О принципах функционирования интернет- экономики

Языки, киберпространство и миграция

Интернет-экономика – бурно развивающаяся в последнее время экономика, которая базируется на уникальной глобальной иерархически организованной системе, именуемой Интернетом. С целью более подробного изучения Интернет-экономики и принципов ее функционирования предложена данная работа.

Термину «Интернет-экономика» в специальной литературе соответствуют такие синонимичные понятия, как «сетевая экономика», «цифровая экономика», «новая экономика» [1-4].

Однако, в основном, предпочтение отдается термину «Интернет-экономика». На сегодняшний день существуют различные трактовки этого понятия, наиболее удачным необходимо признать следующее определение: «Интернет-экономика представляет собой сетевую системно организованную пространственную структуру взаимоотношений между экономическими субъектами.

Она включает в себя индустрию создания и использования новых информационных технологий и продуктов, телекоммуникационные услуги, электронный бизнес, электронную коммерцию, электронные рынки, телебанкинг и другие составляющие компоненты». Существование Интернет-экономики (сетевой экономики) связано не с внедрением сколь угодно большого количества компьютеров, а с коммуникациями этих компьютеров. Объединенные в единое целое многочисленные компьютеры образуют специфическую Сеть.

Эта Сеть функционирует на основе принципов, которые значительно отличаются от принципов, характерных для традиционной экономики. Принципы являются одним из основных компонентов любой научной теории. Считается, что «принцип основное, исходное положение какой-либо теории, учения, программы». Однако в этом определении отсутствует источник, на базе которого может быть сформулировано «исходное положение». Более удачной представляется следующая трактовка понятия «принцип»: «Принцип это обобщенные опытные данные, это закон явлений, найденный из наблюдений. Поэтому их истинность связана только с фактами, а не с домыслами».



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Ряд теоретических и методологических проблем, связанных с организацией эффективного функционирования компаний в сетевой экономике, связано с определением основных принципов функционирования Интернет-экономики. При уточнении состава и содержания принципов функционирования такой экономики обращались к известным разработкам. Принцип положительной обратной связи.

Возникновение Интернетэкономики связано с обеспечением взаимодействия и резонанса двух основных процессов, а именно: с уменьшением размеров чипов (и соответственно уменьшением цены) и многократным увеличением количества связей между ними. Персональные компьютеры, связанные между собой посредством «телекосмоса» в нейронную сеть, образовали Всемирную паутину. Сеть это коллективное взаимодействие многих персональных компьютеров, связывающих воедино триллионы объектов через оптовое волокно и воздух.

Принцип полноты. В Интернет-экономике ценность товара (услуги) обусловлена как избыточностью предложения, так и повсеместностью его распространения (точнее – в мировом масштабе). Иначе говоря, имеет место возникновение «эффекта факса». Он состоит в том, что чем больше товара в сети, тем более ценным он становится. Однако этот принцип противоречит известным аксиомам, отражающим соответствующие закономерности традиционной экономики.

Первая аксиома: ценность определяется редкостью товара (алмазов, золота, раритетов и т.п.), поскольку их количество ограничено. Вторая аксиома: избыточное производство товаров (например, превышающее спрос) приводит к значительной потере их ценности. Между тем в Интернет-экономике ценность обусловливается как избыточностью предложения, так и повсеместностью (масштабностью) распространения товаров и услуг. Темпы развития Интернет-экономики характеризуются ростом количества вводимых каждый год web-серверов.

Web-сервер — это программное обеспечение, которое управляет данными на web-узле, контролирует доступ к этим данным и отвечает на запросы web-браузера. Web-браузер — это программное обеспечение, которое позволяет связываться с сервером для получения доступа к HTML-документам и соответствующим файлам во Всемирной паутине или в других сетях, а также следовать по цепочке от документа к документу или от страницы к странице. HTML (Hyper Text Markup Language) – стандартный набор кодов, используемый для создания web-документов.

Принцип экспоненты. В последние несколько лет развитие Интернет-экономики происходит по экспоненциальному закону, что связано с нелинейным характером проявления ряда составляющих ее элементов. Экспоненциальный рост вызван, к примеру, весьма быстрым ростом числа связей (узлов) в Сети. Сначала появилась так называемая компьютерная паутина, а затем возникла сама Сеть. Принцип переломных точек. При достижении определенного числа узлов в Сети ее дальнейшее развитие осуществляется автоматически, без необходимости реализации дополнительных мер по стимулированию роста.

Согласно этому принципу, объем Интернет-экономики удваивается каждые полгода. Принцип возрастающего эффекта. Приход в Интернет-экономику новых участников приводит к увеличению размеров Сети. Благодаря возросшему объему Сети в нее вовлекается все большее количество бизнесменов и коммерсантов. В результате увеличивается объем продаж товаров (услуг), что приводит к росту объема получаемой прибыли участниками бизнес-процессов.

Отметим, что Интернет-экономика имеет ряд принципиальных отличий от традиционной экономики (иногда именуемой индустриальной). Во-первых, если в традиционной экономике увеличение поставляемого на рынок товара осуществляется по линейному закону, то в Интернет-экономике, как было отмечено выше, по экспоненциальному закону.

Во-вторых, если в традиционной экономике от снижения себестоимости продукции выигрывают (за счет получения дополнительной прибыли) ограниченное количество компаний (или даже одна), то в Интернет-экономике экономическую выгоду получают все участники, которые делят между собой соответствующим образом образовавшуюся прибыль. Вполне понятно, что не все получают одинаковую долю прибыли. Однако значительная ее часть непременно инвестируется в развитие самой Сети. Принцип обратного ценообразования.

Суть его состоит в том, что цены на все лучшие товары (услуги), встречающиеся в Интернет-экономике, имеют явную тенденцию снижаться год от года. Некоторые товары передаются пользователям даром. Компания Sun разработала язык «Java» и передала в бесплатное пользование всем желающим. Известно также, что бесплатно распространяются миллионы копий программы антивирусного обеспечения. Компания RealNetwork бесплатно распространяет в Интернете цифровую музыку. Внедряется стандарт, который по ориентировочным оценкам специалистов составляет сотни млн. долларов. В Интернет-экономике ценность товара (услуги) прямо пропорциональна масштабу его распространения.

Поэтому рост количества предоставляемых пользователям копий (например, программных продуктов) приводит к увеличению ценности каждой из них. Продавая в последующем модернизированные варианты продукта и дополнительное сервисное обслуживание к нему, Интернет-компания может постоянно и достаточно хорошо зарабатывать. При этом она продолжает бесплатно распространять первоначальную версию продукта. Например, Интернет-компания Sun, бесплатно предоставляя программу языка «Java» с целью развертывания в будущем производства надстроек над этим языком, в дальнейшем успешно продавала серверы. А компания Netscape, продавая математическое обеспечение для коммерческих серверов, бесплатно раздавала потребителям «браузеры».

Из изложенного выше материала могут быть сформулированы следующие рекомендации. Основой выживания и процветания Интернеткомпаний в Сети является соблюдение следующих правил поведения: 1. Необходимо поставлять на Интернет-рынок бесплатные услуги, продукты (например, программные) для возможно более широкого круга будущих покупателей модернизированного одноименного продукта. 2. Предоставляя один продукт бесплатно, продавайте одновременно другие продукты. 3. Формирование в перспективе нужного для предпринимателя объема спроса на определенный продукт должно базироваться на предоставлении заинтересованным покупателям в бесплатное пользование первоначальной версии этого продукта. Соблюдение перечисленных правил служит основой для обеспечения надежного присутствия на рынке и успешного функционирования Интернет-компании в рамках Интернет-экономики.

Таким образом, в Интернет-экономике рынки товаров и услуг формируются на основе убедительного доказательства субъективной потребности обязательно иметь в наличии тот или иной товар, ту или иную услугу. Принцип приверженности (лояльности). Приверженность покупателей определенной Интернет-компании проявляется одновременно и в преданности к Сети и сетевым платформам. Иначе говоря, традиционное внимание успешно функционирующих Интернет-компаний к постоянному совершенствованию производимых продуктов сменяется на внимание к развитию Сети в целом. Если в традиционной экономике уровень качества жизни каждого гражданина более всего зависит от эффективности функционирования национальной экономики, то в Сети все обстоит наоборот. Благосостояние гражданина, работающего в Сети, определяется уровнем ее процветания. Из этого следует вывод, что для обеспечения максимально высокого уровня жизни каждого гражданина необходимо всемерно способствовать расширению и совершенствованию Сети.

Принцип переоценки ценностей. Происходит постепенное замещение материальных ценностей системой знаний и информационными ценностями. Доля стоимости информационной составляющей в стоимости современных товаров постоянно растет. В соответствии с этим принципом поставщики продукции в Интернете изготавливают свои каталоги и предложения с учетом конкретной группы покупателей (или сегмента рынка). Основным элементом современной информационной системы является электронный чип. Во всех технически сложных изделиях производители стремятся в максимальной мере использовать чипы. Аналогичным образом обстоят дела и в отношении оценки стоимости Интернет-компаний.

Потребительская ценность Интернет-компании определяется не стоимостью материальных активов, а стоимостью ее нематериальных компонентов. А именно – объемом располагаемых информационных ресурсов, новыми научными идеями и разработками (например, новых информационных технологий, бизнес-моделей), кадровым потенциалом и т.д. Отметим, что стоимость Интернет-компаний по сравнению с аналогичными компаниями, функционирующими в составе традиционной экономики, растет значительно быстрее, чем изменяется численность работающего в них персонала или объем приобретенных материальных ценностей. Так, рыночная стоимость Интернет-компании Yahoo! увеличилась в 12 раз (с $400 млн. до $5 млрд.) всего за два года без сколько-нибудь значительного роста материальных активов. При этом нематериальная оценка стоимости этой компании занимает преобладающий удельный вес в общей ее рыночной стоимости.

Принцип глобализации. Интернет-экономика представляет собой совокупность тесно связанных между собой рынков в мировом масштабе. Географическое расположение Интернет-компаний не имеет принципиального значения. Любой бизнес в Сети распространяется практически мгновенно по всем странам мира. Американская Интернет-компания Amason.com за три года продала книг 1,5 млн. покупателям из 160 стран мира и только из одного офиса, расположенного в Сиэтле (США). С такой же быстротой появляются и конкуренты, что сопряжено с ростом разного рода рисков. Мощным американским Интернет-компаниям, занимающимся бизнесом в сфере телекоммуникаций, весьма серьезную конкуренцию составили аналогичные компании Израиля и ряда стран Европы. Принцип хаоса. Суть его состоит в том, что жизнеспособность компаний в Интернет-экономике обеспечивается посредством периодически и достаточно часто наступающего неравновесного состояния. При его наступлении происходит уничтожение старого (неконкурентоспособного) Интернет-бизнеса и одновременно создаются благоприятные условия для рождения нового бизнеса, более эффективного. Срок существования нового бизнеса в Сети значительно меньше, чем в традиционной экономике (примерно в три раза).

При этом с уничтожением старых рабочих мест появляется несравненно большее количество новых рабочих мест и с более высоким уровнем оплаты труда. По мнению ряда специалистов, Интернет-экономика обычно функционирует в условиях периодически наступающего хаоса. Хаос выступает в роли одного из основных двигателей динамичного развития Интернетэкономики. Принцип анархии. Анархия – это определенная «форма порядка», основной способ существования Интернет-экономики. В ней нет центрального планового органа, который бы координировал и указывал в нужном направлении деятельность всех участников Сети. «Интернетэкономика практически не поддается регулированию, считает доктор Энди Грува (экс-президент компании Intel), тем самым она – уникальна».

Принцип клонирования. В Интернет-экономике исключительно высокими темпами идет увеличение из года в год реального числа покупателей, однородные группы которых образуют все новые и новые сегменты рынка. При этом исчезают торговые границы. Процесс Интернет-торговли становится действительно свободным в мировом масштабе. Если телевидению потребовалось 13 лет, чтобы сформировать контингент постоянных пользователей в 50 млн человек, радио 38 лет, то Интернету всего 5 лет. Таким образом, учет рекомендованных выше принципов в организации и деятельности компаний в рамках Интернет-экономики будет способствовать более эффективному их функционированию, а также надежному присутствию на Интернет-рынке.

А.К. САРБАСОВА


Комментировать


− четыре = 4

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru