Отцовство и материнство — забота государства | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Отцовство и материнство — забота государства

В статье говорится о том, что бездетные пары в России в силу материальных причин не могут завести детей с помощью репродуктивных технологий, и поэтому им необходима помощь государства. Количество бесплодных пар в мире с каждым годом все увеличивается. Именно из-за бесплодия сейчас в России около 5,5 миллиона супружеских пар не могут завести детей. В мире — это 20% семейных пар. [1] Однако, благодаря прогрессу в отрасли репродуктивных технологий, многие бездетные пары смогли ощутить счастье материнства. Люди всё чаще решают эту проблему с помощью искусственного оплодотворения.

Первый в мире ребенок от такой мамы родился в 1989 году в Великобритании, а в мировую практику суррогатное материнство вошло в 90-х годах ХХ столетия. На сегодняшний день благодаря ему в мире рождено 200 тысяч детей. Эта проблема актуальна для многих россиян, так как около 6 млн женщин и около 4 млн мужчин страдают бесплодием. [2] Само понятие "суррогатное материнство" рождает споры между представителями различных групп общества. С одной стороны – оно помогает преодолеть проблему бесплодия, а с другой – люди не готовы принять необходимость репродуктивных технологий в силу противоречия их ценностям и моральным принципам.

Противники данной процедуры приводят следующие аргументы: – феминистки считают, что такого рода материнство является скрытой эксплуатацией женщин. Мы считаем, что, наоборот, "добровольные мамы" приносят в чью-то семью радость материнства, способствуют рождению нового человека. –моралисты утверждают, что суррогатная практика превращает детей в товар, в то, что можно продавать и покупать. Но скажите об этом бездетным мужчинам и женщинам, которые годами безуспешно пытаются завести ребенка! –представители церкви отмечают, что эта процедура противоречит культурным, духовным и нравственным принципам общества. Кроме того это порочит исключительность брачных отношений, тем что допускает вторжение в них третьей стороны. Но не следует забывать, что исторически в семьях существовали третьи лица, например, служанки, няньки, кормилицы.

Суррогатное материнство, в том числе коммерческое, законодательно разрешено во многих странах мира. В сфере применения репродуктивных технологий действующее российское законодательство является одним из самых либеральных в мире. Процедура суррогатного материнства в России регулируется на основании следующих нормативных актах: ст.55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 51 и 52 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», приказ № 107н Министерства здравоохранения РФ от 30.08.2012 г. "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению".

Однако, существующее законодательство не может уберечь генетических родителей в случае возникновения конфликтных ситуаций. Например, суррогатная мать после рождения ребенка может передумать и не отдать его. Эта возможность закреплена в п. 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ. Таким образом, суррогатная мать может оставить себе биологически чужого ей ребенка, официально считаясь его матерью. Биологические родители могут оспорить это решение в суде на основании ст. 52 СК РФ "Оспаривание отцовства (материнства)". Кроме того, суррогатная мать может прервать беременность – закон не запрещает ей это сделать. Эти нерешенные вопросы, необходимо урегулировать на законодательном уровне. Например, дополнить ст. 14 ФЗ «Об актах гражданского состояния» следующим: «Основанием для регистрации рождения ребенка является – договор суррогатного материнства, заключенный между женщиной, родившей ребенка (суррогатной матерью) и супругами (нареченными родителями), согласившимися на имплантацию эмбриона».

Это поможет упростить процедуру государственной регистрации ребенка, рожденного с помощью суррогатной матери. В настоящее время в России имеются сотни тысяч семей, которые хотели бы завести ребёнка, однако их финансовое состояние не позволяет им это сделать.

По статистике количество бедных семей в России составляет 39% [3], а средняя стоимость услуг суррогатной матери обходится в 500-600 тысяч рублей, к этой сумме следует прибавить расходы на питание, медикаменты и медицинскую помощь. Поэтому, необходимо создать государственную программу софинансирования этим семьям, решившим воспользоваться такого рода услугами.

Парам, не способным иметь детей по медицинским показаниям и материально необеспеченным, следует выдавать льготные кредиты для оплаты услуг суррогатных матерей. Как, например, было сделано для финансирования льготной ипотеки бюджетникам и молодым семьям.

Библиографический список: 1. http://medportal.ru/enc/procreation/ivf/6/. 2. http://isramedinfo.ru/tours/4/207/. 3. http://www.rbc.ru/economics/28/12/2015/568121bf9a794735f8bd5386. 4. https://www.scienceforum.ru/2013/172/1790. 5. http://fb.ru/article/226365/surrogatnoe-materinstvo-problemyi-surrogatnogo-materinstva.

Грухин Ю.А., Миронова В.А., Шустова П.С.


Комментировать


− 4 = четыре

Яндекс.Метрика