О подготовке к проведению занятий | Знания, мысли, новости — radnews.ru


О подготовке к проведению занятий

О дисциплине на занятиях

О дисциплине на занятиях

Офицер назначен на должность преподавателя и прибыл в военно-учебное заведение. С чего ему начинать подготовку к проведению занятий? Наверное, разработать инструкцию по этому поводу нельзя — уж очень разнообразны могут быть условия этого периода работы, как и различны по подготовке и способностям прибывающие на должность офицеры. Однако, как показывает опыт, есть общие обязательные этапы подготовки, характерные для большинства начинающих преподавателей.

Так считает, основываясь на своих наблюдениях, один из опытных методистов курсов «Выстрел» полковник В. Г. Бахирев. В течение более 25 лет он занимается обучением курсантов и офицеров; в должности заместителя начальника никла проводит большую методическую работу с преподавателями, отличается глубокими профессиональными знаниями и умелым проведением занятий по сложным и трудным темам огневой подготовки танкистов. Под его руководством начинали преподавательскую работу многие офицеры, и вот как он характеризует этапы их подготовки к проведению занятий.

Первый из них — предварительная подготовка. С нее начинается работа офицера, назначенного на преподавательскую должность впервые или прибывшего из какого-либо другого военного учебного заведения. Прежде всего он должен ознакомиться с общими задачами и организацией учебного процесса данного учебного заведения, распорядком дня преподавательского состава и обучаемых, расположением учебных корпусов и классов в них, учебных полей и городков, директрис, библиотек и других объектов, связанных с проведением занятий. Далее необходимо уяснить порядок получения литературы и других учебных материалов, правил их учета и хранения, места работы с ними. После получения рабочего места в преподавательской и шкафа для хранения документов и учебных материалов, следует завести и зарегистрировать необходимое число рабочих тетрадей и начать изучение общих руководящих документов: Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов», директив и приказов Министра обороны и других документов, содержащих указания по организации учебно-воспитательной работы в военных учебных заведениях.

Затем надо подробно ознакомиться с задачами кафедры, на которой предстоит работать офицеру; уяснить ее структуру и состав, классно-лабораторную базу; расположение и оборудование лаборантских и порядок их работы; ознакомиться со всеми документами кафедры по планированию и проведению занятий; усвоить правила и сроки подачи заявок на обеспечение занятий в классах и в поле. После этого можно приступить к изучению планов-программ и тематических планов отработки учебной дисциплины, частной методики и других имеющихся на кафедре материалов по проведению занятий, требований по составлению методических разработок, планов проведения занятий и других учебных документов. И, наконец, начинающему преподавателю следует посетить занятия своих опытных товарищей по работе, детально вникнуть в вопросы их организации и методики проведения; посмотреть, как составлены планы их проведения, как ведутся классные журналы.

Разумеется, что оси эта работа проводится под непосредственным руководством старшего преподавателя по плану начальника кафедры. Параллельно с этим надо начать подбирать необходимую литературу по специальности — учебники, учебные пособия, наставления и руководства, а также пособии по военной педагогике и психологии.

Как правило, в этот период предварительной подготовки входит и более глубокое изучение самого учебного предмета, приобретение умений и навыков работы с учебными приборами, стендами и техническими средствами обучения, применяемыми на кафедре, а если требуется — и с вооружением, боевой техникой и другими объектами, по которым предстоит проведение занятий.

Полковник Бахирев рассказывает, что практически каждому офицеру, прибывшему на преподавательскую работу, приходилось сначала самому осваивать курс обучения слушателей. И это несмотря па то, что большинство из них имело достаточный срок службы и опыт проведения занятий в войсках, военных училищах, И плохую услугу оказывала некоторым офицерам их излишняя уверенность в достаточной готовности к проведению занятий — знаний строевого командира, даже прошедшего значительный срок службы в войсках, недостаточно для успешной работы преподавателем. Нужны дополнительные специфические знания по программе обучения в военном учебном заведении и, главное, дополнительные методические умения и навыки. Основу их надо заложить начинающему преподавателю в период его предварительной подготовки к самостоятельному проведению занятий.

Продолжительность такого этапа бывает различной в зависимости от условий учебного заведения и возможностей кафедры, подготовленности офицера, его способностей, старании и целеустремленности. Во всех случаях надо предоставлять офицеру на период предварительной подготовки достаточное время, чтобы ему самому и руководству кафедры па пробных занятиях убедиться в готовности к самостоятельной преподавательской работе. Желательно на предварительную подготовку отводить не менее 2—3 месяцев — так показывает практика.

Важное значение в этот период имеет отношение к начинающему преподавателю руководства кафедры, товарищей по службе, партийной организации. Дружеские взаимоотношения, искренняя ненавязчивая помощь и поддержка со стороны других преподавателей и лаборантов — необходимые условия для успешного освоения задач этого этапа.

Полковник Бахирев вспоминает, как он начинал работу на курсах «Выстрел». Имея опыт преподавательской работы с курсантами танкового училища, он думал, что и на курсах легко войдет в ритм занятий. Однако другие программы обучения, новая обстановка, другая категория обучаемых — все это заставило практически заново осваивать методику и содержание обучения. И какую нужную помощь оказали ему старшие товарищи по циклу— Б. Н. Большев, И. Н. Баранов, Б. А. Шаров, О. О. Вагнер.

Товарищеская поддержка, помощь советами, делами, книгами, конспектами, уважительное отношение к его — пусть небольшому педагогическому стажу со стороны опытных старших по званию офицеров — позволили ему быстрее освоиться в новых условиях, обрести уверенность н успешно начать первые занятия со слушателями. С благодарностью вспоминает он то, как настойчиво они заставляли его читать и педагогическую литературу, усвоить основы дидактики и теории воспитания. Как учил его секретарь партийной организации никла подполковник А. Т. Кириллов опираться на коммунистов учебных групп, внимательно относиться к каждому обучаемому, находить «ключи» к их сердцам. Какую помощь оказали ему коммунисты цикла в налаживании собственного быта в связи с переездом к новому месту службы, получением квартиры и т. п.

Только так, общими силами можно добиться наиболее успешного прохождения этого первого этапа подготовки преподавателя.

Следующий этап — непосредственная подготовка. Она начинается после того, когда преподаватель получаст расписание занятий. Здесь, считает В. Г. Бахирев, уже нужно после широкого круга задач предварительной подготовки сосредоточиться на конкретных темах предстоящих занятий. Выписав из расписании дни и часы их проведения, надо сверить темы и названия с тематическим планом, уточнить учебные вопросы и места проведения занятий.

Обычно преподаватель сразу определяет занятия, которые для него наиболее трудны по организации и методике проведения. Это, как правило, занятия с привлечением подразделений обеспечения и боевой техники в поле, а также в классах с использованием тренажеров, стендов и других ТСО. Подготовке этих занятий, естественно, уделяется основное внимание и большее время.

Однако начинающий преподавательскую работу офицер не всегда правильно может оценить трудности предстоящих занятии, если с их проведением он сталкивается впервые. В этой работе ему могут оказать помощь более опытные коллеги, к ним надо обязательно обращаться, не стесняясь, не считая зазорным подойти за советом и к младшим по званию. В преподавательском коллективе обычно складываются отношения уважения не только по занимаемым должностям и званиям, а главным образом, по знаниям и методическому мастерству, по отношению к службе, товарищам, обучаемым, Товарищеская доброжелательная помощь друг другу, обмен каждой методической находкой, интересными фактами, примерами—-обязательное условие успешной работы преподавательского коллектива.

Итак, определив для себя наиболее трудную тему занятий из расписания, надо тщательно изучить методическую разработку по ней, подобрать необходимую литературу и начать се изучение, делая выписки наиболее важных данных и выводов; если надо — начать и работу с материальной частью, приборами, тренажерами, чтобы восстановить или приобрести необходимые для занятия умения и навыки.

Твердо усвоив содержание основных вопросов, можно приступить к составлению плана проведения занятия. Обычно к этому времени план проведения занятия уже представляется достаточно Чётко, его остается только записать.

Однако и в этом случае полезно еще до окончательного составления плана занятия посоветоваться по его содержанию с товарищами, своим старшим преподавателем. Тем более это следует сделать, если опыта проведения подобных занятий нет или пока еще план занятий сложился недостаточно ясно.

Содержание и примерная форма написания плана занятия достаточно известны. Начинающим преподавателям можно посоветовать стараться не делать план излишне подробным, не переписывать в него все содержание учебных вопросов. Это часто делают на всякий случай, вдруг что-либо забудется, а иногда из-за боязни, что не хватит материала па все время занятия. Надо план занятия делать возможно более кратким, записывать в него действительно необходимые данные — технические характеристики, математические выводы, сложные формулировки, которые трудно давать по памяти. План должен быть удобен для пользования — четко написан, с выделением главных вопросов более крупным шрифтом или различными цветами. Для занятий в поле план лучше писать на плотной бумаге так, чтобы им .можно было пользоваться в ветреную, дождливую погоду, при снегопаде.

В ходе составления плана обычно слагается полное представление о необходимом материальном обеспечении занятия. Это очень важный вопрос подготовки занятия, особенно полевого. Здесь надо предусмотреть все необходимое — боевую технику, вооруже-иие, личный состав обслуживающего подразделения, средства имитации, таблицы стрельбы и т. п. Для практических занятий следует определить время для личной тренировки в работе с вооружением, учебными приборами, техническими средствами обучения. Для полевых занятий с привлечением боевой техники в плане следует определить время на инструкторско-методическое занятие (или инструктаж) личного состава обслуживающего подразделения, если это предусмотрено методической разработкой или указаниями начальника кафедры. Порядок проведения таких инструктажей надо согласовать со своим старшим преподавателем. Все эти вопросы входят в непосредственную подготовку занятия. Заканчивается она представлением готового плана занятия на утверждение.

Часто приходится подобную подготовку проводить в течение нескольких дней, а иногда и недель параллельно по нескольким темам. Время на эту работу надо рассчитать так, чтобы отработанный план проведения очередного занятия представить на утверждение не позднее, чем за два дня до его проведения.

Последний — третий этап можно назвать «внутренней» подготовкой к занятию. Он включает эмоциональный настрой, мобилизацию умственных и физических сил руководителя для того, чтобы провести занятия увлекательно. Как он может проходить, было рассказано полковником Исаевым в нашем первом очерке.

Важным элементом на этом этапе подготовки, особенно для начинающих преподавателей, могут служить пробные занятия. Рассказывает бывший преподаватель курсов «Выстрел» полковник Е. А. Уланов;

«Хорошо помню, как готовился к первому занятию в должности преподавателя огневой подготовки. Выучив весь материал, составил план занятия, доложил его старшему преподавателю полковнику И. В. Федотенкову. Он выслушал, задал несколько вопросов и приказал мне и лаборанту подготовить в классе все необходимое для занятия к 16 часам — учебное оружие, приборы, плакаты и т. д. Когда я доложил, что по расписанию занятие должно быть не сегодня, а послезавтра, Иван Васильевич объяснил, что в роли обучаемого в классе сегодня будет находиться он. Это называется пробное занятие, репетиция».

Так, впервые майор Уланов узнал о такой форме методической подготовки. И вот в подготовленном классе он проводит урок. Дважды ему пришлось повторить вступительную часть, чтобы исправить неточности, упущения. Потом уже смелее провел первый учебный вопрос, в нем понадобилось также сделать немало уточнений и поправок. И так — по всему занятию. Заинтересованно и доброжелательно полковник Федотенков давал советы, показывал приемы работы с оружием, тренировал в них майора Уланова.

«Ну, а примерно через три часа такой тренировки, — вспоминает далее Е. А. Уланов, — Иван Васильевич сказал, что он будет спать спокойно, мне можно проводить занятие со слушателями. Подобные пробные уроки я проводил перед преподавателями еще не раз по новым темам, трудным, сложным вопросам программы. Считаю, что они дали очень большую пользу. После них я уже уверенно шел па занятия со слушателями».

Полковник Федотенков к этому рассказу добавляет, что и опытные преподаватели, готовясь к занятиям по новым, еще не апробированным вопросам, часто тоже используют такую форму подготовки. Он, например, перед проведением занятий по материальной части вооружения танков обычно просил побыть у него в роли обучаемого кого-либо из специалистов-танкистов. Только «попрооовав» па них занятие, обсудив и уточнив его план с товарищами, освоив все необходимое материальное обеспечение, он шел проводить его со слушателями.

Большинство преподавателей справедливо считают пробные занятия полезным и действенный методом повышения мастерства, хорошей формой подготовки преподавателя к занятиям.

В заключение отметим, что названные этапы подготовки к занятиям разделены условно. Практически они тесно связаны, перекрывают один другой, но суть их основного содержания остается. И, конечно, остается на всю жизнь преподавательской деятельности задача предварительного этапа — постоянное накапливание знаний, умений и навыков по преподаваемой учебной дисциплине, своей военной профессии, основам марксистско-ленинской теории, текущим событиям, новостям науки и техники и многим, многим другим вопросам, что в конечном итоге позволит начинающему преподавателю стать опытным военным педагогом. Этот процесс— постоянная составляющая деятельность преподавателя.

Как практически осуществлять его?

Во-первых, систематически следить за общей и специальной литературой по своему учебному предмету, просматривать издания периодической печати, в первую очередь, военные журналы и газеты; делать выписки тех сведений, которые могут пригодиться в дальнейшей работе.

Во-вторых, подбирать собственную библиотеку необходимой литературы, в том числе журналов, методических пособий.

В-третьих, собирать но темам и разделам предмета учебные материалы по проведенным занятиям — планы, методические разработки, отмечать в них пли на отдельных листах наиболее удачные методические приемы, поучительные и курьезные случаи, выводы по ним и т. д., т. е. создавать личный архив с наблюдениями для самоанализа проведенных занятий. Можно рекомендовать преподавателям еще и создание личных картотек с выписками из различных источников интересных данных, фактов, сведений; вырезками из газет и журналов всего, что так или иначе относится к его учебному предмету, его профессии.

Таковы некоторые советы преподавателям по организации работы для подготовки к проведению занятий по опыту полковника Бахирева и его товарищей по службе. Они, конечно, не исчерпывают все могущие возникнуть в конкретных условиях того или иного военного учебного заведения вопросы, но дают основные направленпя работы преподавателей по подготовке к проведению занятий.


Комментировать


− один = 8

Яндекс.Метрика