О формировании гражданской идентичности в молодежной среде

Потребность в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих объединению российского общества, приводит к актуализации проблемы гражданской идентичности в России. Для расширения демократии требуется приобщение граждан к национальным целям и интересам развития страны, их участие в жизни общества и государства. Формирования гражданственности обеспечивает развитие личности политически зр елого и социально ответственного члена общества.

Гражданственность тесно связана с патриотизмом, любовью к Родине, к родной земле. Она предполагает действия, подкрепленные волей и ответственностью за судьбу страны и народа, требует сознательного выполнения человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга. В этих условиях формирование гражданской идентичности становится инструментом воспитания гражданственности. Гражданская идентичность дает зрелый взгляд на окружающий мир и политические реалии в сложных и переменчивых условиях политической и экономической ситуации. Гражданская идентичность — это индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан госуд a рства, которое как к o ллективному субъекту позволяет д e йствовать гражданской общности. Гра жданская идентичность может рассматриваться в двух направлениях: как государственно — гражданская идентичность и как национально — гражданская идентичность.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

В государстве, являющимся мононациональным, а так же в случаях, когда наци я рассматривается как согражд анство, гражданская идентичность приравнивается к национальной идентичности . Необходимость единения российского общества на современном этапе актуальна на теоретическом, методологическом и прикладном уровнях. Причиной этого является то, что большинство рос сийских граждан находятся в состоянии идентификационного вакуума, а для федеративных и многонациональных стран несформированность гражданской идентичности более опасна и становится фактором нестабильности. Формирование активно — созидающей, творческой личнос ти, способной к саморазвитию и самосовершенствованию становится задачей системы образования. Личностная самореализация возможна на основе самоопределения, базой для которого являются инструменты самопознания и ценностно — смысловой ориентации при проектирова нии жизненных целей.

Личностное самоопределение заключается в определении человеком своего места в обществе и жизни в целом, в выборе ценностных ориентиров, в обретении им адекватной общественной позиции. Самоопределение происходит относительно своей жизни , как определение самим субъектом (человеком) своего «способа жизни». Человек, самоопределяясь, предполагает решить две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и жизненное проектирование как построение жизненных планов на перспективу. Потребнос ть в самоопределении возникает на границе старшего подросткового и юношеского возрастов, поэтому сопровождение этого процесса в вузах и ссузах становится важным условием ориентации студенчества в ценностном поле. Самоопределение главной целью выставляет фо рмирование и развитие гражданской идентичности, которая характеризуется осознанием человеком своей принадлежности к сообществу граждан конкретного государства на общекультурной основе. Гражданскую идентичность нельзя приравнивать к гражданству. Она заключ ается в целостном отношении к социальному и физическому миру, которое базируется на свободном выборе и самоопределении при уважении

права других людей на свой выбор. Формирование и закрепление гражданской идентичности — задача воспитания в молодом возрасте , а значит, ее решение должно осуществляться в средних и высших образовательных заведениях. Интеграция, единство и целостность самосознания личности молодого гражданина как члена многокультурного общества достигается путем формирования гражданской идентичн ости на основе прививания системы общечеловеческих нравственных ценностей и свободы самовыражения с помощью учета разнородных общественных установок, норм и ценностей. Для этого у преподавателей и руководителей средних и высших образовательных учреждений д олжна присутствовать психолого — педагогическая готовность к внедрению программ формирования гражданской идентичности личности.

Базой для разработки программ формирования гражданской идентичности в молодежной среде в РФ выступают Закон «Об образовании», Наци ональная доктрина образования, Концепция модернизации образования, Государственная программа патриотического воспитания граждан. Гражданское воспитание и формирование гражданской идентичности призвано решить важнейшие задачи: 1) сохранение независимости Ро ссии как государства, обеспечение безопасности страны; 2) преодоление недоверия к аппарату государственной власти и восстановление уважительного отношения к государству, обществу, семье; 3) преодоление кризиса мировоззрения; 4) возрождение уважения к отече ственному историческому и культурному наследию. Общество к системе образования предъявляет следующие основные требования: — формирование, закрепление и развитие гражданской и культурной идентичности молодых граждан страны; — достижение согласия и социаль ной консолидации в условиях усиления дифференциации социального, культурного, этнического, религиозного развития российского общества, базисом для которого будет культурная идентичность и общности всех граждан и народов нашей полинациональной страны; — фо рмирование моральной компетентности и духовно — нравственное развитие личности, осуществляемое за счет усвоения общечеловеческих нравственных требований, ценностей, установок, норм; — формирование у студентов социально — политической компетентности и правовой культуры; формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно — политической системой государства; — патриотическое воспитание; — воспитание толерантного сознания [1]. Реализовать перечисл енные установки возможно в результате внедрения программ формирования гражданской идентичности среди студентов и молодежи.

Молодежь, как самая перспективная часть гражданского общества, должна обладать ценностными нормативными характеристиками личности, ко торые достигаются совокупностью программ по формированию гражданской, этнической и общечеловеческой идентичности. Эти программы содержат следующие требования и нормы: 1) молодой человек должен осознавать себя гражданином России, знающим и уважающим историю своей страны и несущим ответственность за ее судьбу в современном мире; 2) молодежь должна обладать гражданским патриотизмом; 3) у молодых людей должна быть установка на восприятие основных ценностей своей национальной культуры, культуры «малой Родины»; 4 ) молодежь должна быть готовой к взаимодействию с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; у нее должна проявляться толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир и великодушие; 5) молодые граждане должны осознавать свою с опричастность к судьбам человечества; 6) у молодежи должна быть ориентировка на владение универсальными способами познания мира [1]. Возникает вопрос: как возможно измерить или оценить гражданскую идентичность российской молодежи в целом или каждой отдельн ой личности?

Критериями оценки уровня гражданской идентичности личности могут стать такие интегративные качества личности, как: гражданственность, патриотизм и социально — критическое мышление, становящиеся основой свободного жизненного выбора личности [2]. Следовательно, необходимо обеспечить формирование у молодежи образа России в единстве ценностно — смыслового, исторического, патриотического и правового контекстов, формирование социально — критического мышления как основы самоопределения личности и свободного выбора; развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве и толерантного сознания. Толерантность рассматривается как терпимость к иным взглядам , нравам , привычкам . Она необходима по отношению к особенностям различных народов , наций и рели гий и является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций , признаком открытого для всех идейного течения , которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции [3]. Именно поэтому в нашем российском многоконфессиональном и многокультурном обществе воспитание толерантности как социальной нормы и моральной ценности, понимание и уважение иного образа жизни и образа мыслей является необходимым условием функционирования и развития страны.

Лите ратура:

1. Программа обучающего тренинга «Гражданская идентичность личности» для учителей и руководителей образовательных учреждений (для основной ступени образования) [электронный ресурс]. URL : http : //www.pandia.ru/text/category/uchitelmznitca/32/108

2. Юрова Н. В. Формирование гражданской идентичности на уроках истории средствами гражданско — патриотического воспитания [электронный ресурс]. URL : http : //www.rusnauka.com/6_PNI_2011/Pedagogica.htm 3. Философ ский энциклопедический словарь /Ред. — сост. Е.Ф.Губский и др. [электронный ресурс]. URL : // http://terme.ru/dictionary

Жигарь О. В.
Челябинский государственный университет Ст арший преподаватель кафедры Г МУ

 


Комментировать


4 + девять =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru