Оценка эффективности российской налоговой системы

В периоды роста российской экономики (1999–2001 и 2003–2007 гг.) и существенного профицита федерального бюджета основной задачей российского правительства в сфере налогообложения было заявлено снижение налоговой нагрузки на экономику на 1% ежегодно. До середины 2008 г. эта задача реализовывалась, причем в условиях постоянного роста налоговых поступлений. Однако последнее являлось следствием не проведения налоговой реформы, а надувания очередного пузыря — роста мировых цен на сырую нефть.

Стремительный (в 4,5 раза) обвал этих цен в июле-ноябре 2008 г. привел как к снижению российского ВВП (на 7,9% за 2009 г.), так и к необходимости вновь увеличивать налоговую нагрузку. Для объективной оценки налоговой системы необходим анализ эффективности составляющих ее элементов, т. е. отдельных налогов и сборов. Если одним из главных критериев эффективности считать долю поступлений конкретного налога в общей массе доходов бюджета, то (не считая таможенных пошлин и взносов во внебюджетные фонды) за последние 26 лет лидирующую позицию по данному показателю занимали четыре основных налога. В 1990-е годы, самым фискально эффективным являлся налог на добавленную стоимость (НДС).

Исключение составил лишь 1993 г., в котором НДС уступил первую позицию налогу на прибыль предприятий. В 2000–2001 гг. в результате бурного постдефолтного роста российской экономики первое место снова занял налог на прибыль. А в 2002 г. резкое снижение его ставки (с 35 до 20–24%) и снижение цен на нефть опять поменяло местами эти налоги. В 2006–2008 г. лидером вновь стал налог на прибыль. В 2009 г. в результате кризиса сборы налога на прибыль сократились наполовину, за счет чего поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ), номинально такие же, как и в 2008 г., сделали уже этот налог самым крупным фискальным источником бюджетных поступлений. А в 2011 г. НДФЛ занял лишь третью позицию после налога на прибыль и НДПИ, из важнейших налогов, не уступив лишь налогу на добавленную стоимость. Современную российскую налоговую систему нельзя признать в достаточной степени эффективной и справедливой.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Закрепление отдельных налогов полностью за одним бюджетным уровнем в России не является научно обоснованным. В частности, было бы правильнее определенную часть НДС оставлять в бюджетах субъектов РФ, как это и происходило у нас в 1990-е гг. А часть НДФЛ — передавать в федеральный бюджет, что также имело место в России до 2001 г. и до сих пор практикуется в странах c развитой рыночной экономикой. В докладе анализируются следующие ключевые моменты: — изменение уровня налоговой нагрузки на российскую экономику; — взаимосвязь динамики налоговых поступлений с темпами экономического роста в России в 1992–2017 гг.; — причины зависимости российской экономики и  бюджетных поступлений от добычи и экспорта энергоресурсов.

Грачев М.С.


Комментировать


девять × 7 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru