О психологической подготовке | Знания, мысли, новости — radnews.ru


О психологической подготовке

О психологической подготовке

О психологической подготовке

Нет нужды говорить о важности психологической устойчивости военнослужащих, особенно командиров всех степеней. В последние годы практикуется целая система специальных занятий с целью выработки у личного состава высокой психологической надежности в самых трудных условиях, близких к обстановке современного боя.

Между тем, весьма важные элементы такой подготовки могут и должны воспитываться повсеместно в самых, казалось бы, обыденных условиях, в том числе на различных занятиях. Руководители занятий, преподаватели военных учебных заведений должны использовать эти возможности.

Приведем некоторые примеры. Начнем с напоминания о знаменитых суворовских вопросах типа «Сколько верст до Луны?», которые он неожиданно задавал подчиненным; о его неукротимой борьбе с «немогузнайством», пассивностью, неумением и нежеланием думать, покорностью обстоятельствам, слабоволием не только со стороны командиров, по и рядовых солдат. Современная психология научно объясняет большое значение подобных приемов для воспитания находчивости, сообразительности, умения не теряться в самых неожиданных ситуациях. Между этими приемами и задачами выработки у военнослужащих психологической устойчивости — прямая связь. Понимать и использовать эту зависимость должны руководители всех занятий. Как это может быть осуществлено на практике?

Преподаватель в ходе занятия поставил перед группой вопрос, и вызванный для ответа обучаемый докладывает: «Не знаю». Какова реакция руководителя? Поставить в классный журнал оценку «2» и вызвать для ответа другого обучаемого? Это простейшее, по не лучшее решение. Оно лишь зафиксирует слабоволие и нежелание обучаемого напрягаться, мыслить и, кстати, покажет и недостаточную заинтересованность руководителя в успехе обучения. Опытный преподаватель поступает не так. Си может повторить вопрос в другой формулировке, иногда более простой, потребует от того же обучаемого обдумать ответ и дать его обязательно — пусть даже неполный, не совсем точный, по дать. Всем обучаемым в подобных случаях надо настойчиво объяснять, что они не имеют, так сказать, морального права — как будущие командиры— не принимать никакого решения по полученной задаче, что в боевых условиях такая безвольность недопустима. Умение сосредоточить волю, оцепить в кратчайшее время сложившуюся обстановку и принять решение — обязанность командира, его служебный долг. Поэтому и на занятиях не может быть ответов: «Не знаю», «Не могу». Надо учиться мыслить, думать и находить решение, ответ, пусть неполный, неисчерпывающий. Это есть элемент психологической подготовки и закалки воли обучаемых.

Разумеется, при такой постановке задач нельзя допустить, чтобы обучаемые поняли это требование руководителя, как возможную лазейку для ухода от ответа какой-либо отговоркой, даже заведомо неверной. Нет, это требование надо объяснить обучаемым как одно из направлений самовоспитания воли и настойчивости, умения сосредоточить силы и ум для отыскания решения. Этому и учил Суворов своих подчиненных.

Хорошим средством выработки у обучаемых умений действовать собранно и целенаправленно являются всевозможные тренировки с выполнением действий при строгом ограничении времени — выполнении различных нормативов, летучек на картах, огневых задач, расчетов исходных установок для открытия огня и т. п. Все такие тренировки надо строить не только с целью выработки у обучаемых двигательных навыков, но и воспитания психологической готовности действовать в ограниченные сроки, умения сосредоточиться на главном. Важность этого может подтвердить убедительными примерами из опыта Великой Отечественной войны и боевой подготовки войск, когда решающими факторами для успешного решения боевых задач были быстрота и твердость командиров в принятии решений.

Подобные цели выработки у обучаемых психологической устойчивости действий в напряженной и сложной обстановке руководители должны умело и настойчиво ставить па занятиях по тактике, боевому применению родов войск и другим учебным предметам, особенно в полевых условиях.

После изучения и освоения основ ведения боя и элементов работы командира по управлению подразделениями в бою главное внимание в подготовке обучаемых надо уделять умению по каждой вводной твердо и уверенно подавать необходимые команды, ставить дополнительные задачи, отдавать распоряжения, а не излагать последовательно выводы по оценке обстановки, затем— принимаемое решение и только потом — постановку задач подчиненным подразделениям.

Надо учить командиров, мысленно проанализировав сложившуюся обстановку и сделав из нее выводы, принять решение и сразу командовать — ставить задачи, отдавать распоряжения. Опыт подобной методики, применяемой на курсах «Выстрел» такими отличными методистами-преподавателями тактики 60—70-х годов, как полковники И. Г. Чечет, Е. П. Шерстобитов, П. М. Песталов, Е. Е. Егоров, Е. Л. Завизен и другими, показал, что даже слушатели-офицеры со значительным командирским стажем не всегда готовы к таким действиям; сказывается привычка к принятой методике последовательных рассуждений, сложившаяся в процессе обучения.

Вместо немедленных команд, распоряжений п постановки дополнительных задач по сложившейся обстановке обучаемые в роли командира подразделения на занятии начинают вслух вести многословные рассуждения для обоснования своего решения. Настойчиво и постоянно руководители приучают слушателей на всех занятиях по предлагаемым вводным делать в уме вес необходимые оценки и выводы по обстановке, а затем воплощать их в четкие уверенные команды и распоряжения. Преподаватели напоминают обучаемым, что за их поведением и действиями постоянно наблюдают подчиненные и те ни на секунду не должны усомниться в своих командирах. Это важный элемент психологической подготовки, и ему надо учить в ходе всех занятий, особенно но тактике, боевому применению родов войск, разведывательной подготовке и другим учебным предметам.

Уместно подчеркнуть в связи с такой направленностью занятий роль самого преподавателя в успехе воспитания у обучаемых твердой психологической устойчивости. Руководитель сам должен служить для обучаемых примером командирской уверенности, твердости и быстроты принятия решений. Если преподаватель растерялся и нечетко выполнил доклад внезапно прибывшему на занятия старшему начальнику, если руководитель сам проявил нерешительность при каких-либо непредвиденных обстоятельствах в ходе занятий — такие издержки, конечно, трудно восполнить разговором о воспитании.

Примером редкой выдержки преподавателя может служить случай, происшедший на показном ночном занятии в огневом городке курсов «Выстрел» в начале 70-х годов. Проводивший показное занятие по правилам стрельбы ночью из стрелкового оружия полковник В. Н. Рептель находился в 25—30 метрах впереди строя слушателей и вел объяснения особенностей наблюдения за целями ночью при различных условиях освещения местности. Дав сигнал на показ целей, он сделал несколько шагов в сторону и неожиданно провалился в незакрытый крышкой распределительный колодец, слушатели увидели, что силуэт преподавателя исчез; через некоторое время руководитель вновь появился перед строем и продолжил объяснения. Как потом рассказывали слушатели, они подумали, что это было предусмотренное подтверждение объяснений руководителя об особенностях наблюдений за силуэтами на освещенном фоне местности (как раз об этом шла речь в тот момент занятия). Преподаватель, упав в колодец, получил сильный ушиб руки, но не стал просить помощи, нащупал в темноте лестницу, поднялся наверх и продолжил занятие. Не заметили происшествия ни слушатели, ни другие преподаватели, присутствовавшие на показном уроке. О нем рассказал на разборе занятия начальник цикла полковник С. В. Судаков. Такое самообладание руководителя является лучшим примером психологической устойчивости для обучаемых.

К психологической подготовке в процессе занятий и других ви-доп общения с обучаемыми следует отнести выработку у них выдержанности, умения сдерживать свои эмоции, не допускать грубых, обидных для других выражений и, особенно, нецензурной брани. К сожалению, среди некоторых офицеров, а за ними и сержантов, распространилось мнение, что «резкие» выражения, окрики и грубость являются признаком мужественности, командирской твердости и воли; они ошибочно видят в них своеобразный командирский стиль.

Надо настойчиво и убедительно, в первую очередь, собственным поведением показывать ошибочность такого мнения, разъяснять и убеждать в том, что грубость и нецензурные выражения — признак низкой культуры, невыдержанности, недисциплинированности, а часто и слабоволия, прикрываемого видимой бравадой. Хороший командир всегда, даже в самых критических условиях не должен срываться, оставаясь примером выдержки и культуры. Так и военный преподаватель, во-первых, сам должен быть для обучаемых примером спокойного и уважитель-’ ного отношения к подчиненным и, во-вторых, твердо и настойчиво искоренять среди обучаемых грубость и тем более брань, применяя для этого все меры воздействия, вплоть до строгих дисциплинарных взысканий.

Таким образом, психологической закалке обучаемых должны и могут служить не только специальные учения, а все занятия, в первую очередь, по стрельбе, вождению боевых машин и другие, связанные с увеличенной степенью риска и опасности, а также по физической и строевой подготовке. Умелым и умным руководителям они предоставляют широкие возможности для выработки у обучаемых умения сосредоточивать волю и физические силы, превозмогать усталость, нерешительность, чувство страха, т. е. служат делу психологической подготовки. Это следует помнить и использовать всем руководителям занятий.


Комментировать


7 × = четырнадать

Яндекс.Метрика