Особенности коммуникаций на удаленной работе

В статье рассмотрены особенности и специфика коммуникаций на удаленной работе. Уделено внимание рабочим инструментам для организации коммуникаций на удаленной работе, а также правилам коммуникаций в команде. Проанализированы условия и возможности организации эффективных коммуникаций на удаленной работе. В настоящее время стереотипы разрушаются очень быстро и то, что еще недавно казалось единственно верным и правильным, сейчас уже не вызывает однозначных оценок. В связи с пандемии коронавируса в мире, многие организации в Российской Федерации отправлены на длинные выходные дни, а организации, которые могут вести свою деятельность, по большей части, перешли на удаленный доступ к рабочим местам [1]. В период эпидемии компании, находясь в кризисе, ищут первым делом новые методы повышения её управляемости и сохранения бизнеса.

Один из рискованных, но эффективных путей – перевод сотрудников на удаленную работу. С переходом организаций на удаленную (дистанционную) работу, перед их руководителями в первую очередь, возникают проблемы по процессу создания и введения коммуникаций на удаленной работе, а также сохранения имиджа компании [2]. Самое сложное реализовать процесс коммуникаций на удаленной работе, ибо корпоративная культура рушиться сама собой, когда работники находятся в разных местах, а также становится сложнее контролировать действия подчинённых. Очень сложно работающему на дому работнику установить границы между личной жизнью и работой. Часто встречается управленческая ошибка – многие руководители не ощущают разницу между офисным и удаленным работником, тем самым отношение к ним остается одинаковым.

С удаленными сотрудниками необходимо быть на связи постоянно, чаще проводить письменные и устные коммуникации, поскольку они нуждается уточнения всех деталей от всех: коллег, руководителя, директора и т.д. Когда работник уходит на удаленку, нередко снижется его уровень производительности, а бывает и наоборот. Особенно нелегко на удаленной работе может быть начинающим специалистам; тем, кто не «дружит» с технологиями; тем, кто не любит свою работу; сотрудникам с внешним локусом контроля (если работник, при возникновении проблем, в основном упирает на внешние факторы, то он не умеет и не будет признавать свои ошибки; рекрутеры советуют изначально не нанимать такого работника в компанию). Удаленным руководителям приходится менять свой стиль управления компанией ‒ меньше полагаться на визуальные эффекты и делать упор на активную коммуникацию, регулярность проверок, настройку и корректировку целей. Регулярные виртуальные встречи с удаленными работниками гарантируют, что обе стороны одинаково понимают задания, у работника есть доступ ко всем необходимым ресурсам; такое общение помогает установить доверие со стороны сотрудников и даст им возможность организовать свое время. При постановке задач необходимо созваниваться с работниками (желательно с использованием видеосвязи) и объяснять им подробно, что от них требуется. Через вербальную (устную) коммуникацию передается только малая часть информации. Все остальное через невербальную ‒ мимика лица, тембр голоса, интонация, движение. Недопонимания могут возникнуть, так как при разговоре по телефону нет телодвижения, а в письменной форме – окрасок звучности.

Кроме этого, ведение таблицы рейтингования и статуса задач; ежедневный контроль статуса; цели, видимые коллегам; задачи на общим ресурсе; личное обсуждение с руководителем и обратная связь – все это даст возможность повысить эффективность коммуникаций и производительность труда. Технологии являются мощным драйвом в процессе коммуникации. Рабочими инструментами для организации коммуникаций на удаленной работе являются следующие мессенджеры [3]: система управления удаленными командами (Trello) ‒ контролирует производительность сотрудников и помогает решать проломы до того, как они повлияли на результаты; инструменты совместной работы в режиме реального времени ‒ мессенджеры (Skype, Slack, Zoom Meetings) ‒ для быстрой коммуникации внутри организации; инструменты для совместного использования файлов (Google Диск, Dropbox) ‒ позволяет членам виртуальной команды совместно работать над документами.

Основными правилами коммуникаций в команде являются следующие: официальный чат для официальных сообщений (с запросом на ответ); отдельные чаты по каждому вопросу; чат для неформального общения; одна проблема/вопрос/задача с конкретным списком участников ‒ один чат; одна мысль ‒ одно сообщение; скринкасты, скриншоты, вложения; аудио, текст, видео ‒ допустимы и приветствуются все форматы. Важно предоставлять всю необходимую информацию для удаленных сотрудников. Во избежание потерь информации в ходе коммуникаций на удаленной работе нужно использовать по максимуму видео; специально добавлять эмоции в тексте; расширять спектр тем для общения с сотрудниками; проводить как можно больше видео-звонков со всей командой, обсуждать всем вместе все поставленные задачи. При возникновении проблем с удаленными сотрудниками, необходимо поступать с ними также, как с офисными: вместе с руководителем находить решение, дать удаленному работнику время исправиться; а в случае продолжения совершения ошибок – сделать вывод о его непрофессионализме и распрощаться с ним.

Часто это происходит во время испытательного срока, который в различных организациях длится до 3 месяцев – в это время могут попрощаться с сотрудником в любое время. Для улучшения коммуникации на удаленной работе следует учитывать, что удаленные сотрудники могут себя чувствовать изолированными, поэтому необходимо понимать их психологическое состояние, дать возможность им самим настроить рабочее время, обеспечить необходимым оборудованием для работы, создать комфортную обстановку, подобрать для каждого индивидуальный подход, создать виртуальную среду общения друг с другом. Например, создать видеоконференцию и обсуждать разные темы ‒ это для того, чтобы люди могли общаться друг с другом и устанавливать эмоциональный контакт на удаленной работе и не чувствовать себя в изоляции [4]. Таким образом, коммуникации на удаленной работе учат компании новым формам организационной поддержки. Хотя дополнительная производительность удаленного персонала выгодна организации, в долгосрочной перспективе она может привести к выгоранию и оттоку сотрудников. Большая часть успеха дистанционного управления ‒ это умение найти подходящих людей; в основном работать удаленно комфортно тем, кто делал это раньше или у кого хорошо с дисциплиной и мотиваций.

Список использованных источников: 1. Пандемия коронавируса [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/700918/ Дата обращения 26.04.2020г. 2. Как организовать работу удаленных сотрудников? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.eduson.tv/ru/blog/teleworkers/ Дата обращения 28.04.2020г. 3. Как успешно управлять удаленными сотрудниками: пошаговое руководство [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://philpher.com/udalennaya-rabota/kak-uspeshno-upravlyat-udalennymisotrudnikami-poshagovoe-rukovodstvo// Дата обращения 28.04.2020г. 4. Как эффективно работать и коммуницировать в удаленных командах [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hr-elearning.ru/kakyeffektivno-rabotat-i-kommunicirovat-v-udalennyh-komandah// Дата обращения 30.04.2020г.

Солиева З.С., Страчкова Е.Г.


Комментировать


× 4 = шестнадцать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru