Особенности организации антикоррупционного образования в вузе

Аннотация: Данная статья посвящена проблемам организации антикоррупционного образования в вузе. Авторы рассматривают принципы, задачи и отдельные формы антикоррупционного образования.

Ключевые слова: Принципы, задачи, подходы, методы антикоррупционного образования. «Если Вы подаете пример правильного поведения, кто осмелится продолжать вести себя неправильно?» (Конфуций) Принятие в 2008 году Федерального закона «О противодействии коррупции» [1] послужило своеобразным толчком в развитии системы антикоррупционного образования, являющегося целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства в целях формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся, повышения уровня правосознания и правовой культуры.

Среди принципов антикоррупционного образования, на наш взгляд, следует особо выделить: – системный подход, основанный на компетентностном подходе в образовании; – комплексность; – интегрированность в воспитательный и образовательный процессы. Основными задачами антикоррупционного образования следует определить: – правовое просвещение обучающихся, в том числе и в сфере антикоррупционного законодательства, и как следствие, преодоление правового нигилизма; – формирование у обучающихся осознанного неприятия коррупции как социального явления; – формирование модели и навыков антикоррупционного поведения; – ознакомление с механизмами борьбы с коррупцией на государственном уровне. Традиционно в системе антикоррупционного образования выделяют два подхода: формальный и неформальный. Формальный подход реализуется через введение в учебный процесс дисциплин по противодействию коррупции или, по крайней мере, дисциплин, включающих в себя раскрытие данных вопросов.

В качестве иллюстрирующего материала хотелось бы привести опыт КНИТУ-КАИ. Университет является техническим вузом, что определяет некоторые особенности организации антикоррупционного образования. Так следует отметить, что изначально обучающиеся включаются в систему антикоррупционного образования через общеобразовательный курс «Правоведение», который читается на 1 курсе для всех направлений подготовки. Данный курс включает в себя лекционные и семинарские занятия в том числе и по антикоррупционной тематике. Кроме того, для студентов всех направлений подготовки разработан специальный курс, посвященный антикоррупционной деятельности в Российской Федерации. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что по данным, полученным американским Национальным тренинговым центром, средний процент усвоения материала в зависимости от используемых методов преподавания выглядит следующим образом: – лекция – 5%; – чтение – 10%; – видео-, аудиоматериалы – 20%; – демонстрация – 30%; – дискуссионные группы – 50%; – практика через действие – 75%; – обучение других/немедленное применение обучения – 90% [2]. Анализ, проведенный на методическом семинаре в КНИТУ-КАИ в декабре 2016 года, посвященный формам и методам преподавания дисциплин антикоррупционной направленности, показал, что преподаватели университета наиболее часто используют метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций.

Он относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Метод развивает у учащихся коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли. Безусловно, сочетание интерактивных и традиционных методов должно быть эффективным и разумным, и выбор конкретной образовательной технологии осуществляется преподавателем самостоятельно. При этом преподаватель должен не только владеть указанными образовательными технологиями, но и обладать достаточными знаниями. Поэтому в КНИТУ-КАИ в системе Института повышения квалификации преподавателей разработана и внедрена дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Противодействие коррупции».

В системе формального подхода антикоррупционного образования активно используются беседы с работниками правоохранительных органов, государственных служащих и с представителями общественных правозащитных организаций. Кроме того, антикоррупционная тематика включена в темы рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ обучающихся.

Говоря о неформальном подходе реализации программы антикоррупционного образования следует обратить внимание на проведение различных семинаров, деловых игр, конкурсов (плакатов, рефератов, листовок, флеш-мобов), создание различных компьютерных информационно-правовых программ, проведение месячников по борьбе с коррупцией, круглых столов, молодежных форумов, выпуск газет и бюллетеней, создание фильмов, подготовку стендов, проведение социологических исследований и анкетирования силами обучающихся и тд. Несколько слов хотелось бы сказать о таких способах повышения правовой культуры, как тематические студенческие олимпиады и конференции, являющиеся одними из эффективных форм активизации правового воспитания и пропаганды научных знаний.

Говоря об опыте КНИТУ-КАИ, отметим, что на протяжении ряда лет в университете проводится межвузовская студенческая олимпиада «Правоведение» для студентов неюридических специальностей, в задания которой в обязательном порядке включаются вопросы на знание антикоррупционного законодательства. Данная олимпиада проходит в 2 этапа, первый этап проводится вузами самостоятельно, что позволяет охватить максимальное количество обучающихся. Системный характер приобретает проведение студенческих научно-практических конференции на различные темы, связанных с освещением проблем антикоррупционной деятельности. Все это позволяет разнообразить формы антикоррупционного образования, повысить уровень правовой культуры обучающихся и усилить их интерес к данной тематике.

В рамках реализации неформального подхода большое внимание, на наш взгляд, следует уделять взаимодействию и координации усилий различных партнеров антикоррупционной образовательной деятельности – образовательных учреждений, молодежных общественных организаций, органов юстиции и правоохранительных органов. Еще одной специфической чертой организации системы антикоррупционного образования в вузе является изменение роли обучающегося, а именно: из пассивного субъекта, он должен стать субъектом активным. Каждый вуз индивидуально подходит к решению данного вопроса. Так например, в КНИТУ-КАИ активно работает студенческая антикоррупционная комиссия, в состав которой входят студенты-активисты каждого института (факультета), отделения СПО и студгородка. Данная комиссия системно осуществляет анкетирование студентов и преподавателей, проводит комиссионные проверки, организует антикоррупционные круглые столы.

Кроме того, по нашему мнению, одной из эффективных форм может являться работа студенческого кружка, занимающегося вопросами не только антикоррупционной направленности, но и другими негативными социальными явлениями. Все перечисленное, бесспорно, позволит усилить эффективность воздействия антикоррупционного образования и воспитания. Безусловно, следует продолжать искать новые формы и методы антикоррупционного образования, перенимать опыт ведущих вузов и активно внедрять его в образовательный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Нарутто С.В. Образовательные технологии в юридической клинике // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 7. С. 907 – 916. 2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228

Новаковская А. В., Уракаев Т. А.


Комментировать


восемь × 2 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru