О методическом уклоне занятий | Знания, мысли, новости — radnews.ru


О методическом уклоне занятий

О методическом уклоне занятий

О методическом уклоне занятий

Говоря об образовательном процессе, об обучении как таковом, стоит отметить то, чтобы учить людей — надо этому тоже учиться. Этой актуальной и непростой теме посвящена серия статей. Мы рассмотрели принципы педагогики, особо важными из них считаю личный интерес преподавателя в итогах обучения своих студентов, увлекательность обучения, подробно продемонстрировали процесс проведения вступительной части занятий, очень важной с точки зрения эффективной методики преподавания. Чтобы иметь успех в любом деле, необходимо иметь четкий план действий. Эта аксиома относится и к организации занятий со студентами, нюансы их планирования мы обговорили отдельно. Один из главных условий успешности обучения определена дисциплина, как составная часть повседневной деятельности преподавателя, поддержание дисциплины — это неотъемлемая часть педагогической культуры, подробно рассмотрены некоторые особенности этого процесса. Немаловажно знать и то, что обучение и воспитание — едины в успешной методике преподавания, в которой кроме всего прочего, уделяется большое внимание психологической подготовке обучаемых

.

Для привития методических умений и навыков курсантам и слушателям военных учебных заведений программами обучения предусматриваются специальные часы для методических занятий. В дополнение к ним для решения важной задачи методической подготовки обучаемых существенную роль могут играть занятия по всем предметам обучения, если преподаватели будут придавать им методический уклон. Что это означает, покажем па примерах из практики Высших офицерских курсов «Выстрел».

Во вступительной части, после объяснения учебных целей, порядка проведения занятия и других принятых вопросов, слушателям ставится еще одна задача — наблюдать за действиями преподавателя по использованию учебных приборов, макетов, стендов, классной доски, т. с. стараться усваивать не только содержание занятия, по и приемы руководителя, применяемые им при объяснении, показе и т. д. Один из опытных методистов курсов «Выстрел» полковник П. Т. Крамаренко обычно при первом же знакомстве со слушателями на занятиях говорил, что они «коллеги по военному обучению»: сегодня он проводит занятие в роли руководителя, а через какое-то время они будут проводить подобные занятия в своих частях и подразделениях с офицерами, сержантами, солдатами.

«Смотрите, — говорил он, — как я буду вести объяснение работы частей и механизмов пулемета, как буду использовать разобранный пулемет, станок для показа работы его частей, плакаты, классную доску. В конце урока будьте готовы доложить свои предложения по проведению подобных занятий, что можно, по вашему мнению, еще применить для повышения наглядности? Не стесняйтесь высказывать пожелания по методике проведения и в мой адрес — мы должны учить друг друга».

Такая, на первый взгляд, необычная постановка задач принимается обучаемыми очень хорошо — они как бы привлекаются к проведению занятия вместе с преподавателем, возникает чувство общей ответственности за ход и успех урока; между руководителем и обучаемыми устанавливается хороший деловой контакт. Но, конечно, только подобными обращениями дело не должно ограничиваться. В ходе занятий надо находить место для дальнейшего методического направления обучения. Приведем такой Пример. Преподаватель в начале занятия по стрельбе из БМП первым показал порядок выполнения упражнения, выполнил его отлично. Далее он объясняет обучаемым не только особенности проведенной стрельбы, но и дает советы, как надо руководителю готовиться к показу выполнения упражнения — командиры подразделений первыми должны это делать. Он рассказал, что предварительно проверил механизмы и приспособления той машины, из которой показывал стрельбу; тренировался в приемах стрельбы до тех пор, пока не почувствовал полной уверенности в успехе. Так он рекомендовал поступать, когда предстоит в качестве руководителя выполнять показ стрельбы или каких-либо других действий.

На занятиях по тактике в поле обучаемым объясняется, как готовилась мишенная обстановка, какие силы и средства для этого привлечены; какие проводились инструктажи и тренировки с личным составом, обеспечивающим данное занятие, и т. п. Подходящие моменты для таких методических отступлений преподаватель всегда может найти. Подобные объяснения могут делаться и в ходе других занятий, сложных по организации; с особым интересом обучаемые выслушивают конкретные советы по проведению аналогичных занятий в войсках, когда есть возможность, им даются схемы организации учебных мест, планы тактико-строевых и других показных занятий, проведенных на курсах «Выстрел».

Преподаватели стараются делиться со слушателями и отдельными методическими приемами, на которые в ходе занятий обучаемые часто не обращают внимания. Так, иногда руководитель, поставив аудитории вопрос, предлагает ответить на него желающему. Когда желающих ответить не находится, не следует обращаться к обучаемым так: «Ну, раз никто не хочет, тогда докладывать будет — такой-то». Правильнее поступить иначе — не объявлять вслух, что желающих ответить на вопрос не нашлось, а вызвать для ответа одпого из хорошо подготовленных обучаемых, как обычно. Пусть остальные думают, что он сам поднял руку, что нашелся более знающий и смелый. Это психологически более верно, чем при первом варианте действий руководителя, когда вызванный оказывается как бы наказанным за пассивность остальных. Объяснение этого приема слушатели выслушивают, как правило, с улыбкой и соглашаются с ним полностью.

Интересно советуют поступать опытные преподаватели во время письменных контрольных работ, чтобы не допускать случаев списывания ответов у соседей, пользования неразрешенными учебными материалами и т. п. Руководителю лучше не сидеть или стоять за своим столом впереди обучаемых, а перейти к задней стене класса. Те из обучаемых, которые собираются воспользоваться «шпаргалкой» или подсмотреть в работу соседа, выдают себя тем, что перед нарушением, как правило, оглядываются назад, чтобы проверить, смотрит ли за ними преподаватель… Все это хорошо видно руководителю; сам же он, не находясь под постоянными взглядами обучаемых, может на некоторое время расслабиться, передохнуть, поправить прическу, костюм. И этот совет хорошо принимается всеми будущими руководителями занятий.

Успешно применяют опытные преподаватели для выработки у обучаемых командирских навыков следующий прием. Поставив группе вопрос, руководитель предлагает обучаемым подготовить на него ответ, а затем одному из них провести объяснение в роли руководителя занятия (например, командира подразделения) со своими подчиненными. Преподаватель на эти минуты садится на место обучаемого и передает «власть» в руки назначенного руководителя. После окончания объяснений проводится разбор действий обучаемого; дается оценка его ответа и методических навыков. Иногда предлагается дать оценку действий обучаемого его товарищам.

Полезно бывает объяснить и показать, как надо руководителю стоять у классной доски, чтобы не закрывать от обучаемых написанное; как пользоваться указкой, линейкой, цветными мелками; как и чем стирать написанное с доски, чтобы не запачкать руки и костюм.

Такие методические «мелочи» можно находить и показывать обучаемым на различных уроках, все они послужат па пользу будущим руководителям занятий.

Можно предложить обучаемым совместно с преподавателем следить за своей речью, поправлять друг друга при употреблении неверных ударений, неправильных терминов и выражений. Один из преподавателей курсов «Выстрел» — майор М. Л. Светушков— составил в свое время таблицу слов, часто употребляемых в военной терминологии с неправильным ударением, таких как «манёвр», «сосредоточение», «средства», «обеспечение» и др. и вывесил се в одном из классов. Таблица вызвала интерес, слушатели стали обращать внимание на свою речь, поправлять друг друга. Это также послужило общей задаче повышения методической культуры обучаемых.

Особенно щедро надо делиться опытом применения новых технических средств обучения; показывать обучаемым, как готовятся к занятию тренажеры, кадропроекторы, магнитофоны; что должен знать о них руководитель; рассказать, как доставляются в учебные заведения и войсковые части учебные кинофильмы и т. п.

Как правило, обучаемые всех категорий—от курсантов до старших офицеров — с интересом и пользой принимают такие методические «отступления» в ходе обычных занятий.

Особенно нужным являются рассказы руководителей о том, как они сами готовятся к таким сложным занятиям, как тактико-строевые, различные показные занятия, стрельбы и, особенно, тактические учения с боевой стрельбой. Как готовится сам руководитель, какие потребовалось исполнить документы, как готовились подразделения, мишенная обстановка и т. п., сколько и какой продолжительностью было проведено тренировок к показному занятию. Руководитель может поделиться с обучаемыми своими выводами о том, что па проведенном занятии, по его мнению, получилось недостаточно хорошо; как можно было бы провести его лучше. Иногда можно спросить обучаемых, особенно, если это офицеры, их пожелания и советы по проведению подобных занятий в войсках. Во всех случаях курсантам и слушателям надо рекомендовать читать не только учебники и пособия по предмету, но и указывать методическую литературу — пособия по организации и методике проведения занятий.

Хорошими методическими уроками служили для офицеров заключительные части занятий по тактике, проводимые па курсах «Выстрел» полковником В. П. Жуковым. В конце практических занятий он, обычно, разворачивал свою рабочую карту, показывал и объяснял обучаемым, как должна быть отработана карта у руководителя, как нанесена частная обстановка по рассмотренным вводным; что он изменил в ходе занятий в соответствии с решением слушателей; давал советы по подготовке и проведению подобных занятий в войсках. Так обучаемые осмысливали общий замысел, ход занятия и методику его проведения с позиций руководителя. Таким полезным методическим приемом пользуются и нынешние преподаватели курсов.

Делятся со слушателями курсов преподаватели и таким опытом методического характера. Каким бы знающим и подготовленным не был руководитель занятия, ему может быть задан вопрос, на который он ответить не готов. Нельзя в этом случае давать расплывчатое «наукообразное» объяснение, пытаясь фактически уйти от прямого ответа. Надо откровенно сказать, что сейчас ответа точного дать не могу, как только сумею его найти — обязательно объясню! Такое поведение руководителя всегда находит одобрение и понимание обучаемых, служит им полезным уроком.

Методическая направленность занятий приносит пользу не только обучаемым, повышая их методическую подготовку, по и самим руководителям — они получают возможность более, объективно оценивать свои методические приемы с учетом пожеланий обучаемых; отношения руководителя и обучаемых устанавливаются более доверительные и деловые, выигрывает в целом эффективность обучения.


Комментировать


6 × два =

Яндекс.Метрика