Очерк как жанр художественно-публицистической журналистики

Читать - это значит писать

Группа художественно-публицистических жанров является отдельным блоком жанров, содержание которых строится вокруг факта и события в сочетании с их переосмыслением. Данная группа жанров объединяется публицистическим и художественным началом, ярко выраженной авторской позицией по отношению к актуальной проблематике, рассматриваемой в журналистском произведении, специфическим набором выразительных языковых средств [1, с. 48].

Очерк как жанр художественно-публицистической журналистики направлен на яркое и наглядное освещение события, раскрытие образа интересного человека, на описание быта и нравов определенного социума. Очерк содержит в себе большое количество различных средств художественной выразительности. Портрет героя раскрывается через речевую характеристику, пейзажные зарисовки, фактологические детали.

Часто в основе очерка дается психологический анализ. По своей структуре очерк может состоять из синтеза различных жанров: отчета, репортажа, зарисовки. Это говорит о жанровой свободе очерка, что позволяет автору менять тональность, ритмику изложения материала. Толковый словарь русского языка трактует понятие «очерк» как небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий, как правило, социально значимых. Также очерк является общим изложением какого-либо вопроса [3].



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Энциклопедический словарь понятие «очерк» определяет как разновидность рассказа в художественной литературе с большим описанием социальной проблематики. В области журналистики очерк направлен на анализ различных фактов и явлений социума [4]. Таким образом, проанализировав определения словарей, можно сделать вывод, что основой очерка как художественно-публицистического жанра журналистики будет являться документальность, фактологическая достоверность описываемых событий.

Очерк содержит подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, реальные место событий, обстановку, время действия, художественноизобразительные языковые средства. В художественно-публицистических жанрах очерк занимает ведущее место, так как соединяет в себе все функции массовой коммуникации. Очерк занимает пограничное место между публицистикой и художественной литературой. Из художественной литературы очерк художественной и образность, из журналистского творчества – фактологическую точность, адресность и конкретность.

Это сочетание позволило очеркисту использовать большое количество художественно-выразительных средств для отражения окружающей действительности. В жанре очерка работали большинство русских писателей: Салтыков-Щедрин, Герцен, Горький, Короленко и др. Очерк в публицистике является самым популярным жанром, так он построен на основах драматургии, на фактах. Именно это сближает его с художественными жанрами. Отличительной чертой очерка является глубина авторского осмысления, поскольку очерк не столько является описательным, сколько воплощает в себе творческое сознание автора. Наравне с фактологическими событиями не последнее место в очерке занимает личность автора. Художественно-выразительные средства в очерке имеют принципиальное значение. К ним относятся: стиль, язык, выбор эпитетов и сравнений, композиция и пр. Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования.

Так, при выборе проблемной ситуации как предмета исследования, целесообразным будет использование теоретического метода. При выборе предметом исследования личности следует использовать художественный метод, который позволяет представить психологический аспект личностного начала. Авторы большинства очерков, несмотря на аналитический и исследовательский характер своих произведений, использовали художественный метод. В современной же действительности очерк в большей степени наполнен документализмом, часто в ущерб художественному началу.

Это связано с тем, что события, о которых повествует очеркист, носят драматичных характер, сюжеты подобных очерков содержат сенсации. Соответственно, подобные сюжеты и так привлекают внимание читателя своей информацией, черпаемой из самых интересных художественных произведений. Именно поэтому потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней. Это обусловлено тем, что очеркист в качестве предмета изображения выбирает наиболее яркое, показательное событие из действительной жизни.

Драматургия очерка строится на классическом примере борьбы добра и зла, справедливости и несправедливости, закона и преступности, что является классическим для художественных произведений. Автор очерка дает оценочные суждения на ту или иную проблематику, объединяет различные факты, разделенные временем и пространством. Зачастую авторские суждения становятся стержнем очерка, задают его структуру, вокруг них группируется остальной материал, служащий подтверждением аргументам.

В отличие от художественных произведений герои очерка реальны – это современники автора и читателей. Ни один жанр журналистики не устанавливает такой тесной пространственно-временной связи между героем и читательской аудиторией. В очерке часто используется авторский домысел, который, в свою очередь, не должен позволять документальную точность и фактографичность.

Авторский домысел направлен на то, чтобы помочь автору выявить типическое в окружающей действительности. Важным средством типизации служит также деталь – выразительная подробность, с помощью которой очеркист добивается убедительности изображаемого, подчеркивает его характерные черты [2, с. 236]. Выделяются несколько видов очерка. Портретный очерк, в центре которого стоит человек со своими достоинствами и недостатками. Очеркист в данном виде дает не только портретное описание персонажа, но и самой обстановки, работе, увлечениях, интересах, взаимоотношениях героя очерка и окружающих. Это помогает понять внутренний мир героя. Как правило, портретный очерк основан на художественном анализе личности. Примеры подобного очерка чаще можно найти на страницах художественных произведений, чем в прессе. Авторы портретного очерка широко используют художественный метод, который направлен на выявление глубинных, духовных начал личности.

Проблемный очерк, в основе которого стоит социально значимая проблематика в области политики, экономики, морали, этики и пр. Очеркист поднимает важные вопросы и вступает в полемику со своими оппонентами. Данный вид очерка направлен на выявление отношения, точек зрения описываемого персонажа к поставленной проблеме. Здесь читатели могут встретить использование элементов путевых заметок и зарисовок, которые служат для подтверждения мнения очеркиста в полемике и выражения определенной точки зрения. Проблемный очерк носит полемический характер. Проблемный очерк по своей конструкции близок журналистскому жанру статьи. Данное сходство основывается на исследовательском начале проблемной ситуации: выяснение причин появления проблемы, определение дальнейшего развития и путей решения. В то же время существуют отличия проблемного очерка и аналитической статьи.

Так, развитие проблемной ситуации в проблемной очерке не предоставляется в виде статистических отчетов и обобщенных суждений, как это делается в статье. В очерке проблема ставится для того, чтобы показать способы и пути ее преодоления. Проблема очеркистом представляется через столкновение интересов людей и конфликтную ситуацию. Очеркист пытается добраться до сути проблемы, исследуя конфликтную ситуацию и ее развитие.

Очерк, раскрывая суть проблемы, содержит в себе эмоционально экспрессивную окраску благодаря описаниям переживаний как со стороны героев, так и со стороны очеркиста. Автор очерка, как правило, использует различные отступления от темы, ассоциации, параллели. В аналитической статье художественно-выразительные средства и углубление в проблему за счет лирических отступлений отсутствуют.

Путевой очерк направлен на описание событий и происшествий, встреч с интересными людьми в ходе творческих путешествий. Главная его цель – показать целевой аудитории как в разных регионах страны решается одна и та же проблема. Тем не менее, путевой очерк – это не просто перечисление интересных мест и характеров героев, встретившихся автору по пути. Подобный очерк строится на запечатлении самых интересных, важных и главных мгновений из путешествия.

Это главное зависит от того замысла, который складывается в ходе поездки автора очерка. Несомненно, авторский замысел должен быть сформирован до начала поездки, так как путевой очерк основывается на исходном материале – прошлых личных наблюдениях автора, полученная вновь информация из средств массовой информации. Соответственно, авторский замысел при подготовке к путевому очерку, как и к любому жанру журналистского текста, должен быть сформирован до момента сбора информации. Однако, в ходе работы над путевым очерком этот замысел может быть скорректирован или же кардинально изменен. Это зависит от той информации, которую получит очеркист в период работы над журналистским произведением.

Литература

1. Безбородова Ю.В., Долгина Е.С. Жанры газетной журналистики: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 031300.62 «Журналистика» (профиль «Деловая журналистика»); 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»). Нижневартовск, 2014.

2. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учеб. пособие. М., 2001.

3. Толковый словарь русского языка. URL: http://tolkru.com/page/ocherk.php (дата обращения: 27.03.2017).

4. Энциклопедический словарь. URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/o/ocherk.html (дата обращения: 27.03.2017).

Е.В. Деревягина


Комментировать


1 + один =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru