Пенсионная реформа в Китае

Эффективная пенсионная система должна развиваться как элемент национальной экономики. После Второй мировой войны развитым странам Запада удалось создать систему социальных гарантий «с колыбели до гроба», для которой характерны относительно низкий уровень разрыва в доходах, невысокая безработица, благосостояние общества. Однако порой раздутые сверх возможностей экономики социальные программы приводят к раздуванию финансовых пузырей. Отсюда следует, что объем социальных программ и льгот должен соответствовать экономическому потенциалу страны.

Именно из этого постулата прежде всего исходят китайские архитекторы пенсионной системы. Переход на индивидуальные счета. В Китае пенсионные взносы служащих поступают как на личные счета, так и в общие фонды социального страхования. При истощении средств на личных счетах начинает поступать дополнительная «подпитка» из общественных фондов. Индивидуальные счета на нынешнем этапе являются важным элементом развития частного страхования. После укрепления его элементов предполагается постепенное снижение пенсионных взносов со стороны предприятий, что позволит в конечном счете полностью перейти на исполь -

зование индивидуальных счетов. Однако для этого необходимо переломить существующую порочную практику «пустых счетов», повысив эффективность их финансирования и управления. К настоящему времени в Китае созданы необходимые условия для развития системы индивидуальных пенсионных счетов, однако работа по их формированию и оптимизации пока находится на первоначальном этапе. Форсирование формирования пенсионной системы. Нынешней системе пенсионного страхования в Китае еще далеко до совершенства. Для решения этого вопроса китайские ученые и практики внимательно исследуют мировой опыт.

Прежде всего объявлено о четком распределении ответственности участников пенсионного страхования, создании многоуровневой системы: базовой системы пенсионного страхования, взносов предприятий, а также взносов самих служащих. Основу пенсионного страхования должно обеспечить государство, а предприятия и физические лица будут способствовать его оптимизации. При этом величина покрытия базового страхования не должна превышать уровень экономического развития страны. В связи с этим необходимо и впредь развивать систему пенсионных взносов предприятий и физических лиц. Предприятия производят отчисления на основе нормативных актов, разработанных государством.

Эти платежи не должны чрезмерно обременять предпринимателей. Прием взносов от физических лиц должен проходить на добровольной основе, в зависимости от уровня доходов. Для этого необходимо наладить координацию между всеми тремя элементами системы пенсионного страхования. Кроме того, на правовом уровне надо решить вопросы рисков платежей и неравномерного распределения средств внутри фондов. Взносы должны быть стабильны по величине и совершаться на регулярной основе. В последние годы объем пенсионного фонда существенно увеличился, в том числе благодаря миллиардным дотациям центрального правительства и местных администраций.

Однако этих средств хватает только на удовлетворение краткосрочных потребностей пенсионных фондов. Для решения проблемы долгосрочной самодостаточности фондов необходимо оптимизировать существующую систему пенсионных взносов. Повышение пенсионного возраста. Как уже отмечалось, в современном Китае все активнее обсуждается вопрос повышения пенсионного возраста, а также дополнительного трудоустройства пожилых людей.

По подсчетам китайских исследователей, повышение пенсионного возраста на пять лет позволит снизить объем пенсионных расходов примерно на треть. Однако данные меры чреваты обострением социальной напряженности. Поэтому китайское правительство, не отрицая данную возможность, продолжает изучать перспективы действий в данном направлении. Прогрессивное наращивание пенсионных фондов. Начиная с 1980-х годов в Китае применяется практика инвестирования средств пенсионных фондов, что позволило повысить их доходность. Инвестиции пенсионного капитала требуют соблюдения трех условий: во-первых, необходимо сохранять систему жесткого контроля движения пенсионного капитала; во-вторых, доходность инвестиций должна быть не ниже рыночных показателей; в-третьих, необходимо иметь план преодоления долгосрочных рисков. Увеличение покрытия пенсионного страхования. С развертыванием и углублением экономических реформ в Китае лавинообразно увеличивается количество частных предприятий. Однако, к сожалению, именно для них характерно узкое покрытие программ пенсионного страхования.

В сельской местности процесс формирования пенсионного страхования только начался и в дальнейшем потребует значительных усилий по продвижению здесь пенсионной реформы. С внедрением рыночных механизмов государство обязано наладить диалог с частными компаниями, чтобы избежать неравномерного покрытия пенсионного страхования.

Создание адекватной модели пенсионного страхования. Китайской пенсионной системе предстоит пройти путь переподчинения управления от уровня центрального правительства к уровню специализированного министерства. Для этого необходимо создать страховые пенсионные фонды переходного периода и передать управление фондами узкоспециализированным организациям. Эти организации должны отвечать за инвестирование пенсионного капитала и контроль его движения. Также необходимо упорядочить потоки потенциальных инвестиций, оградив их от потерь. Кроме того, надо сформировать долгосрочную модель пенсионных накоплений. Китайские ученые считают, что правительство должно сохранять стратегический контроль над развитием пенсионной системы в целом, вверив частным компаниям функции реализации основных процессов.

А. С. Селищев,
профессор кафедры экономики и управления СПбГУП, доктор экономических наук


Комментировать


4 + три =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru