…Руководитель провел вступительную часть занятия по теме «Затвор танковой пушки» и приступил к изложению нового материала. Сначала он объяснил назначение затвора пушки, затем перечислил его механизму и показал их на разобранном затворе. Затем перешел к объяснению устройства каждого механизма в отдельности. В ходе занятия он опрашивал обучаемых, проверяя, как они усвоили материал. В течение двух учебных часов было рассмотрено устройство всех механизмов затвора, курсанты сделали записи в тетрадях с перечислением деталей каждого механизма. В конце руководитель сообщил, что на следующих занятиях по данной теме будут изучаться вопросы разборки, сборки, а затем и работы частей и механизмов затвора, поэтому па самоподготовке надо твердо выучить назначение и устройство каждой детали.
Казалось, занятие прошло хорошо. Однако один из курсантов перед уходом из класса обратился к руководителю со следующими словами: «Товарищ майор, как можно сразу запомнить так много частей? Я, например, совсем не понял для чего они все нужны». И хотя руководитель объяснил курсанту, что работу затвора они будут изучать дальше и тогда все станет попятно, курсант ушел неудовлетворенным. Сам руководитель, как он потом признался, почувствовал сомнение в правильности избранного им плана урока.
Между тем, именно, такой метод изучения материальной части оружия, приборов, двигателей практикуется весьма часто. В нем принята такая последовательность рассмотрения учебных вопросов; 1) Назначение, боевые свойства, тактико-технические характеристики. 2) Общее устройство (под которым подразумевается последовательное перечисление основных частей, механизмов, узлов). 3) Устройство каждой части (механизма, узла). 4) Работа частей (механизмов, узлов) и их взаимодействие. 5) Подготовка к работе, уход, сбережение и т. д.
Если руководитель строго придерживается этой схемы, не разрешает ни себе, ни обучаемым «забегать вперед» и рассматривать «раньше времени» работу и назначение механизмов, первые учебные вопросы усваиваются с большим трудом. Обучаемым приходится запоминать большое количество названий частей и деталей, зачастую непонятных им до тех пор, пока не будут рассмотрены их назначение и работа, их взаимное положение и взаимодействие. Без этого первые три учебные вопроса изучаются механически, а следовательно, их изучение малоэффективно. К тому же, чем сложнее изучаемая техника, тем большие трудности создает для обучаемых подобная методика проведения занятий.
В практике имеет место и другая последовательность обучения, при которой уже с первых вопросов упор делается не па названия и устройство отдельных частей, а на работу образца в целом, на взаимосвязь отдельных его частей и механизмов. И только после уяснения общего устройства рассматривается работа и подробное устройство отдельных частей и механизмов. При этом под «общим устройством» понимается не простое перечисление основных частей, а дается объяснение принципов их работы, разумеется, без излишней детализации. Учебные вопросы при этом изучаются в такой последовательности: 1) Назначение, характеристики, общее устройство и сущность действия образца. 2) Работа и устройство отдельных частей и механизмов, разборка и сборка. 3) Взаимодействие частей и механизмов при различных режимах работы. 4) Подготовка к работе, уход, сбережение.
Как показывает опыт, у хорошо подготовленных руководителей занятия по второму методу по самым различным учебным предметам — огневой подготовке, материальной части танков, боевых машин пехоты, самоходно-артиллерийских, зенитных установок и других видов боевой техники и вооружения — дают несравненно лучшие результаты, особенно при изучении сложных образцов в ограниченное время. Обучаемые, получив на первом же занятии цельное представление об изучаемом изделии, уяснив его общее устройство и принципы работы, быстрее и легче усваивают в последующем детальное устройство, с меньшим трудом овладевают новой терминологией.
В ходе изучения работы и устройства частей и механизмов производится, как правило, разборка образца. На первом этапе, после изучения вопросов устройства и работы механизмов, разборку и сборку можно выделить в отдельный учебный вопрос. Здесь ставится задача — дать практику в разборке и сборке образца, выработать навыки в соблюдении правил разборки и мер безопасности.
На последующих занятиях представляется возможным широко применять метод активной беседы, постановку проблемных вопросов, так как обучаемые уже знают устройство частей и механизмов и могут сами объяснять их работу при различных режимах.
Характеристики образца так же, как и возможные неисправности, правила эксплуатации, ухода и храпения могуг иногда изучаться на заключительных занятиях. Это вызывается тем, что у некоторых современных сложных образцов вооружения и боевой техники многие характеристики, особенно технические, до изучения образца бывают непонятными.
Чтобы лучше понять сущность второго пути обучения, приведем пример проведения с курсантами того же занятия по затвору 100-мм танковой пушки, по методом «от общего к частному».
Прежде всего руководитель объяснил назначение затвора пушки вообще (по аналогии с назначением затворов известных образцов оружия), а также устройство и сущность работы орудийного затвора данной системы.
— Основной частью затвора, осуществляющей запирание капала ствола при выстреле, является призматический клин, расположенный в клиновом гнезде казенника, — сказал он. — По клиновому гнезду клип перемещается горизонтально — влево и вправо — под воздействием кривошипа.
Для открывания затвори вручную заряжающий отводит рукоятку затвора влево, а затем возвращает ее вправо. При этом поворачивается сцепленный с рукояткой кривошип, своим роликом отводящий клин влево. Одновременно с отведением клина влево сжимается пружина закрывающего механизма полу автоматики затвора; энергия этой пружины используется для запирания канала ствола.
В левом положении клип удерживается зацепами двух выбрасывателей выбрасывающего механизма.
При заряжании пушки закраина гильзы сбрасывает выбрасыватели с клипа, затвор под действием пружины закрывающего механизма перемещается вправо и запирает канал ствола. При нажатии на спуск ударник затвора под действием боевой пружины перемещается вперед и бойком ударяет по капсюльной втулке гильзы — происходит выстрел и откат ствола.
Во время наката скалка открывающего механизма полуавтома-тики затвора поворачивает ось кривошипа, и неподвижно сцеплен-ный с осью кривошип своим роликом отводит клип влево. В конце открывания затвора клин ударяет по выступам выбрасывателей, которые резко поворачиваются и своими захватами выбрасывают гильзу из каморы ствола, а зацепами удерживают клип в левом положении. Так же, как и при открывании клина вручную, с поворотом оси кривошипа происходит сжатие пружины закрывающего механизма полуавтоматики и взведение ударного механизма. Затвор готов для следующего выстрела.
— Итак, — продолжал руководитель, — затвор танковой пушки является полуавтоматическим затвором клинового типа, горизонтального перемещения. Как вы поняли, из всех операций перезаряжания вручную приходится только открыть затвор при первом заряжании орудия, а при стрельбе подавать очередной артиллерийский выстрел в патронник. Все остальные операции производятся автоматически за счет энергии движения откатных частей орудия при накате.
Перечислив затем механизмы и их назначение, руководитель закончил объяснение сущности работы и общего устройства затвора.
Каждый этап объяснения сопровождался показом работы затвора на орудии, на действующем стенде, на отдельных механизмах разобранного затвора и на плакатах. Объяснение часто переходило в беседу, наиболее важные вопросы работы и новые для обучаемых названия и технические термины повторялись несколько раз. Курсанты подводились к пушке и стенду, производили открывание затвора, заряжание и разряжение, рассматривали вблизи названные руководителем механизмы и детали. Перед этим руководитель объяснил меры предосторожности при работе с затвором, несколько раз показал правильные приемы заряжания, присоединения рукоятки для снятия клина, приемы удержания клина в руках при сто отделении и т. д.
В последующем аналогично изучается работа и устройство отдельных механизмов и частей с необходимой для данной категории обучаемых степенью глубины. Причем вначале опять-таки делается упор па работу механизма в целом, а затем па его детальное устройство. Прежде всего ставится задача — добиться понимания обучаемыми назначения и работы деталей и частей механизмов. В последующем уже надо требовать от них не только понимания, но и правильного названия, объяснения устройства механизмов, а далее — добиваться твердых навыков в работе с материальной частью.
В ходе занятий обучаемым могут диктоваться для записи наиболее важные формулировки и определения, но не перечисление имеющихся в Наставлениях названий и характеристик. Во всех случаях ведение записей должно занимать минимум времени, чтобы главное внимание уделить практической работы с материальной частью.
Два рассмотренных плана занятий не исключают друг друга, успешное проведение занятий возможно по любому из них. Однако второй путь изучения «от общего к частному» является, как показывает практика, более рациональным при изучении современных сложных образцов, содержит большие возможности для обучения по ускоренным программам.