Пауперизм как источник социальных конфликтов

Проблема разрешения социальных конфликтов всегда остро стояла перед теоретиками социально-политической мысли. На протяжении веков великие мыслители пытались выявить, что же является основной причиной возникновения общественной напряженности, выражающейся как во внутренних (гражданских), так и во внешних (между государствами) противоречиях. Одни видели во всем обстоятельства исключительно политического характера, другие – экономического, третьи – божественный умысел.

Однако ни те ни другие не смогли помочь эти конфликты разрешить или минимизировать. XIX в. стал и вовсе накалом напряженности во всех социальных сферах: начинается подъем национального самосознания во многих государствах Европы, которые теперь пытаются отстоять свою идентичность; усиливается борьба женщин за собственные права; колониальная система терпит многочисленные изменения, а также происходят постоянные войны и сменяющие друг друга экономические кризисы. На территории Великобритании особо заметны стали события другого рода – последствия промышленной революции, которая в корне перевернула существующую прежде систему простого товарного производства.

В результате этого огромное количество людей оказалось без постоянного заработка, что приводило не только к постоянной миграции населения в поисках «лучшей жизни», но и к процветанию разбоя и преступлений, т.к. только в этом виделся способ добыть средства к существованию. Большинство теоретиков считало, что помочь всевозрастающей беднейшей части населения можно только путем изменения обстоятельств политических, видя в них главное социальное зло. Однако были и те, кто считали иначе.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Так, Роберт Оуэн доказал, что, изменив прежде всего социальную поддержку, можно достичь гораздо больших практических результатов. Взяв под управление предприятие в Нью-Ланарке, он в кратчайшие сроки смог добиться не только увеличения выпуска продукции, но и полностью преобразовать жизнь всех работников, открывая для них пенсионные фонды и больницы, а для их детей школы, строя новые дома
и тем самым преобразовывая не только их быт, но и моральный облик, что принесло свои значительные плоды и сказалось на успехе производства1 . Оуэн был уверен, что помочь беднякам можно реальными действиями, а не пустыми денежными отчислениями. Ведь если человек осознанно трудится в соответствующих условиях при равномерной оплате это делает его полноценным членом общества, который не стремится обокрасть другого ради минимальной выгоды, зная, что он самостоятельно может добыть себе средства для проживания.

В своих многочисленных трудах и выступлениях Роберт Оуэн говорил о том, что, создавая благоприятные социальные условия для трудящихся (в это понятие он включал не только самих работников, но и их семьи, за которые они были ответственны), общество преображается как в моральном, так и в практическом плане. Оуэн считал, что, если социальный конфликт не улажен, то это приведет не только к распаду общества как такового, но и к конфликтам между государствами, что порождает только лишние человеческие страдания и экономические потери. В связи с этим Роберт Оуэн и его последователи стремились укоренить в сознании людей новые принципы филантропии, т.е. помощи бедным. Несмотря на то что наибольшие богатства сосредоточены в руках наименьшей части общества, наибольшая, трудящаяся часть населения испытывает различные лишения, обладая минимальным прожиточным минимумом.

Из-за несправедливости такого распределения и возникают социальные конфликты: как между «богатыми» и «бедными», так и среди «бедных» в борьбе за выживание. Ответственность за разрешение этой ситуации возлагается на «управленцев» – владельцев фабрик и предприятий, которые должны организовать не только качественные условия труда, но и социальную поддержку, которая за этим следует. Следовательно, признавая пауперизм как существующую социальную угрозу, ведущую к ужасающим последствиям, единственный мерой борьбы с ней должно признаваться изменение в сознании людей отношения к бедным и методам помощи им, т.е. внедрения новых принципов филантропии, которые выражались бы не только в материальных эквивалентах, но и в моральной и социальной ответственности.

Милославская Софья Павловна


Комментировать


+ семь = 9

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru