О проверке и разборе занятий | Знания, мысли, новости — radnews.ru


О проверке и разборе занятий

Преподавателями не рождаются, преподавателями становятся

Преподавателями не рождаются, преподавателями становятся

Одним из направлений повышения мастерства преподавателей является взаимное посещение, а также проверка занятий по плану текущего контроля. Присутствие на уроке у товарища или подчиненного позволяет увидеть и оценить подготовленность руководителя, его методические умения и навыки, общую организацию занятия.

В результате можно дать полезные советы и указания проводившему занятие, извлечь опыт для других, сделать предложения по улучшению материального обеспечения и т. д. Как отмечалось ранее, большинство преподавателей считает, что взаимное посещение занятий, объективные и квалифицированные разборы занятий приносят большую пользу. Но для этого надо уметь проверять и правильно оценивать занятия и, что особенно важно, делать их разбор так, чтобы он был по-настоящему поучителен и полезен.

Как часто, к сожалению, разбор просмотренного занятия сводится лишь к перечислению неточностей, оговорок, ошибок, допущенных руководителем по ходу урока. Это тоже надо отмечать в разборе, но не это главное. Важнее объяснить руководителю на примере проведенного занятия обоснованную оценку его профессиональной и методической подготовленности; обсудить, что в ходе занятия получилось наиболее удачно и какие допущены недостатки, как можно было их избежать, что надо сделать по улучшению организации и повышению эффективности подобных занятий.

Такой разбор требует от проверяющих достаточной личной подготовки, определенных умений и навыков проведения контроля занятий. Эти умения надо вырабатывать у себя каждому преподавателю — они позволят объективнее проводить самоанализ и оказывать большую помощь товарищам после посещении их уроков.

Как лучше проводить проверку и разбор занятия? Вот какие советы дают опытные офицеры по трем этапам работы проверяющего: подготовке к проверке, в ходе занятия и по его разбору.

К проверке занятия, в том числе к посещению урока своего товарища, надо обязательно подготовиться. Прежде всего, следует хорошо уяснить содержание и учебные цели занятия, ознакомиться с текстом лекции или методической разработки к нему, проверить содержание учебных вопросов по тематическому плану. Готовясь к посещению занятия товарища, эту работу лучше проводить вместе с ним, одновременно обсудив и план проведения занятия, вопросы материального обеспечения, особенности методики проведения. Если есть необходимость, следует посоветоваться по этим вопросам с другими преподавателями.

Можно ли проводить подобную подготовку совместно с проверяемым лицу, проводящему контроль занятия? Если считать главной целью текущего контроля помощь преподавателям в улучшении качества учебно-воспитательного процесса, то и проверяющие могут заранее известить проверяемого о контроле занятия, ознакомиться с планом его проведения и, если требуется, оказать помощь в его подготовке и организации. В таких случаях контроль занятий не будет секретом для преподавателей; проверяющие не ставят задачу «поймать» кого-то на недостаточной подготовленности.

Гораздо полезнее — как считает, например, начальник одного из циклов курсов «Выстрел» полковник И. И. Гордеенков — заранее побеседовать с проверяемым преподавателем, стараясь предупредить возможные недочеты и тем более ошибки; провести, так сказать, «профилактическую» работу, помочь лучше подготовить занятие. Так оказывается реальная помощь преподавателям в их работе и, одновременно, повышается ответственность за качество проведения занятий со стороны проверяющих. Такая проверка дает возможность более объективно оценить профессиональные возможности и методическое мастерство руководителя, знавшего и готовившегося к контролю. По мнению И. И. Гордеенкова, так полезнее осуществлять проверку преподавателей состава своей кафедры (цикла). Кстати, как он замечает, к такой проверке преподаватель готовит занятие особенно тщательно, так как, естественно, хочет показать себя с хорошей стороны. А от этого — прямая польза учебному процессу.

Однако, продолжает И. И. Гордеенков, можно и нужно практиковать и внезапные проверки, без предупреждения об этом преподавателей. Они дают информацию о качестве проведения обычных, не специально подготовленных к проверке занятий; позволяют оценить не только потенциальные возможности руководителя, по и его добросовестность и готовность к проведению повседневных занятий, а также полноту материального обеспечения, качество действий обслуживающих занятие подразделений. Как уже говорилось ранее, внезапные посещения занятий проверяющими являются и своего рода «психологической закалкой» преподавателя и обучаемых, проверкой их умения не теряться в присутствии старших начальников. Такие проверки обычно практикуются по планам командования военно-учебного заведения, но могут осуществляться и начальниками кафедр (циклов). Естественно, что подготовка проверяющих к такому контролю занятий проходит без участия проверяемых. Тем внимательнее и подробнее проверяющему в этих случаях необходимо ознакомиться с содержанием учебных документов по предстоящему занятию.

Особенно ответственно должны относиться к личной подготовке для проверки занятий офицеры учебного отдела и другие лица, которым предписано контролировать занятия, хотя они сами их не проводят. Им лучше поручать контроль занятий с предварительным извещением об этом проверяемого. Тогда проверяющий может заранее побеседовать с руководителем занятия, ознакомиться с планом его проведения; уточнить, если потребуется, возникшие вопросы со своими начальниками или руководителями кафедры. Такой порядок подготовки к контролю имеет еще положительное значение с точки зрения соблюдения воинской субординации. Обычно офицеры учебного и других отделов ниже по воинским званиям, чем преподаватели и, тем более, старшие преподаватели; не всегда они обладают и личным практическим опытом проведения занятий.

Поэтому предварительное ознакомление проверяемого с планом контроля, когда проверяющий объясняет, что главная его цель заключается в изучении и обобщении опыта преподавателей кафедры по обучению и воспитанию, проверка полноты и качества материального обеспечения и других организационных вопросов, способствует установлению деловых доверительных отношений между преподавателем и проверяющим. Преподаватели должны понимать, что офицеры учебного отдела, например, могут лучше знать общие организационные требования по проведению занятий и их обеспечению, подсказать лучшие пути увязки изучаемой темы с другими учебными предметами; могут оказать помощь кафедре по этим вопросам. В результате такие проверки также будут приносить пользу общему делу улучшения учебного процесса, не вызывая конфликтов. Разумеется, что со стороны проверяющих в подобных ситуациях требуется соответствующая тактичность по отношению к руководителям занятий, и достаточная твердость, и принципиальность при оценке качества занятий.

Готовясь к проверке или посещению занятий, надо предусмотреть соответствующую экипировку, особенно для полевых условий. Желательно, чтобы форма одежды проверяющего не отличалась от установленной для данных занятий. Для записи замечаний надо иметь удобный блокнот или тетрадь (при специальных темах занятий — зарегистрированную), а также справочную литературу, Курс стрельб, Наставления и др.

Как видим, подготовка к проверке включает значительный круг вопросов. Можно отметить, что опытные офицеры обычно проводят эту работу весьма тщательно. Заместитель начальника учебного отдела курсов «Выстрел» полковник М. Г. Фальковский, имеющий значительный опыт преподавательской работы, рассказывает, например, что подготовка к проверке некоторых занятий протекает у него в течение нескольких дней. Он читает специальную литературу по теме проверяемого занятия, подробно знакомится с содержанием планирующих и учебных документов к нему, делает иногда выписки по отдельным вопросам занятия. Это позволяет ему производить наиболее полные и поучительные разборы занятий. И обычно проверяемые им преподаватели, несмотря на иногда нелицеприятный разговор по итогам занятия, остаются благодарны ему за советы и помощь. Во всех случаях, считает М. Г. Фальковский, тщательная подготовка к проверке необходима, она помогает полнее и объективнее оценить качество контролируемого занятия.

Добавим, что офицеры, умело проводящие контроль и разборы занятий, пользуются у преподавателей особым авторитетом.

Отметим теперь некоторые советы по действиям проверяющих во время занятий. Начнем с того, что присутствовать на занятии следует от начала до его окончания, Если проверяющий не является старшим по отношению к руководителю занятия и заранее не предупредил его о контроле, следует до начала урока представиться ему и объяснить, что он прибыл на занятие в соответствии с утвержденным планом текущего контроля. Руководитель должен представить его обучаемым, например, так: «Товарищи, на нашем занятии будет присутствовать старший помощник начальника учебного отдела подполковник Сергеев».

На классных занятиях проверяющему лучше располагаться за одним из задних столов, а на полевых — сзади аудитории так, чтобы хорошо видеть и слышать руководителя и обучаемых. При наличии на занятии нескольких учебных мест проверяющий обычно наблюдает работу на них, следуя вместе с руководителем занятия. Если тот занят на своем постоянном учебном месте, например, руководит вождением или стрельбой на вышке, проверяющий работу обучаемых на других учебных местах контролирует самостоятельно.

Не следует вмешиваться в ход занятий и, тем более, делать замечания руководителю в присутствии обучаемых. Исключение могут составлять только случаи, когда без внимания руководителя остаются нарушения мер безопасности, которые могут привести к нежелательным последствиям. Тогда проверяющий обязан вмешаться в ход занятия, но сделать это, по возможности, незаметно для обучаемых — подсказкой руководителю или должностным лицам, обслуживающим занятие.

По ходу занятия в рабочую тетрадь или блокнот делаются записи всех замечаний и предложений, отмечается время, затраченное на проведение отдельных частей занятия, и все, что может быть использовано для последующего разбора. Записи следует делать обязательно; удержать в памяти все возникающие по ходу урока замечания и вопросы практически невозможно. Если па занятии выполнялись какие-либо упражнения, следует записать оценку их выполнения, данную руководителем в заключительной части занятия. Эту оценку надо потом сверить с соответствующими Курсами стрельб, вождения и оценками, выставленными в классный журнал.

Разбор занятия не следует проводить сразу после его окончания. Проверяющий должен внимательно продумать и обобщить свои наблюдения, подготовиться к проведению разбора. Руководителю также лучше дать время «остыть» от занятия, чтобы он мог более объективно воспринять замечания и предложения проверяющего.

После окончания занятия нужно высказать руководителю общее заключение о том, в какой степени достигнуты поставленные учебные дели (чтобы тот мог доложить об этом своему непосредственному начальнику) и согласовать с ним место и время для разбора. Лучше делать его в тот же или на следующий день, пока еще свежи впечатления от занятия.

Обратимся теперь к применяемым вариантам построения разбора занятия. В практике опытных офицеров встречаются два плана анализа занятия. При первом из них рассматриваются содержание и методика проведенного занятия по его основным частям:

а) как проведена вступительная часть и решены задачи, на нее возлагаемые (о них было рассказано в очерке втором);

б) как проведена основная часть (достаточно ли полно и глу боко раскрыты главные учебные вопросы, правильно ли распреде лено па них время занятия; получили ли обучаемые необходимые знания, умения и навыки; каковы личная подготовленность руко водителя п его методические навыки, умение заинтересовать и ув лечь обучаемых, поддерживать активность и дисциплину; достаточ но ли полным было материальное обеспечение, насколько удачно оно использовалось);

в) как проведена заключительная часть, насколько умело и вер но подвел руководитель итоги занятия. При втором варианте разбора оценивается общая подготовленность руководителя, примерно, по следующим вопросам:

а) уровень личных знаний, умений и навыков (глубина и науч ность изложения учебного материала; владение приемами действий с вооружением, боевой техникой, техническими средствами обучения; правильность и четкость команд);

б) уровень педагогического мастерства (умение владеть ауди торией и осуществлять принципы обучения и воспитания; владе ние речью; полнота использования материального обеспечения; умение сочетать обучение с воспитанием и методической направ ленностью занятия);

в) организация занятия и качество материального обеспечения (эффективность учебных мест, интенсивность работы па них обу чаемых; распределение учебного времени на занятии; подготовлен ность вооружения и техники, мишенного оборудования, учебных приборов; действия обслуживающих лиц или подразделений);

г) полнота достижения учебных целей занятия (усвоение обу чаемыми учебного материала, их активность и заинтересованность в занятии; результаты выполнения упражнений, нормативов).

Обе приведенные схемы разбора занятия позволяют достичь одну и ту же главную цель — достаточно полно выявить положительные и отрицательные стороны занятия, указать руководителю недостатки в его личной и методической подготовке и пути их устранения, определить положительный опыт для других. Вместе с этим разбор занятия — независимо от порядка его проведения^-должен дать преподавателю еще и моральную поддержку, мобилизовать на работу по совершенствованию своего мастерства.

Даже при наличии серьезных недоработок и ошибок разбор не должен подорвать веру руководителя в собственные силы и способности — эту воспитательную сторону разбора должны помнить все проверяющие. Поэтому, когда в заключение анализа занятия проверяющий определяет уровень достижения поставленных учебных целей и, если он является начальником преподавателя, дает оценку качества проведенного занятия, надо учитывать и психологическое воздействие разбора. Во всех случаях, даже при неудовлетворительной оценке занятия, он не должен носить разгромный, разносный характер, а дать преподавателю конкретные указания по устранению отмеченных недостатков.

Преподаватели курсов «Выстрел» 60—70 годов с большой теплотой и признательностью вспоминают разборы, которые проводил после контроля занятий начальник учебного отдела курсов полковник И. Г. Чечет. Обладая большим Личным опытом участия в Великой Отечественной войне, командования подразделениями и частями, работы старшим преподавателем и заместителем начальника цикла, он глубоко вникал во все детали занятий, понимал каждый методический ход руководителя, безошибочно определял эффективность того или иного приема. Глубокие профессиональные знания, нешаблонность мышления сочетались у него с отличным пониманием методики и психологии поведения преподавателей. Его присутствие на занятии не только не стесняло руководителя, но придавало ему уверенность, поддерживало его.

Разборы занятий превращались у полковника Чечета в творческий акт, где вместе с преподавателем разбирались и вопросы теории предмета, и методика проведения урока, и вопросы воспитания. Он не давал указаний, а разъяснял и убеждал преподавателя так, что тому казалось, что он сам нашел лучшее и правильное решение. И. Г. Чечет щедро и ненавязчиво отдавал свои знания и опыт; на разборы занятия к нему шли не с боязнью, а как к умному и строгому учителю.

И очень плохо, когда проверяющие ведут разбор в форме безусловных указаний, выдавая свое мнение за истину в последней инстанции. Такой разбор мало чему научит преподавателя и даст мало пользы делу улучшения учебного процесса в целом. Разбор занятия может занимать значительное время, особенно, если у проверяющего возникло много замечаний. Так по опыту уже упомянутых офицеров М. Г. Фальковского и И. И, Гордеенкова, разбор иногда занимает у них до двух часов. И проходит, как правило, в атмосфере дружеского, но принципиального обсуждения вcex возникших вопросов, доброжелательно и убедительно. Проверяемому дается возможность высказать свое мнение и оценку своих действий, объяснить свои решения, задавать вопросы по замечаниям. Все вопросы методики разрешаются, как правило, после обоюдного согласия, когда находится убедительный наилучший вариант решения.

Кстати, полковник Гордеенков убежден в том, что в методике не следует принимать «волевых решений», нельзя командовать — иногда одинаково эффективны у различных руководителей оказываются, казалось бы, несовместимые методические приемы; результаты здесь зависят в первую очередь от исполнителя—руководителя занятия, от его навыков, опыта, характера. Поэтому при разборе занятия по вопросам методики допускаются своего рода дискуссии, в которых иногда бывает, что прав оказывается преподаватель. Зато по вопросам недостатков в личных знаниях и умениях, недоработках по организации занятия и прочим замечаниям проверяющие должны дать четкие и однозначные указания, установить точные сроки для устранения недостатков преподавателю и другим лицам, обеспечивающим занятия. Так разбор занятия становится хорошей школой методического мастерства.

Результаты контроля записываются в журнал контроля занятий. Эта запись должна содержать общую опенку качества проведенного занятия, положительные и отрицательные стороны его организации, рекомендации или указания по устранению выявленных недостатков, а также положительный опыт, который можно распространить среди других преподавателей.

Примерно по таким же вопросам, какие перечислялись в предложенных, планах разбора занятия, можно обсуждать его после посещения урока товарища. И. чтобы оказать максимальную пользу руководителю для последующей работы, надо стараться не упускать в разборе ни одной его ошибки, высказать все сомнения и предложения как по методике, так и по углублению знаний, совершенствованию умений и навыков. Разумеется при этом, что обсуждение должно проходить в товарищеской обстановке, без взаимных обид и колкостей; участники обсуждения должны верить и доверять Друг другу. В таких условиях обсуждение занятия окажет преподавателю наибольшую пользу, послужит общему делу сплочения преподавательского коллектива.

В заключение отметим один вывод, который можно делать руководителю из контроля занятий. Если он не только не страшится посещения своих уроков старшими начальниками, товарищами или другими лицами, но в их присутствии проводит занятие особенно хорошо, с большим подъемом, увлекательно, интересно — значит он стал опытным преподавателем. Теперь надо только постоянно помнить, что самым главным «проверяющим» для него всегда являются обучаемые. И поэтому надо стремиться все занятия проводить с полной отдачей сил, щедро передавать свои знания, умения и опыт самым строгим контролирующим — своим ученикам.

И еще одно добавление общего характера. Хорошо организованная система текущего контроля занятий может явиться для учебного заведения весьма эффективной мерой повышения качества учебного процесса. Командование военного учебного заведения не должно ограничиться лишь эпизодическим участием в этой работе. Следует проводить инструктажи и методические занятия с лицами, в должностные обязанности которых входит проведение контроля занятий. На них опытные офицеры должны изложить требования к проверяющим по подготовке к проведению контроля и во время занятий; дать подробные указания и советы по разбору и оценке занятий; показать на примерах из практики учебного заведения положительный опыт проверяющих и допущенные ими ошибки; привести примерные записи в журналы контроля.

Можно проводить своего рода практические уроки по контролю занятий. С опытным проверяющим на контроль направляется группа офицеров, каждый из которых должен готовиться к проведению разбора. После занятии в группе проверяющих можно провести обсуждение замечаний и выработать общее заключение по итогам проверенного занятия. Затем в присутствии всей группы проверки один из офицеров — по назначению старшего — проводит разбор занятия с руководителем. После этого в группе проверяющих обсуждаются действия проводившего разбор занятия; товарищи высказывают свои замечания и старший группы подводит общий итог работы. Таким образом, проводится практическое обучение офицеров контролю и разбору занятий.

Все офицеры, привлекаемые к проверке занятий, должны понимать важность и значимость этой работы, проникнуться сознанием своей высокой ответственности за общее дело; помнить, что главная пель текущего контроля — оказать помощь преподавателям и руководству кафедр в достижении лучших результатов обучения.

Эффективность системы контроля занятий повышается еще и тогда, когда командование учебного заведения при подведении итогов отмечает и поощряет офицеров, проводящих контроль наиболее умело, поучительно и объективно. В результате всех этих мероприятий контроль станет приносить максимальную помощь в повышении качества проведения занятий.


Комментировать


три + 8 =

Яндекс.Метрика