О налоговом подавлении производства

Минфин России регулярно приводит данные, согласно которым доля налогов в ВВП России ниже, чем во многих других развитых странах. Действительно, в их ряду Россия, где налоги составляют около 35 % ВВП, находится примерно посередине. В большинстве европейских стран доля налогов выше, около 40 %, а в скандинавских странах приближается к 50 % ВВП. С другой стороны, в Японии и Канаде налоги составляют около 30 %, а в США и Южной Корее – около 25 % ВВП. Но кроме общего уровня налоговой нагрузки на экономику, важно еще, с кого и как берутся эти налоги.

В развитых зарубежных странах значительная часть налогов взимается с высоких личных доходов и крупной собственности. В то же время для бизнеса существуют разнообразные налоговые льготы и стимулы, которые способствуют развитию и модернизации производства, инновациям, экспорту. В России же налоговая нагрузка на выведенные из бизнеса средства – высокие личные доходы и роскошное потребление – крайне низкая, а на производство высокая. Неоднократно публиковались сравнительные данные, которые показывают, что в России завод обязан заплатить примерно в полтора раза больше налогов, чем точно такой же завод в Канаде6 . Налоговые льготы на инвестиции в развитие производства, на освоение инноваций, развитие высокотехнологичного экспорта и др., которые широко применяются в зарубежной практике, в России не существуют либо имеют крайне ограниченные масштабы.

Так, в 2002 году была отменена налоговая льгота, которая позволяла исключить 50 % суммы инвестиций из налоговой базы по налогу на прибыль. Одновременно общая ставка по налогу на прибыль была понижена с 35 до 24 %. В результате распределяемая часть прибыли, которая в виде дивидендов выводится из бизнеса, стала облагаться по более низкой ставке, чем прежде, а инвестированная часть – по более высокой. В США, например, нет НДС, который платят предприятия, а есть налог с продаж, который платит только конечный потребитель в розничной торговле. В России от НДС освобожден финансовый сектор, а сырьевые компании пользуются различными льготами, в том числе на их долю приходится основная часть возмещения НДС при экспорте.

В то же время на обрабатывающую промышленность этот налог ложится в полной мере. В США также нет налога на имущество предприятий, который в России составляет 2,2 % его стоимости. Приобретаемое оборудование стоимостью до 2 млн долларов в год там списывается на себестоимость. Социальные взносы составляют 13,3 %, а в России – 30 %. В результате налоги на производство в нашей стране заметно выше, хотя средняя налоговая нагрузка в России и других развитых странах различается не сильно. Это снижает конкурентоспособность, делает производство малопривлекательным для инвестиций. В целом налоговый режим в России неблагоприятен для его развития и модернизации.

Это крайне недальновидная политика, ее необходимо менять коренным образом. Необходимо в целях создания благоприятных условий для развития и модернизации российского производства выдвигать следующие задачи по модернизации налоговой системы. Необходимо уменьшить налоговую нагрузку на отечественные предприятия реального сектора за счет мобилизации других источников доходов бюджета: налогообложения высоких доходов и роскоши; более полного изъятия природной ренты у сырьевых компаний; восстановления государственной монополии на производство и оборот этилового спирта; увеличения отчислений в бюджет из прибыли казенных предприятий, государственных корпораций и дивидендов по принадлежащим государству пакетам акций в компаниях с государственным участием и др.

За счет этих дополнительных ресурсов освободить предприятия от налога на прибыль в той части, которая потрачена на покупку оборудования и модернизацию производства. Установить амортизационную премию на инвестиции в размере 100 % для малых предприятий и 50 % – для средних и крупных. Также освободить от налога прибыль, полученную от экспорта несырьевых товаров. Снизить ставку НДС до 13 % и сделать ее единой.

Пересмотреть порядок возмещения НДС экспортерам, увязав его со степенью переработки: минимальное возмещение при экспорте сырья, более высокое – при экспорте готовых изделий, полное – при экспорте высокотехнологичной продукции. Снизить налоговую ставку по упрощенной системе налогообложения (УСН) с 6 до 3 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15 до 5 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов

Миронов, Сергей Михайлович. Экономика несправедливости / С. Миронов. – Москва : Ключ-С, 2015. – 64 с.


Комментировать


+ 5 = одиннадцать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru