О завышенных ценах в России

Государственные инвестиции

Кроме низких доходов, российские граждане страдают от высоких цен на приобретаемые ими товары и услуги. Проверки показывают, что цены на продовольствие в розничной торговле нередко в десять и более раз превышают отпускные цены производителей и в два-три раза выше, чем цены оптовой торговли.

Цены на одни и те же потребительские товары в российских магазинах зачастую в несколько раз выше, чем в зарубежных. Разница оседает в карманах посредников, которые сплошь и рядом зарабатывают на перепродаже товаров, в том числе продовольствия, в десятки раз больше, чем те, кто их произвел.

Это говорит о высокой монополизации торговли. При этом конкуренция на рынке, прямые связи поставщиков и потребителей подавляются всеми способами, вплоть до криминальных. Посредники получают гигантские прибыли как за счет потребителей, так и за счет ценовой эксплуатации отечественного производства.

Причины этого заключаются в «беззубом» антимонопольном законодательстве и в попустительстве властей. Государство должно постоянно контролировать ценовую ситуацию на потребительском рынке, выявлять факты завышения цен, устранять их причины, наказывать чиновников и перекупщиков, виновных в ограничении конкуренции.

Завышенные цены монополистов – это не рыночные цены. Контроль государства в данном случае не только оправдан, но и совершенно необходим – как для защиты прав и интересов потребителей, так и для создания благоприятных условий для развития производства, в том числе сельскохозяйственного, из которого посредники высасывают все соки.

Предлагается контролировать размер торговых наценок в розничной торговле и ввести повышенный налог на ту часть прибыли, которая получена за счет необоснованного завышения цен. В тех же случаях, когда цены установлены на неоправданно высоком уровне за счет монопольного положения либо сговора, вся полученная прибыль должна полностью изыматься в бюджет; кроме того, на виновных должен быть наложен значительный штраф в соответствии с тяжестью и масштабом допущенных нарушений. Для социально значимых товаров в случае возникновения ажиотажа на рынке, что не раз происходило в последние годы, необходимо предусмотреть возможность временного установления государством предельных наценок или предельных цен.

Предлагается ограничить торговую наценку на социально значимые продукты питания максимум 15 % от цены реализации первому оптовому покупателю. В правоохранительных органах необходимо создать горячую линию по сбору информации о попытках незаконного ограничения конкуренции и для защиты предпринимателей от незаконного препятствования их коммерческой деятельности, в том числе насилия или угроз насилия со стороны конкурентов. Такие действия должны влечь реальную уголовную ответственность. Кроме того, государство должно поддерживать развитие действующих в обход сегодняшних монополистов сбытовых сетей: потребительских кооперативов, фирменных магазинов от товаропроизводителя, ярмарок, других форм прямых связей между производителями и покупателями отечественной продукции, в первую очередь продовольственной.

Миронов, Сергей Михайлович. Экономика несправедливости / С. Миронов. – Москва : Ключ-С, 2015. – 64 с.


Комментировать


семь − 6 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru