Основные изменения законодательства при налогообложении добычи нефти как результат налоговой реформы в России | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Основные изменения законодательства при налогообложении добычи нефти как результат налоговой реформы в России

Федеральным законом от 19.07.2018 № 199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ»168 Налоговый кодекс РФ дополнился главой 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», которая вступила в силу с 1 января 2019 г. (далее – НДД). Прежде чем перейти к изучению абсолютно нового налога для российской налоговой системы, необходимо обратиться к содержанию основных предпосылок введения данного налога в налоговую систему. Безусловно в настоящее время разрабатываются и обсуждаются исследования в отношении новых налоговых механизмов для налогообложения дополнительного дохода или финансового результата нефтяных компаний.

Так как разработка конкретных налоговых механизмов для нефтяной отрасли, являющихся инструментами изъятия сверхдоходов в нефтяной отрасли являются одним из основных показателей доходности бюджетной системы России. В последние пару лет вопрос о введении нового налога для нефтяной отрасли являлся широко обсуждаемым как в научной литературе, так и в органах исполнительной и законодательной власти Российской Федерации. Как показывает практика взимания налогов с нефтяной отрасли, а именно действующий в настоящее время механизм взимания налогов с оборота, действующая на сегодняшний день налоговая система не отвечает современным вызовам и не готова к серьезным изменениям в мировой экономике. Кроме того, действующий режим налогообложения нефтяных компаний привел к многочисленным налоговым и таможенным льготам, что в конечном итоге приведет лишь к уменьшению собираемости налогов с нефтяной отрасли и отсутствием инвестиций в данную отрасль. С другой стороны, отсутствие инвестиций в разработку новых нефтяных месторождений приводит к увеличению истощенности разрабатываемых запасов нефти, что в ближайшем будущем приведет к уменьшению объемов добываемой нефти и как следствие к уменьшению налоговых поступлений от нефтяной отрасли в бюджетную систему РФ.

Так же год от года возрастает доля трудноизвлекаемых запасов (низкорентабельных). В силу высокой себестоимости добычи, высокая рентабельность трудноизвлекаемых запасов нефти почти невозможна. Введя достаточное количество преференций, необходим строгий контроль потерь бюджета, так как недобросовестные налогоплательщики пользуются недостатками действующей законодательной базы169 . С учетом выше изложенного, необходимо констатировать, что, система налогообложения нефтяной отрасли в России должна быть построена так, чтобы у нефтяных компаний после налогообложения оставались активы для вложения в поиск, разведку и освоение новых нефтяных месторождений. Кроме того налоговая политика при налогообложении нефтяных компаний должна строиться таким образом, что бы не отпугивать инвесторов, прежде всего своей нестабильностью и противоречивостью отдельных норм. Также думается, необходимо пересмотреть законодательную базу в части всей цепочки поиска, разведки, добычи и реализации нефти. По мнению автора, одним из приоритетных направлений совершенствования налоговой политики в нефтяной отрасли является налогообложение дополнительного дохода и финансового результат нефтяных компаний. Еще в 2014 году премьер-министр Российской Федерации Д. Медведев поручил Правительству РФ провести налоговый эксперимент — заменить НДПИ на сборы, которые бы учитывали расходы компаний170.

Однако эксперимент затянулся на долгие годы. Думается, что основой для дальнейших направлений финансовоправовой политики государства в совершенствовании системы налогообложения нефтяной отрасли и достижения стратегической цели налоговой реформы должно послужить создание такой правовой модели налогообложения нефтяной отрасли, которая бы отвечала современным международным вызовам и соблюдала правовой баланс между государством, нефтяными компаниями и населением страны через введение новых справедливых налоговых механизмов налогообложения. Как отмечают многие ученые проводимые исследования данной проблематики, действующая на сегодняшний день налоговая система при налогообложении нефтяных компаний препятствует инвестированию в поиск и разработку новых месторождений и так же не стимулирует нефтяные компании при ведении добычи нефти на истощенных месторождениях. Исторически так сложилось, что основной функцией налогов является фискальная функция. При помощи фискальной функции государство реализует основные задачи, стоящие перед ним, а именно пополнение бюджета страны за счет налоговых доходов.

Опыт реализации фискальной функции при налогообложении именно нефтяной отрасли показал, что фискальная политика государства привела к ухудшению состояния нефтяной отрасли, к значительному сокращению инвестиционных проектов в отрасль, к сокращению количества новых месторождений и т.д. Думается, пришло время, когда государство должно задуматься о переходе к стимулирующей функции налогообложения для нефтяной отрасли с целью восстановления нефтяной отрасли, стабилизации налоговых поступлений в бюджетную систему РФ и т.д. При этом одним из направлений налоговой политики в нефтяной отрасли является разработка подходов, позволяющих снизить темпы падения добычи нефти, экономически стимулировать работы по малодебитному фонду и вводу бездействующих скважин. Позицию автора также поддерживает Е. Н. Жаворонкова, которая пишет, что "грамотное налогообложение и налоговая политика со стороны государства в отношении предприятий нефтедобывающей промышленности должна преследовать две цели: во-первых, необходимо пополнять бюджет РФ, а во-вторых, стимулировать разработку новых месторождений"171 .

Таким образом, с учетом выше изложенного, думается, что при разработке правовой концепции налогообложения нефтяной отрасли необходимо основываться на следующих, по мнению автора подходах: Во-первых, необходим переход от налогообложения валового дохода нефтяных компаний к налогообложению финансового результата компаний; Во-вторых, необходимо стимулирование со стороны государства к рациональному использованию недрами и увеличение процента извлечения из месторождений нефти; В-третьих, необходима бюджетная эффективность и стабильность поступлений налогов от нефтяной отрасли, с целью реализации основных задач стоящих перед государством; В-четвертых, простота администрирования налогов. При этом нужно осознавать, что согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов172 налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть. Для того чтобы налоговая политика государства отвечала современным вызовам и реалиям нефтяной отрасли была предложена налоговая реформа с введением нового налога НДД.

После многолетних дискуссий Правительство РФ решило реализовать инициативу введения НДД, в том числе и от нефти. Распоряжением Правительства РФ от 25.11.2017 № 2613-р173 в Государственную Думу РФ был внесен очередной проект Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)»174 . ФЗ от 19.07.2018 № 199-ФЗ Налоговый кодекс РФ дополнился главой 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», которая вступила в силу с 1 января 2019 г. Итак, согласно закону о НДД налогоплательщиками признаются компании, осуществляющие определенные в законе о НДД виды деятельности175 и являющиеся пользователями недр на основании лицензий.

Объектом налогообложения по НДД признается дополнительный доход полученный компаниями на четырех группах участков недр176 . При этом под дополнительным доходом признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья177, добытого на участке недр, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр178 и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр179 . Налоговая база по НДД формируется отдельно по каждому участку недр на который получена лицензия и представляет собой денежное выражение дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья. Налоговая ставка по НДД составляет 50%. Проанализировав положения закона о НДД можно констатировать, что данные изменения позволят перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после их выхода на проектную мощность.

В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке и расширении периметра его применения. По мнению ряда ученых «в целом закон о введении НДД является своевременным и соответствует международным тенденциям. При должном налоговом администрировании НДД даст стимул для развития низкорентабельных шельфовых месторождений»180 . Таким образом, по мнению автора, новый порядок налогообложения позволит налогоплательщику, осуществляющему добычу нефти, до определённой степени разделить с государством риски и успех освоения участка недр. При это основная налоговая нагрузка пeрeносится на более поздний период жизни месторождения и предполагает уплату основной части НДД только после выхода проекта на окупаемость. Уровень налога будет зависеть от доходности каждого конкретного участка недр. Если разработка принесет прибыль, налогоплательщик отдаст 50% расчетной прибыли государству. Такой подход позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья.

Е. Н. Горбунова


Комментировать


два + = 5

Яндекс.Метрика