О современной картине мира и России

А все-таки она вертится!

1. Взаимодействие науки и религии в построении современной картины мира. Человечество в настоящее время находится в состоянии системного кризиса и «расколотого сознания». Поэтому проблема взаимодействия науки и религии, как различных форм общественного сознания, имеющим различные методы постижения действительности и свои картины мира, является одной из важнейших. В современных условиях России чрезвычайно важно выбрать путь формирования целостной картины мира, осознания современного состояния и выбора направлений перспективного развития человечества, мировой культуры, роли в ней России [1; 6].

В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) проходят ежегодные богословские конференции, посвященные не только богословской и религиозно-философской проблематике, но и научным исследованиям по истории богословия и философии. На ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях на физическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, проводится конференция «Христианство и наука». Секция «Религия и наука: пути взаимодействия» работает и в рамках ежегодных Омских областных Рождественских образовательных чтений.

На этих и других уникальных площадках общественной мысли происходит осмысление закономерностей развития человечества и поиск ответов на вызовы нового тысячелетия. С докладами выступают ведущие специалисты в области политологии, истории, культурологии, социологии, психологии, а также видные философы и богословы. Многие выступающие отмечали, что над Россией зависла угроза глобальной духовной агрессии и чтобы противостоять внешним факторам, нам надо развиваться своим путем, основанным на «трех китах» – науке, философии и религии.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

«Духовное состояние общества определяет всю его культуру» – говорит профессор Московской духовной академии, доктор богословия, академик РАЕН А.И. Осипов. Поскольку культура – это воплощение духа общества, то ключевую роль играет духовное и естественно-нравственное состояние народа. Делается вывод, что культурное и политическое противостояние на международной арене обострило интересы граждан России и зарубежных соотечественников к истокам своей национально-культурной и конфессионально – цивилизационной идентичности, интеграционным процессам во внутренней и внешней политике страны.

Крайне необходима выработка представлений о современной картине мира, четкое осознание глубоких исторических корней и ценностных оснований для российской идентичности, которые напрямую зависят от осознания результатов исторических и современных научных исследований, а главное – от состояния российской системы образования и эффективности деятельности в этой сфере профессиональной общественности [2]. 2. Проблемы глобализации. В настоящее время усиливаются объективные процессы глобализации, формируются планетарные информационные, финансовые, транспортные, научные, образовательные и другие мегасистемы. Происходит интеграция различных мировых ресурсов: интеллектуальных, финансовых, трудовых, энергетических и сырьевых, производственных, технологических и т. п. Чрезвычайно остро стоят вопросы о формировании новой хозяйственно-технологической архитектуры мира, выработки для этого соответствующих региональных и планетарных норм, формирования ключевых зон мирового развития. При этом глобальная вестернизация, навязываемые миру представления о западной культуре как высшей форме развития мировой культуры, развитие идеи моноистории и линейного прогресса, приводят к экспансии лишь одной культуры, попыткам формирования мировой монокультуры и к сильному обострению общего системного кризиса, возникшего не только за счет неравномерности мирового развития, но и диктатуре необеспеченного доллара, монопольного стремления США к гегемонии на всей планете. После разрушения Советского Союза возникла новая геополитическая ситуация, которая превращает международное право в «право сверхдержавы», оправдывает любую её агрессию, приводит к появлению «двойных стандартов», манипулятивным техникам управления массовым сознанием через СМИ, целевым потокам дезинформации, силовым методам в мировой политике, преступлениям против человечности, «оранжевым революциям» и развязыванию новых современных типов локальных войн – «чумы XXI века» (против Югославии, Ирака, Ливии, Сирии, Украины и т. д.) [3; с.7].

Первый президент Римского клуба А. Печчеи отмечал, что современное общество – «глобальная империя человека» добилось выдающихся успехов в развитии индустриальных и информационных систем, в переходе к урбанизированному образу жизни, но при этом разрушает важнейшие саморегулирующиеся механизмы, обеспечивающие способность природы к регенерации [4]. Концепция «нулевого роста», выработанная Римским клубом, оказалась нежизнеспособной. Не реализуются промышленно развитыми странами выработанные на конференциях ООН предложения по устойчивому развитию, предусматривающие сбалансированное развитие триады «природа – экономика – общество». В альтернативной концепции мирового устройства, которую ее противники называют концепцией «золотого миллиарда», закрепляется разрыв между развитыми странами и странами «третьего мира», реализуются безнравственные программы социального расслоения мира и новых форм колонизации.

История показала, что и планово-директивная, и рыночная экономика оказались неспособными к решению глобальных как социальных, так и экологических проблем. «Рыночники – фундаменталисты», прикрываясь «ценностями демократии», исходят из приоритета свободы личности, принципиально проповедуют неограниченный индивидуализм, пренебрегая человеческими нравственными и духовными ценностями, что приводит к кризисным ситуациям для всего человечества. В последние столетия конкуренция между государствами превратилась в конкуренцию между альянсами, союзами и блоками стран, а масштаб противоречий стал расти. Запад стремится к объединению человечества в единый «глобальный человейник» (по выражению известного философа и психолога А.А. Зиновьева) не ради абстрактных идеалов, а как средство выживания западной сверхцивилизации, для чего создается новая система колонизации, обеспечивается разрушение конкурентных для неё иных «точек роста», за счет развала национальных систем образования и культуры, идейного хаоса, социального расслоения и моральной деградации населения «новых колоний».

Делается вывод о том, что для выживания на достигнутом современном уровне Западу необходима вся планета как среда для существования, необходимо использование все больших ресурсов человечества. В ходе «холодной войны» была разработана «техника» объединения людей в большие массы и манипулирования ими. Они заражаются пороками западного общества, причем пороки изображаются как добродетели, как проявление подлинной свободы личности. Одним из этих средств является также и дезинтеграция больших человеческих общностей с целью создания из образовавшихся частей объединений другого –

управляемого типа. Очевидно, что капитулянтская позиция российского либеральных политиков была направлена на создание прозападной политической системы и расслоение населения, для чего проводилась целевая интенсивная обработка сознания и формирование соответствующего менталитета россиян.

Создаваемая идеологическая сфера должна была не допускать возникновения иной российской идеологии (тем более основанной на научном понимании реальности, объективной ситуации в мире и характера наступившей эпохи), способной привлечь на свою сторону серьезные социальные силы [5]. Многие эксперты отмечают, что проблемы, с которыми столкнулась Россия на пороге тысячелетий, так же как и проблемы многих стран мира, связаны с осознанием истинных «ценностей» современной западной цивилизации и нежеланием российского народа «прозябать в кильватере атлантизма», обслуживая западную цивилизацию в качестве рынка дешевой рабочей силы или сырьевой базы [6]. 3. Современная роль России. Альтернативный исторический опыт человечества приводит к формированию полисистемного подхода, обеспечивающего сосуществование различных культур. Наряду с глобализацией экономической и социальной жизни происходит не только рост конкуренции между государствами и их группами, а также транснациональными корпорациями, но и усиление тенденций социализации и гуманизации, возрастает роль социокультурных аспектов в развитии человечества, формировании новой хозяйственной архитектуры мира, выработки новых региональных и планетарных норм, становится очевидным необходимость коллективных решений, «соборности».

Повышение значимости кооперационных процессов приводит к развитию научных исследований культуры и управленческой деятельности, не только технологических, но и информационных, психологических, нравственных и духовных мотивационных составляющих, не только внешнего правового регулирования, но и внутреннего – ценностного (нравственного и духовного). В связи с этим возрастает роль общественного сознания и формируется «гражданское общество». Формирование современного мировоззрения, разрешение политических, социальных и экономических противоречий, согласование целей, интересов и ценностей как элементов общественного сознания, должны осуществляться в рамках эффективной социальной и экономической политики как государственными и межгосударственными организациями, так и общественными институтами (в том числе – международными).

И в этом процессе на Россию, как евразийское государство, с исторической необходимостью возлагается ключевая роль. Генетически укорененные в сознании нашего народа коллективизм, общинность, соборность, взаимопомощь, сотрудничество, социальная справедливость в основном сохраняются и представляют собой базовые ценности человеческого общежития в России. Несмотря на то, что в результате радикальных реформ 1990-х годов Россия пыталась вернуться в западную цивилизацию, Запад крайне жестко показал, что он никак не является «средоточием добродетелей и образцом для подражания», что геополитические и культурные противоречия между Россией и современным Западом являются гораздо глубже идеологических, поэтому «холодная война» трансформировалась в войну информационную и экономическую, чреватую силовыми акциями и локальными вооруженными конфликтами. Ясно, что российская либеральная идеология оказалась бесперспективной и, по сути, колониальной, стала серьезной угрозой национальной безопасности страны. Россия опять оказалась в ситуации цивилизационного выбора. Современный цивилизационный выбор России связан с надеждой большинства населения страны и планеты в сохранении духовных и нравственных ценностей, основ взаимодействия различных культур на принципах диалога, сопереживания и сострадания, что является основой христианского учения и других традиционных религий страны.

Учитывая, что человечество в настоящее время находится в состоянии системного кризиса и «расколотого сознания», процессы взаимодействия науки и религии, как различных форм общественного сознания, имеющим различные методы постижения действительности и свои картины мира, именно при ведущей роли России могут привести к синтезу новой современной картины мира, осознанию современного состояния и выбору направлений перспективного развития человечества и мировой культуры, а также – определению собственной роли в этих процессах. Наряду с необходимостью развития частных подходов к изучению человека, особую важность для формирования современного мировоззрения является представления о человеке как о социальноприродном и духовном существе, о неразделенности его биологической природы, социальной и духовной сущности.

Эти представления основываются не только на данных различных естественных и общественных наук, но и на достижениях всей многовековой культуры человечества. Философы и историки науки делают вывод о происходящем в настоящее время расширении парадигмы науки, при котором значительно изменяются наши понятия о реальности и человеческой природе. Эти изменения связаны с фундаментальными квантоворелятивистскими открытиями в физике и космологии (а также новыми направлениями в психологии, антропологии, биологии и теории систем), которые, постепенно распространяясь на все естественные и гуманитарные науки, приводят к отказу от механистической модели Вселенной и формированию новых целостных (холономных) представлений о мире, нелокальных связях, системной и полевой природе различных уровней реальности, продуктивному взаимодействию с современной теологией.

Эти представления заключаются, например, в новом понимании соотношения целого и его частей. Развивающийся системный подход позволяет не только получать более полные представления о природе и человеке, учитывать не только ресурсную материальную емкость производства, но и «человекоемкость» в виде всех аспектов и затрат, осуществляемых человеком, определять не только текущие и стратегические материальные, но и нравственные и духовные общественные интересы. Фундаментальную основу этих исследований составляют работы В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, о роли человека в преобразовании биосферы. В формировании этих представлений значительную роль играет наследие экономистов А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева, всегда отмечавшие чрезвычайную важность «человеческого фактора», а также представителей научного и духовнокультурного ренессанса рубежа XIX-XX веков: С.Н. Булгакова (философия хозяйства), В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского (философия всеединства), выдающихся ученыхкультурологов: В.И. Иванова, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Г.Г. Шпета, Ф.И. Щербатского и др. Классические научные идеи В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского вырабатывались на фоне духовно-культурной деятельности, в обстановке научного, философского, культурного творчества. Проблема единства Истины, Добра и Красоты, сформулированная В.С. Соловьевым при создании философии всеединства, имеет важнейшее общечеловеческое, гуманистическое значение для сохранения и дальнейшей эволюции человечества. Русский космизм, продолжая традиции древнего эмпирического и философско-культурного знания Востока и Запада, на основе целостного подхода и идеи всеединства развивал научные представления о космопланетарном процессе эволюции жизни, о появлении человека и его роли в Мироздании. Вся русская философия этого периода пронизана идеей связи микрои макрокосмоса.

Содержание этого ценностно-этического подхода – Добро, его основанием служит Истина как цель научного поиска, они неразрывно связаны с Красотой – непосредственным переживанием общей связи универсума. Смыслом существования человека русский космизм определяет участие человека в высшем развитии мира. При этом осознается высокая степени его ответственности за деструктивную или созидательную творческую деятельность [7–10].

Приобретают новую жизнь в работах российских философов, ученых и теологов идеи Г. Флоровского начала ХХ века о необходимости развития неопатристики, эффективного взаимодействия науки и религии [11, с. 11]. Учитывая историческое формирование христианского учения на пути синтеза древней культуры и греческой философии (научного постижения истины) с непосредственным личным и соборным духовным опытом Бога, переноса философского языка и методик в область веры, проводимого отцами Церкви (патристический синтез), в настоящее время (в условиях фундаментальных открытий науки, превращения человечества в планетарную силу и углубления системного мирового кризиса) крайне необходимо продолжение следования духовным традициям и осуществление неопатристического синтеза достижений современной науки и религиозного опыта в целях эффективного разрешения кризисных ситуаций, формирования и развития мировой культуры. То есть необходимо перспективное развитие и взаимодействие научной философии и богословия, а также реализация достижений неопатристики в практической деятельности как выражение единства живой традиции и целостного опыта человечества.

Наиболее интересным и полным исследованием взаимодействия христианства и современной науки, развития неопатристики является проект «Перспектива восточного православия в науке и богословии», представленный в книге «Логос и Космос» Алексея Нестерука – исследователя в области космологии и квантовой физики в Институте космоса и гравитации при Университете в Портсмунде, который также является ассистентом профессора в Институте православных христианских исследований (Кембридж, Англия) и преподавателем Библейско-богословского института св. апостола Андрея (Москва) [12]. Очевидно, что развитие этой сферы деятельности в России и мире в настоящее время крайне актуально и важно, для чего имеются все основания и исторические перспективы.

Развитие Омской духовной школы, изучение наработок других российских регионов, философские и научные богословские исследования в Омской православной духовной семинарии и омских вузах, публикация их результатах на омских сайтах, в журнале «Вестник Омской православной духовной семинарии» и других изданиях будут способствовать формированию мировоззренческих позиций и духовной среды в городе Омске, способствовать перспективному развитию региона и России.

Литература

1. Лизунов В.В. Наука и религия у святителя Луки (ВойноЯсенецкого) // Восток свыше. Духовный, литературно-исторический журнал. Ташкент, 2013. Вып. ХХХ. С. 76–79. 2. Дубна. XVII конференция «Наука. Философия. Религия». URL: http://www.mosoblpress.ru/regions/50/rubric_44/193062/ 3. Лизунов В.В. Активизация профессиональной общественности и стратегическое партнерство в целях развития города Омска и Омской области // Национальные приоритеты России. 2015. № 2(16). С. 14–20. 4. Peccei A. One Hundred Pages for the Future. N.Y.: Pergamon Press, 1981. 5. Зиновьев А.А. Планируемая история: Запад. Посткоммунистическая Россия. Гибель русского коммунизма. М.: Аст, 2009. 544 с. 6. Ниязов А.-В. Евразийский контрглобализм – будущее России. URL: http://www.ng.ru/politics/2001-02-03/3_kontrglobalizm.html. 7. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука, 1991. 8. Лизунов В.В. Проблемы рынка и необходимость нового мировоззрения // Регион России. Информ.-аналитический журнал. Омск, 2000. № 2 (12). С. 81–87. 9. Лизунов В.В. Проблемы управления и формирование новой науки и учебной дисциплины «Философия управления» // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2006. № 3 (15). С. 94–101. 10. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 32–45. 11. Лизунов В.В. О роли неопатристики в формировании современной картины мира // Омские епархиальные Кирилло-Мефодьевские чтения: сб. статей / под общ. ред. Владимира (Икима) Митрополита Омского и Таврического. Омск: Омскбланкиздат, 2014. 308 с. С. 44–50. 12. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание / пер с англ. (Серия «Богословие и наука»). М.: ББИ св. апост. Андрея, 2006. 443 с.

Владимир Васильевич Лизунов


Комментировать


один × = 5

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru