О низкой оплате труда в России

Для основной части населения России главный источник доходов – это заработная плата. Сегодня труд российского гражданина является одним из самых дешевых в мире, а его эксплуатация служит источником огромных сверхприбылей. Величина ВВП на душу населения в России составляет 65 % от показателя Европейского Союза, а средняя заработная плата – лишь 45 % от уровня ЕС.

В Евросоюзе средняя заработная плата составляет 90 % от величины ВВП на душу населения, а в России – только 60 %. Доля заработной платы в ВВП России в 2014 году составила 39 % 2 , а в развитых зарубежных странах она достигает 60–70 %. (Росстат для 2014 года дает долю оплаты труда в ВВП 52 %, однако к фонду начисленной заработной платы он прибавляет «скрытые и смешанные доходы» на сумму свыше 9 трлн рублей, что на треть увеличивает объем собственно заработной платы). Уровень оплаты труда сильно различается в разных сферах деятельности и разных регионах страны. Величина средней заработной платы различается между регионами более чем в четыре раза .

Официальный минимум оплаты труда ниже официального прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда в России с 1 января 2015 года составляет 5 965 руб. в месяц, а прожиточный минимум трудоспособного населения – 10 404 руб. Ели учесть, что подоходный налог в размере 13 % у нас взимается с любой, даже самой маленькой, зарплаты, получается, что работник с официально утвержденным минимальным заработком получает на руки менее половины того, что официально же признано как абсолютно необходимый для жизни минимум. Это не только абсурдно, но и прямо нарушает действующее законодательство.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Кроме того, такое «регулирование» оплаты труда, при котором на минимальную заработную плату заведомо невозможно прожить, еще и предельно цинично по отношению к трудовому населению России. Только монополия на власть правящей «Единой России», когда ее представители в правительстве готовят подобные решения, а ее же депутаты в парламенте их утверждают, делает возможным это ненормальное положение.

В результате всего этого в России существует такое позорное и уникальное для развитых стран явление, как «работающие бедные» – люди, которые заняты полный рабочий день, но при этом не могут содержать себя и свою семью. Это прямо противоречит целому ряду международных норм, начиная с Всеобщей декларации прав человека и заканчивая документами Международной организации труда. Если труд не приносит достойного вознаграждения, это подрывает развитие современной экономики, лишает молодежь стимулов к получению квалификации, способствует росту преступности и наркомании, обострению других социальных проблем. Причина этих проблем – неудовлетворительное регулирование оплаты труда государством. Это несправедливо и недопустимо.

Кардинальное повышение оплаты труда и коренное изменение системы ее регулирования наиболее важной социально-экономической задачей. Право на достойную оплату труда должно быть закреплено законом. Долю заработной платы в ВВП России необходимо в кратчайшие сроки увеличить с нынешних 39 до 60 %.

Для решения этих задач предлагаются следующие меры. Во-первых, полностью отказаться от идеологии прожиточного минимума и МРОТ, которые создавались в начале 90-х годов как стандарты физического выживания в период кризиса. Вместо них сделать основой всех расчетов заработной платы социальный стандарт потребления, который включает расходы не только на питание и предметы первой необходимости, но и на содержание жилья, образование, культуру, лечение и отдых, то есть обеспечивает достойную полноценную жизнь граждан. При этом исходить из потребностей не отдельного работника, а полной семьи с несколькими детьми.

Во-вторых, установить нижний предел заработной платы как минимальную почасовую ставку с тремя видами повышающих коэффициентов – региональным, отраслевым и квалификационным – и производить все расчеты социальных выплат исходя из величины социального стандарта потребления. В-третьих, повысить оплату труда бюджетников (работников здравоохранения, образования, науки и культуры), ликвидировать разрыв в оплате труда и обеспечении социальными гарантиями между ними и государственными служащими. В-четвертых, регулярно проводить индексацию всех денежных выплат работникам с опережением по отношению к темпам инфляции вплоть до достижения доли заработной платы в ВВП страны на уровне 60 %.

Миронов, Сергей Михайлович. Экономика несправедливости / С. Миронов. – Москва : Ключ-С, 2015. – 64 с.


Комментировать


пять + 7 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru