Современная социокультурная реальность позволяет наблюдать множество проблем, охвативших в настоящее время и общество в целом, и семью, в частности. Среди них – низкая психолого-педагогическая культура родителей, формирование типов неправильного семейного воспитания, несогласованность воспитательных позиций матери и отца, отсутствие гармонии в супружеских отношениях, родительская конфликтность, высокий процент разводов и прочие семейные неблагополучия, что самым отрицательным образом отражается на личностном развитии, духовно-нравственном воспитании, поведении и нервнопсихическом здоровье детей.
В качестве первопричины данных негативных явлений нам видится потеря обществом основных духовно-нравственных ориентиров и пересмотр взглядов в современном мире на вопросы чувства долга, ответственности, порядочности, честности и проч., что приводит к новому пониманию таких фундаментальных категорий, как семья, любовь, верность, дружба и т.п. В связи с этим появляются те отрицательные последствия (среди них распространение альтернативных форм семьи, непрочность официального брака, предпочтение работы воспитанию детей, отсутствие единого семейного бюджета и др.), которые позволяет современным ученым, практикам и представителям общественности констатировать кризис социального института семьи. Проблема ценностей чрезвычайно важна на современном этапе развития общества, так как в настоящее время в социуме наблюдается доминирование материальных ценностей над духовными и культурными.
Также рассмотрение ответственного отцовства в контексте проблематики семейных ценностей является актуальным с точки зрения того, что в психологопедагогической литературе принято семью рассматривать как среду формирования ценностей у подрастающего поколения, а вопрос содержательного наполнения семейных ценностей остается во многом открытым. Поэтому проблема ответственного отцовства как одной из главных ценностей семьи заслуживает всестороннего изучения.
В Философском словаре указано, что для субъекта ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям [1, с 646]. Особенностью семейных ценностей, как отмечает Р.В. Овчарова, является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений [2, с. 14]. Она также указывает и на то, что ценности семьи являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы – как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Кроме того, ценностные ориентации определяют динамику семьи в целом и родительства, в частности [3, с. 12].
Считается, что более здоровая и благополучная та семья, где ответственность за жену и детей несет отец. Семья рушится, когда мужчина не приобретает или теряет ответственность за семью или не в состоянии выполнить свои обязанности [4, с. 218]. Поэтому отцовская ответственность и ответственное отцовство имеют особое значение и являются важнейшими условиями существования и функционирования семейной системы. Согласно Р.В. Овчаровой, родительская ответственность является одним из компонентов родительства [3, с. 21]. Среди составляющих родительской ответственности данным автором выделены следующие: когнитивная, эмоциональная и поведенческая. Когнитивная составляющая включает представления об ответственном и безответственном поведении родителя, о распределении ответственности между супругами в других семьях и в своей семье.
Эмоциональная составляющая распространяется на отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональные переживания, связанные с этим, и оценку себя как родителя с точки зрения ответственности. Поведенческая составляющая касается контроля своего поведения и происходящих событий, характеризуется занимаемой ролью в семье [3, с. 22]. Р.В. Овчарова также указывает на то, что содержание, вкладываемое в понятие ответственности, у мужчины и женщины различаются.
Для мужчины ответственность по отношению к ребенку, семье – это прежде обеспечение материальное, т.е. создание материальных благ, физического комфорта семьи. Для женщины ответственность заключается в создании благоприятной атмосферы в доме, душевного комфорта. Как правило, чувство ответственности раньше появляется у женщины, так как она значительно больше времени проводит с ребенком, чем мужчина, к тому же нередко женщины сознательно устраняют мужчину от общения с малышом, не доверяя ему «хрупкую жизнь» [5, с. 45]. Особо необходимо подчеркнуть, что, рассматривая данные категории, мы исходим из понимания того, что понятия «ответственность отцов» и «ответственное отцовство» не являются тождественными [6].
«Ответственность отцов» является первичным понятием по отношению к понятию «ответственного отцовства», и первое дает представление о психологических характеристиках личности мужчины, являющегося отцом, а второе – характеризует особенности выполнения его родительской роли, то есть сам способ осуществления своих родительских обязанностей, отношение к процессу воспитания ребенка и собственно отцовствованию. При этом данные понятия не могут рассматриваться и как противопоставляющиеся или существующие параллельно, а представляются нам последовательно вытекающими друг из друга: только высокий уровень ответственности отцов является залогом проявления ответственного отцовства (ответственность отцов → ответственное отцовство). И, наоборот, ответственное отцовство предполагает изначально сформированный высокий уровень ответственности как характеристики личности у мужчины-отца.
Конечно же, бесспорным является факт, что ответственность человека проявляется во всем (в работе, в межличностных отношениях и т.д.), что, тем самым, объясняет и подтверждает то обстоятельство, что только ответственный человек сможет стать ответственным родителем. А в контексте рассматриваемой нами проблы – ответственное отцовство невозможно представить без ответственности как черты личности, которая является первоначальным условием последующего проявления ответственного отцовства. Рассматривая ответственность как свойство личности отца, исследовательский поиск может быть направлен на изучение психологических особенностей самих мужчин, а рассматривая ответственное отцовство, предметом изучения могут стать особенности проявления отцовства в процессе ожидания и воспитания ребенка, а также психологические особенности родительского отношения отцов к детям. В специальной литературе перечислены следующие показатели ответственного отцовства: эмоциональная близость с детьми; вовлеченность в непосредственный уход, общение и игры с ребенком; забота о детях; ответственность за их физическое и личностное развитие.
В случае развода такие отцы не прерывают контакты с детьми и сохраняют с ними психологическую связь [7, с. 21–22]. Однако также важно, чтобы отец смог предоставить возможность матери своего ребенка полноценно выполнять ее материнские функции и реализоваться в материнской роли (обеспечить финансовую возможность матери ребенка находиться в отпуске по уходу за ребенком и не выходить на работу досрочно, не быть занятой проблемами дополнительного заработка, а проводить больше времени с детьми и проч.) – то есть быть ответственным за материальное благополучие семьи.
Таким образом, ответственное отцовство может рассматриваться как семейная ценность, являющаяся по своей природе и духовно-нравственной (так как предполагает высокий уровень развития нравственной сферы личности мужчины и моральных норм. Кроме того, именно христианские каноны «оказали существенное влияние на стереотипы восприятия "правильного отца"» [8, с. 139]), и культурной ценностью (так как известно, что отцовство само по себе – более позднее образование, чем материнство и связано с развитием общества и общественных отношений, которые в различных культурах развивались и развиваются по-разному).
Каковы же пути формирования ответственности у отцов? Согласно В.П. Прокофьеву, «воспитание в родительском доме и опыт жизни в обществе должны подготовить будущего отца к ответственности за семью» [4, c. 220]. Д.С. Акивис считает, что переживание отцовской любви приводит к развитию таких качеств, как исполнительность и ответственность [9]. Формирование ответственного отношения к отцовству должно начинаться еще в детском и подростковом возрасте, и особая роль в этом процессе отводится родительской семье. Также контакт отца с ребенком может быть фактором осознания родительской ответственности за него. Кроме того, психологопедагогическое и психотерапевтическое сопровождение родительства является одной из форм оказания помощи семье и средством профилактики и коррекции девиаций в сфере отцовства.
Литература
1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001.
2. Овчарова, Р.В. Психология родительства. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
3. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
4. Прокофьев,В.Н. Возрождение ответственного отцовства – одна из важнейших задач современного общества // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 5. С. 217–220.
5. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
6. Пастухова, М.В. Проблема ответственности отцов в воспитании детей // Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции 7–9 декабря 2011 г. – М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012. Т. 2. С. 63–65.
7. Ответственное отцовство: Новые формы социальной работы: Методич. пособие. – СПб, 2010.
8. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общей ред. В.С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Акивис,Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989.
М.В. Пастухова