Повсеместное использование компьютерных устройств, таких как смартфоны, нетбуки и планшеты, сегодня является обыденностью во многих странах мира. Большинство смартфонов и планшетов могут определить местонахождение пользователя, что позволяет использовать так называемые «приложения для гео-обучения». Это программы, которые в зависимости от физического местонахождения пользователя предоставляют ресурсы и контент для формального и неформального обучения.
Посредством объединения реального физического места, например, музея, с цифровым информационным пространством, например, онлайн-путеводителем по музею, создается некое «смешанное пространство». Именно благодаря ему и происходит обучение: пока посетитель гуляет по музею, приложение отслеживает его перемещения, предоставляя функции интерактивного взаимодействия с информацией о выставке.
Все это может происходить как в натуральной, так и в искусственной окружающей среде – хотя существует мнение, что и естественные природные условия были во многом сформированы человеком. В визуальном плане это может быть как здание с величественной архитектурой, так и заброшенное, на первый взгляд, пастбище. Обучение может происходить как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе, причем всё окружающее – начиная от кафе, магазинов и указательных знаков и до людей, находящихся поблизости – также может быть задействовано. Хотя гео-обучение уже давно является ключевым компонентом экскурсий и полевых мероприятий, расширение использования мобильных устройств с доступом в сеть поспособствовало бы увеличению возможностей по созданию таких смешанных пространств.
Объединение физического и информационного полей требует тщательной проработки для получения максимально эффективного обучения, основанного на местонахождении. Технологии, основанные на местоположении, например, QR коды, дополненная реальность и GPS, могут обеспечить некие точки соприкосновения физической и цифровой реальностей. Эти технологии, включая также ультразвуковую
локацию, используются для предоставления географически специфичной информации туристам, посетителям музеев, зоопарков и т.д. Например, платформа mScape (mediaScape) предлагала мультимедийный контент, который запускался автоматически на портативных устройствах в зависимости от GPS-позиции пользователя. Данное приложение больше не является доступным, однако существуют аналоги. Так, проект Situ8 разработал функцию, благодаря которой пользователи могут не только просматривать информацию о месте, в котором находятся, но и добавлять свою. В рамках высшего образования существовал проект «Снаружи, внутри» (Out there, In here), который предполагал совместную работу студентов.
Одна группа находилась «снаружи», т.е. выполняла полевые работы, одновременно передавая полученную информацию студентам «внутри», т.е. находящимся в лаборатории на некотором расстоянии от первой группы. Информация передавалась через ряд устройств: портативные и крупные интерактивные планшеты, большие экраны, мобильные телефоны и т.д. В то время как у первой группы было преимущество непосредственного нахождения «в поле», вторая группа имела доступ ко всем необходимым исследованиям, информации и ее наглядному представлению. До сих пор не существует комплексной теории, которая объяснила бы, каким образом мы объединям физические пространства (включая здания, ландшафты, видимость объектов и т.д.) с информационными.
Несмотря на это, имеющиеся подходы в образовании, психологии, изучении антропогенной среды, географии и человеко-компьютерном взаимодействии помогают понять, как взаимодействовать с окружающей средой так, чтобы при этом эффективно обучаться. Теория ситуативного познания предполагает, что знание существует в физическом, социальном и культурном контекстах и неотделимо от них. Хотя данная теория может помочь объяснить обучение в определенных социо- культурных средах, рассуждения о физическом пространстве чаще всего сводятся к аудиториям, лаборатория или полевым выездам.
Воплощенное познание – теория, предполагающая, что телодвижения оказывают непосредственное влияние на разум, т.е. чтобы обрести навыки, например, в геологии или медицине, необходимо смешение физического и умственного обучения. Данная теория подчеркивает одновременно физическую и ментальную сущность человека, не фокусируясь на особенностях обучения во внешней среде. Несмотря на привлекательность гео-обучения, существует ряд потенциальных подводных камней и недостатков, связанных с обучением в смешанном пространстве. Данные вызовы можно подразделить на три категории: технические, педагогические и социальные.
Технические сложности связаны с неточностью определения местоположения учащегося, необеспеченностью Интернетом или перебоями в его работе, а также проблемами стоимости, технической поддержки (например, если села зарядка) и использования устройства в неблагоприятных погодных условиях (яркий солнечный свет или дождь могут ограничить видимость экрана). Получается, что именно эффект новизны и ограничения имеющихся технологий, а не качества учителя и его уроков, могут оказать влияние на получение знаний. Обилие электронной информации может также негативно сказаться на познавательном процессе из-за избыточной ментальной нагрузки. Социальный же недостаток состоит в нарушении конфиденциальности вследствие наличия информации о местоположении пользователя. Можно предположить, что смешанные пространства станут повсеместными, особенно учитывая мировой тренд на создание «умных городов».
Обширные городские территории становятся все более вовлеченными в информационные сети, и все чаще используются цифровые ресурсы, чего бы это ни касалось: встроенные датчики данных по коммунальным услугам, отслеживание доступности парковок и другие местные услуги. В сочетании с развитием индивидуальных человеческих возможностей при помощи аксессуаров, таких как «умные», наше взаимодействие с физическим миром скоро будет включать в себя все большую необходимость в навигации в информационном пространстве, привязанном к локации. На сегодняшний день существует множество сервисов, предоставляющих электронную информацию о нашем непосредственном физическом окружении, в особенности это касается сфер коммерции и туризма.
Было разработано несколько приложений для эффективного гео-обучения на портативных устройствах. Главной сложностью в данной сфере является поддержание уровня эффективности информационных пространств как для формального, так и для неформального обучения. Ключевым является грамотное управление цифровыми ресурсами и предоставление информации в надлежащем виде для увлекательного и познавательного обучения в смешанных пространствах.