя в себе социальный и нравственный опыт многих поколений, осваиваются в ходе образовательного процесса. Овладевая ценностями, обучающийся осознает свое место в обществе, объективно оценивает события, происходящие в нем, стремится к самосовершенствованию и созидательной деятельности. Для изучения ориентации студентов (опрошено 824 человека на ряде факультетов) на социально значимые ценности был применен комплекс методов исследования: наблюдение, беседа, опрос, анализ творческих работ, метод «недописанный тезис», который представляет собой ценный фактический материал. Так, метод «недописанный тезис» включал следующее: «Человек счастлив, когда…; «Если бы я нашел клад, то…»; «Если бы я все смог, то я …»; «Самое главное в жизни –…»; «Нельзя прожить без…». По мнению 86 % опрошенных, «человек счастлив, когда….» он «влюблен; здоров; сыт, живет в комфорте; здоровы близкие; окружен ими; вокруг мир и покой; согласие; когда взаимная любовь; ждут дома; все благополучно в семье; не одинок; потребности совпадают с возможностями; мечты и планы на жизнь сбываются».

«Если бы я нашел клад, то…», как пишут 74 % респондентов, «отдал в распоряжение государства; забрал себе; отправил бы родителей в путешествие; купил что-то родителям, построил дом; потратил его на себя; сообщил бы в полицию и получил бы вознаграждение; передал в приют для животных; купил бы машину; спрятал бы; подарил музею». «Если бы я все смог, то я …» две трети студентов отмечают следующее: «помогал бы людям, кто в этом нуждается; был бы справедливым; помог бы детям, страдающих различными заболеваниями, смертельными болезнями; лечил бы их; сделал бы всех счастливыми; сделал бы жизнь родителей вечной; создал бы бизнес, который приносил бы прибыль и был полезен другим; стал бы директором автозавода; сделал бы в стране равноправие; помогал бы детям в Африке; предсказывал бы будущее; делал жизнь людей лучше». Одна треть выражает желание «стать крутым; улететь на Марс; быть правителем мира; стать президентом России; заниматься глобальными проблемами современности». «Самое главное в жизни –…», как пишут студенты, «сама жизнь; здоровье близких; семья; семья и дети; удача; любовь; деньги; родители; близкие люди, друзья; быть счастливым; иметь цель; не нарушать норму права; оставаться человеком». Как явствует из нашего исследования, 98,8 % обучающихся самым главным в жизни считают семью, детей, здоровье близких. Именно в этих ценностях сконцентрировано то, что имеет положительное общественное значение. «Нельзя прожить без…», как оценивают обучающиеся, «без любви; близкого человека; дружбы и семьи; денег; взаимопонимания и доверия; общения с людьми; кислорода; воды; солнца; согласия; поддержки; детей». Анализ данных высказываний свидетельствует, что у абсолютного большинства студентов объективная реакция на изменение социума.

Значимыми для них остаются общечеловеческие ценности, стремление к взаимодействию с другими людьми. Прослеживается тенденция отсутствия ярко выраженных потребительских интересов. При опросе один из пунктов гласил: «Напишите десять слов или фраз, отвечая на вопрос, что ты больше всего ненавидишь?» Как оказалось, студенты в основной массе больше всего ненавидят: «предательство; клевету; ложь; зависть; гнев; злость; вспыльчивость; эгоизм; коварство; цинизм; алчность; слабость; жестокость; корысть; обман; измену; унижение; грубость; двуличие; равнодушие; страх; двойные стандарты; разлуку; воровство; игнорирование друзей». Нас интересовало в том числе, какие есть желания у студентов: «Напишите три желания в порядке их значимости для тебя». Практически каждый (99, 3 %) пишет о том, «чтобы закончить университет; устроиться на престижную работу; завести семью; чтобы родители были здоровы и жили долго; стать хорошим человеком; быть полезным людям; добиться успеха в жизни; жить в мире; достичь своей цели; занять достойное место в обществе; быть полностью финансово обеспеченным; быть полезным людям».

Анализ сочинений по правовой тематике дает такую же картину. На индивидуально-личностном уровне студента образование как его личная ценность неотделимо от общей направленности личности, ее ценностных ориентаций. Осмысливая новые явления современной действительности, обучающийся, приобретя в ходе учебного процесса соответствующие компетенции, практические навыки и моральные качества, имеет все необходимое для делового преуспевания. Подтверждается тот факт, что в аспекте субъектной организации гуманитарного знания, вузовский процесс обучения представляет собой процесс познания нового и усвоения ценностей, которые существуют в обществе и поддерживаются им, влияют на ценности каждого студента в отдельности [2;3]. Они стремятся к лучшему жизненному пути, овладению новыми достижениями.

Среди многих ценностей выделяется гуманизм, предполагающий приносить пользу людям и взаимодействовать с ними. Исследование показывает, что студенты ряда не зависимо от специальности, руководствуясь нравственными ценностями, проявляют стремление к добру, желание сделать что-то полезное, позитивное. При обработке материала, полученного в результате использования данных методов исследования, мнения респондентов можно сгруппировать таким образом, что позволяет определить соотношение ценностей обучающихся: индивидуалистические или общественные; вещно-предметные или духовные; нацеленных на созидание или разрушение, а также характер ценностей и направленность личности. Обнаруживается, что их ориентация носит гуманный и альтруистический характер. Таким образом, становится очевидным, что для достижения субъектной позиции обучающихся в ценностно-нормативном аспекте, необходимо обеспечить перевод объективной ценности в ценностную ориентацию личности. Это возможно за счет активных способов их осознания и освоения, самодеятельности, инициативности, делая их предметом переживания как особых потребностей в реализации ценностей

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Мень, М.А. Ценностные ориентации личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры [Текст] / М.А.. Мень // Мир образования – образование в мире.- 2002. -№ 2. — С. 21-31.

2. Лодкина, Т.В., Четверикова, Т.А. Повышение статуса гуманитарного образования как социально гражданской ценности [Текст] / Т.В. Лодкина, Т.А. Четверикова // MaterialsoftheXIIInternationalscientificandpracticalconference, «Areasofscientificthought»,-2015/2016. Volume 7. Pedagogical sciences. Sheffield. Science and education LTD. — С. 17-20.

3. Лодкин, А.Е. Юридические знания в контексте формирования профессиональной компетенции студентов в вузе [Текст] / А.Е. Лодкин // Наука в современном информационном обществе. Материалы VII международной научно-практической конференции, 9-10 ноября 2015 г. В 3-х т. Т. 1., North Charleston, USA, 2015.- С. 232-236.

4. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. редакция: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев, С.М. Ковалев, Н.М. Ланда, В.Г.Панов, В.С. Степин, П.Н. Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1999. — 814 с.

Лодкин А.Е., Четверикова Т.А.,


Комментировать


+ 1 = четыре

Яндекс.Метрика