Особенности жанра сочинения | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Особенности жанра сочинения

Читать - это значит писать

Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу, предполагающую изложение обучающимися своих мыслей на заданную тему. Более 200 лет сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня речевого и интеллектуального развития обучающихся. Успешность формирования у обучающихся умения создавать связный письменный и устный текст в соответствии с поставленной задачей обеспечивается последовательной, целенаправленной работой, в которой принимают участие учителя всех предметов, с учетом специфики предмета обогащая опыт обучающихся в написании связных текстов.

Вместе с тем очевидно, что умение писать сочинение формируется в первую очередь в процессе изучения русского языка и литературы и необходимо и для контроля уровня усвоения разных учебных предметов (прежде всего дисциплин гуманитарного цикла). Для создания развернутых письменных ответов на вопросы, написания текстов докладов и рефератов практически по всем предметам необходимо использовать общие метапредметные умения, связанные с пониманием темы (вопроса), аргументацией своих мыслей, логико-композиционными способами построения рассуждения, речевыми и грамматическими правилами оформления собственного текста. Обучение сочинению способствует реализации следующих важных метапредметных результатов, обозначенных в ФГОС среднего общего образования, а именно:

умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и корректировать их;

готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов;

владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать адекватные языковые средства. Для создания развернутых письменных и устных ответов на вопросы, сочинений и эссе, докладов и рефератов по всем учебным предметам необходимо овладение универсальными познавательными действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования;

отбирать информацию или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации. Необходимо также овладение следующими универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация:

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; самоконтроль (рефлексия): предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей.

Жанры школьных сочинений разнообразны, что будет показано в разделе «Особенности подготовки к сочинению». Итоговое сочинение имеет свои особенности, связанные в том числе с тем, что оно является контрольной процедурой, по результатом которой принимается решение о допуске выпускника к государственной итоговой аттестации, а также об учете результатов итогового сочинения при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования (по решению вуза).

Итоговое сочинение должно выявлять сформированность у выпускника умений:

разворачивать рассуждение в соответствии с поставленной задачей (не менее 250 слов),

писать самостоятельное сочинение экспромтом (темы заранее не известны),

доказывать позицию, формулировать аргументы;

подкреплять аргументы примерами из опубликованного литературного материала (в целях анализа темы/проблемы, характеристики явлений действительности, выражения и доказательства собственной точки зрения);

логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами;

выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции;

строить грамотное речевое высказывание;

создавать сочинение в отведенное время (не более 4 часов). Итоговое сочинение носит надпредметный характер и при этом является литературоцентричным, позволяет выпускнику в рамках выбранной темы свободно рассуждать по поводу этико-нравственных, философских, психологических и социальных проблем.

Участнику предоставлено право в качестве примеров для аргументации привлекать любой опубликованный литературный источник: художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе, философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры один текст). Т.е. выпускник вправе выбрать свой, лично ему интересный ракурс раскрытия темы (в том числе с учетом будущей профессии).

Участники итогового сочинения могут ориентироваться на требования не только школьных критериев, но и вузовских, которые могут существенно отличаться от школьных критериев. Например, вуз может ожидать привлечения нескольких литературных примеров или опоры не только на литературный материал, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты. Следовательно, в итоговом сочинении, кроме литературных примеров, могут быть рассуждения, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами и т.п. (их нужно рассматривать как органическую часть сочинения). Таким образом, итоговое сочинение не просто выполняет функцию контроля, но и является содержательным ориентиром.

Учитывается как государственная образовательная политика (повышение качества отечественного образования, в том числе уровня функциональной грамотности выпускников, приобщение к национальным традициям), так и личный запрос выпускника. Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за итоговое сочинение выставляется при условии получения зачетов по двум требованиям, предъявляемым к объему и самостоятельности сочинения, по критерию 1 «Соответствие теме», критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» и минимум по одному из трех оставшихся критериев (критерий 3 «Композиция и логика рассуждения», критерий 4 «Качество письменной речи», критерий 5 «Грамотность»).

Ежегодно анализируются результаты итогового сочинения, что позволяет приминать управленческие решения, совершенствовать контрольную процедуру, включая систему оценивания работ. Ниже представлены основные выводы и закономерности по результатам анализа статистических данных результатов итогового сочинения в 2019/20 учебном году. Итоговое сочинение писали 694588 выпускников. Число участников итогового сочинения в 2019/20 учебном году в каждом субъекте Российской Федерации колеблется от 269 участников (Ненецкий автономный округ) до 65 978 человек (г. Москва), что учитывается при анализе сводных данных и сопоставлении результатов. Незачет за итоговое сочинение получили – 2% участников.

Небольшой процент участников, не получивших зачет, объясняется спецификой контрольной процедуры, на основании которой осуществляется допуск к государственной итоговой аттестации, зачетной системой оценивания и обобщенными, «мягкими» критериями оценивания итогового сочинения. Большинство субъектов Российской Федерации имеют схожие результаты по всем показателям: Например, наиболее характерный для страны процент участников сочинения, получивших незачет в том или ином субъекте Российской Федерации, находится в диапазоне от 1% до 4%.

Большинство сочинений соответствует требованиям 1 и 2 (около 55 субъектов Российской Федерации вошли в наиболее характерный для страны процент по выбранному показателю: 0,16%-1% участников не выполнили требования 1 или 2). Анализ статистических данных по критерию № 1 «Соответствие теме» и критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» показал, что в целом по Российской Федерации около 2% выпускников получили незачет по этим критериям. Значительная часть субъектов Российской Федерации имеет схожие показатели (в пределах 0,3%-3,5%). Результаты по оценки сочинения по трем последним критериям значительно ниже. Зачет по всем позициям оценивания (двум требованиям и пяти критериям) получили 56% участников.

Сравнение результатов декабрьского этапа с результатами февральского и майского этапов свидетельствует о резком увеличении числа участников февральского этапа, получающих незачет: в декабре – 2% от числа участников декабрьского этапа, в феврале – 9% от числа участников февральского этапа. На последнем этапе (май-июнь) процент участников, получающих незачет, существенно сокращается (5%). Данная закономерность объясняется тем, что в феврале и мае сочинение пишут обучающиеся с невысокой образовательной подготовкой. Данные показатели свидетельствуют также об объективности оценивания сочинений, поскольку отражают результаты слабо подготовленных обучающихся.

 


Комментировать


три × = 27

Яндекс.Метрика