Особенности японской системы образования | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Особенности японской системы образования

Система образования каждой страны по-своему уникальна и имеет свои отличительные особенности и черты. Знание данных специфичных особенностей образовательных систем разных стран позволяет нам определить их преимущества, которые могут быть реализованы в отечественной системе образования.

Одной из стран, которая добилась высоких результатов в обучении, является Япония. Исследование японской образовательной системы вызывает интерес, прежде всего из-за того, что Япония, являясь достаточно долгое время закрытой для иностранцев страной, разрабатывала и до сих пор разрабатывает свои собственные уникальные приемы обучения и воспитания молодого поколения, а также и методы воздействия на него. Образовательная система Японии исследована в научных трудах В.И. Андреева, А. Бондаренко, А.Н. Джуринского, С.Н. Китаева, И.Д. Ладанова, В.А. Пронникова, К.И. Салимова и других исследователей.

Интересна для исследования школьная образовательная система Японии, она представлена тремя школами: начальной (срок обучения — шесть лет), средней и старшей (сроки обучения – по три года соответственно). За три десятилетия до XX века в Японии было провозглашено Всеобщее обязательное четырехлетнее обучение, а в 1907 году правительство сделало обязательным шестилетнее обучение. Уже в начале XX века шестилетнее образование получали до 99% детей. И только в 1974 году Япония перешла к обязательному девятилетнему обучению. Для Японии учебный год начинается в апреле, а завершается в конце марта. Он состоит из трех семестров, между которыми небольшие каникулы — весной и зимой и продолжительный отдых летом. Летние каникулы длятся 40 дней и, как правило, начинаются 20 июля, а заканчиваются 31 августа; зимние — с 26 декабря по 6 января, а весенние — с 25 марта по 5 апреля. График каникул одинаковый у всех образовательных учреждений. Японские дети посещают школу 240 дней в году, включая занятия по субботам. Обучение в школах шестидневное, но каждая вторая суббота считается выходным днем.

В образовательной системе Японии большая часть школ является муниципальными и финансируется государством, но около 5% школ – частные, обучение в которых платное. Школьники в Японии учатся 12 лет, что по сравнению с Россией больше на год. Цены на обучение в частных школах значительно превышают расходы на образование в муниципальных. Так, посещение двумя детьми государственной старшей школы обходится семье в 13,7% ее месячного бюджета, а частной — в 29,6%. Несмотря на это, родители стараются отдавать своих детей в частные школы, так как они являются более престижными. Классы в японских школах по установленной норме могут доходить до 45 человек. В 1970 году 56,7% японцев заканчивали среднюю школу первой и 34,1 % — среднюю школу второй ступени, 8,9% получали высшее образование. Неграмотных в это время насчитывалось 0,3%. В 1982 году 94,2% учащихся поступили в среднюю школу второй ступени и 37,4% — в университеты и колледжи [3; 151].

Одна из отличительных особенностей японской образовательной системы состоит в том, что на протяжении всего периода обучения в школе ежегодно меняется преподавательский состав и состав учащихся, что способствует развитию коммуникабельности и познавательной активности обучающихся. Нередко японцы продолжают учиться и на каникулах, посещая специальные курсы, по причине неудовлетворительной учебы во время триместров. Учителя рекомендуют

ученикам начальной школы на каникулах вести «дневники в картинках», которые позволяют заменить пробелы в знании кандзи (иероглифов) и развивают умение ученика писать и рисовать. Девизами японской школы являются следующие высказывания: «успеха добиваются упорным трудом», «если ты отстаешь, упорнее работай над собой». Программа преподавания немного меняется от школы к школе, но непременно основывается на общегосударственных стандартах образования. Местные власти берут на себя ответственность за финансирование, комплектацию учителями, подготовку и реализацию школьной программы.

Обучение в школе начинается в Японии с шести лет. Шестилетние дети к моменту поступления в начальную школу, или «сёгакко», обязаны владеть основами арифметики и уметь читать. В начальной школе детей обучают японскому языку, математике, естествознанию (физике, химии, биологии), обществоведению (этике, истории, этикету), музыке, изобразительному искусству, физкультуре и домашнему хозяйству. В средней школе к этому списку предметов добавляют английский язык и несколько специальных предметов на выбор. Список предметов обычно зависит от школы и может незначительно изменяться.

Как правило, самыми сложными для изучения предметами считаются математика и языки: японский (изучение кандзи) и английский. Занятия в школе обычно начинаются в половине девятого утра. Утром каждого понедельника перед началом занятий школьники выходят на «линейку», во время которой перед ними в течение 15 минут выступает директор школы, в остальные дни это время отводится для общешкольных объявлений и «переклички». Прилежному посещению школы придается большое значение. В школе господствует принцип — «Работать на пределе своих возможностей». Требования этого принципа реализуются через единое учебно-методическое руководство, принятое впервые в 1958 г. и модернизированное в 1968 и 1978 годах [4; 168]. В начальной школе не задают домашних заданий, в тоже время в средней и старшей школе объем домашних заданий зачастую бывает очень большим, в связи с этим старшие японские школьники являются одними из самых занятых людей в стране.

В Японии учебный процесс ориентирован не на творческое овладение знаниями, а на точное запоминание, то есть на приобретение информации, которая понадобится на экзаменах. Обучение в представлении многих японцев выглядит лишь как подготовка к экзаменам. После занятий в обычной школе японцы каждый день вновь отправляются учиться, но уже в другие, необязательные школы, но крайне необходимые для перехода в старшую школу и университет. Эти школы называются «дзюку», что в переводе означает «школа мастерства» («репетиторская школа»).

В «дзюку» специально работающие учителя еще раз обстоятельно объясняют детям то, что уже было сказано в школе, добавляя к полученным знаниям новые. Первые «школы мастерства» появились в Токио в XVII веке. Их открывали мастера живописи, искусства владения мечом, традиционной каллиграфии. По данным печати, «дзюку» посещают 5% учащихся первых классов начальной школы, 20% учеников старших классов начальных школ, 40% учеников средних школ первой ступени. В Токио же на таких курсах занимаются в некоторых школах до 80% учащихся [1; 213].

Обучение в японской школе предполагает решение, в том числе, следующих задач: — на основе практики общественной жизни в школе и вне ее воспитание правильного восприятия событий и стремления к сотрудничеству, независимости, а также воспитание правового осознания своих поступков; — воспитание учеников в духе патриотизма, уважения к своей стране, ее традициям; — воспитание учеников в духе международного сотрудничества; — развитие нормальных повседневных и жизненных потребностей в одежде, пище, общении и труде;

- развитие способности правильно понимать и использовать возможности родного языка в повседневной жизни; — воспитание правильного понимания экономических отношений в повседневной жизни и способности к ведению дел; — развитие способности к научному анализу естественных процессов, происходящих в повседневной жизни; — стремление к гармоничному развитию личности, воспитание привычек и навыков для здоровой, безопасной и счастливой жизни; — развитие основы понимания и способности в области музыки, искусства, литературы.

Исходя из всего вышесказанного, нужно особо подчеркнуть, что в Японии в учениках всегда воспитывают уважение к родителям и старшим, веру в друзей; школа культивирует национальный дух японцев, формируя у школьников соответствующие нормы морали, закладывая и развивая у них черты национального характера. Бывший премьер-министр Японии Танака, говоря о реформе общеобразовательной школы и ее феномене, призывал уделять больше внимания нравственному аспекту образования, так как именно этот аспект, по его мнению, и является основной особенностью, которая отличает общеобразовательную школу Японии от школ Запада.

Литература

1. Латышев И. А. Материальные и духовные издержки образования в Японии.— «Япония 82». М., 1983.

2. В.А. Пронников, И.Д. Ладанов. Японцы (этнопсихологические очерки). Издание 2- е, исправленное и дополненное. М., Главная редакция восточной литературы издательства ‘Наука’, 1985. 348 с. с ил. 3. Nakamura Hajime. A History of the Development of Japanese Thought from 952 to 1868. Vol. 2. Tokyo, 1967. 4. Vоgel E, F. Japan as number one. Harvard University Press

Бекетова А.А.


Комментировать


− 7 = два

Яндекс.Метрика