Перспективы применения облачных вычислений в образовании | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Перспективы применения облачных вычислений в образовании

Внедрение современных информационных технологий в сферу образования было всегда актуальным. Другой вопрос, что сумма на модернизацию компьютерной техники не всегда укладывается в заложенный бюджет.

Решением же такого рода проблемы может быть перспективное направление развития информационных систем и технологий, а именно «облачных технологий» или «облачных вычислений». Облачные вычисления представляют собой доставку вычислительных сервисов-серверов, хранилищ, баз данных, сетей, программного обеспечения, аналитики и многого другого через Интернет («облако»). Компании, предлагающие эти вычислительные услуги, называются облачными провайдерами и обычно взимают плату за услуги облачных вычислений подобно тому, как нам приходится оплачивать за коммунальные услуги, хотя первые 5Гб информационного пространства предоставляются бесплатно. Как правило, мы даже не осознаем того, что используем облачные вычисления постоянно. Например, при работе с онлайн-сервисом для отправки электронной почты, когда мы редактируем документы, смотрим фильмы или телевизор, слушаем музыку, играем в игры или храним фотографии и другие файлы, облачные вычисления работают незаметно для нас.

Первые услуги облачных вычислений появились едва ли десятилетие назад, но уже множество организаций – от крошечных стартапов до глобальных корпораций, от правительственных агентств до некоммерческих организаций – применяют данную технологию по разным причинам [1]. В целом, облачные вычисления можно использовать для создания новых приложений и сервисов, для того, чтобы хранить, архивировать и восстанавливать данные, создавать веб-сайты и блоги, прослушивать и просматривать потоковое аудио и видео, предоставлять программное обеспечение по требованию, проводить анализ данных для шаблонов и составления прогнозов.

Существует несколько основных причин, по которым организации обращаются к технологиям облачных вычислений:

1. Экономичность. Благодаря облачным вычислениям происходит снижение затратности. Пользователю нет необходимости приобретать дорогостоящие, мощные компьютеры и соответствующее ему лицензионное программное обеспечение, а также оплачивать услуги ИТ-специалистов по управлению инфраструктурой.

2. Высокая технологичность. Большинство услуг облачных вычислений способно даже за несколько минут предоставить огромное количество вычислительных ресурсов: постоянное обновление программ, увеличение доступных вычислительных мощностей.

3. Доступность и мобильность. Облачные технологии доступны каждому, с любого компьютера, если есть доступ к Интернету, что позволяет становиться более мобильными. Таким образом, доступ к своему рабочему месту возможен из любой точки земного шара с помощью компьютера или любого гаджета (при условии подключения к Интернету).

4. Продуктивность. Облачные вычисления позволяют слушать музыку, просматривать файлы и видео, не скачивая их на компьютер, а также предоставляют пользователям неограниченный объем хранимых данных, совместимость с большинством операционных систем, улучшенную совместимость форматов документов, простоту совместной работы группы пользователей с документами в онлайн-режиме, причем единовременно.

5. Надежность хранения данных. Облачные технологии производят резервное копирование данных, аварийное восстановление документов и непрерывность работы бизнеса становится проще и дешевле, поскольку данные (вернее их копии) автоматически распределяются по нескольким серверам. К тому же, при краже или поломке компьютера данные не теряются, а остаются в облаке [2].

Большинство служб облачных вычислений подразделяются на три категории: инфраструктура (IaaS), платформа (PaaS) и программное обеспечение (Saas). Они иногда их называют стеком облачных вычислений, потому что они строятся друг над другом. Инфраструктура (IaaS) – это самая основная категория услуг облачных вычислений.

С помощью IaaS арендуется ИТ-инфраструктура: серверы и виртуальные машины, хранилища, сети, операционные системы, оплата за которые производится по мере использования. Платформа (PaaS) относится к облачным вычислениям, которые предоставляют среду по требованию для разработки, тестирования, доставки и управления программными приложениями. PaaS создана, чтобы разработчики могли быстро писать веб-приложения или мобильные приложения, не беспокоясь о настройке или управлении базовой инфраструктурой серверов, хранилищ, сети и баз данных, необходимых для разработки.

Программное обеспечение (SaaS) – это метод доставки программных приложений через Интернет по требованию и, как правило, на основе подписки. С SaaS облачные провайдеры принимают и управляют программным приложением и базовой инфраструктурой, обрабатывают любое обслуживание, такое как обновление программного обеспечения и систем безопасности. Пользователи подключаются к приложению через Интернет, как правило, с помощью веб-браузера на своем гаджете или ПК. Не все облака одинаковы.

Существует три разных способа развертывания ресурсов облачных вычислений: общедоступное облако, частное облако и гибридное облако. Общественные облака принадлежат и управляются сторонним поставщиком облачных сервисов, который предоставляет свои вычислительные ресурсы, такие как серверы и хранилище через Интернет. Microsoft Azure является примером общественного облака. Обладая общественным облаком, все оборудование, программное обеспечение и другая поддерживающая инфраструктура принадлежат и управляются облачным провайдером. Вы получаете доступ к этим услугам и управляете своей учетной записью с помощью веб-браузера. Частное облако относится к облачным вычислительным ресурсам, используемым исключительно одним бизнесом или организацией.

Частное облако может быть физически расположено на сервере компании. Некоторые компании платят сторонним поставщикам услуг за хостинг – размещение своего частного облака. Частное облако это облако, в котором службы и инфраструктура поддерживаются в частной сети. Гибридные облака объединяют государственные и частные облака, связанные технологиями, позволяющими делиться между собой данными и приложениями.

Благодаря тому, что данные и приложения могут перемещаться между частными и общественными облаками, гибридное облако дает компаниям большую гибкость и больше возможностей для развертывания. Рассмотрим, как облачные вычисления можно использовать в образовательном учреждении. 1. Совместная работа сотрудников Алматинского филиала СанктПетербургского Гуманитарного университета профсоюзов над документами. По факту, мы уже работаем в онлайн-режиме над распределением педагогической нагрузки, составлением расписания. Предлагаем совместное использование электронного журнала для выставления рейтинговых баллов студентам.

В настоящее время преподавателям приходится работать в локальной сети для заполнения баллов. Возникает проблема, связанная с тем, что заполнять документ приходится только в стенах филиала, к тому же вносить данные одновременно на разных компьютерах нельзя, т.к. файл открывается только в режиме чтения без права редактирования. Для обеспечения совместной работы специалисту студенческого отдела необходимо: – скачать и установить на свой компьютер программу OneDrive; – поместить электронный журнал в папку OneDrive на своем компьютере (чтобы файлы автоматически разместились в облачном хранилище); – ссылку на папку «Электронные журналы» скопировать, а затем с помощью ИТ-специалистов, отвечающих за сайт, разместить эту ссылку на сайте. Таким образом, у каждого преподавателя филиала будет возможность вносить баллы в любое удобное для него время, не ограничиваясь рабочими часами или стенами филиала, при чем доступ к ссылке возможен только в личном кабинете преподавателя. 2. Совместная работа студентов над проектом или научным исследованием. Схема деятельности строится следующим образом. Преподаватель предоставляет студентам темы проектов. Студенты делятся на группы и распределяют обязанности. Затем руководитель группы создает документ, размещает его в облачном хранилище и предоставляет доступ к нему остальным участникам.

Студенты работают дома или в университете над проектом, наполняя документы содержанием. По завершению работы над содержанием проекта, руководитель группы предоставляет доступ преподавателю. Преподаватель может редактировать либо комментировать какиелибо части документа для того, чтобы студенты могли откорректировать документы до защиты проекта. При оценивании участия в создании проекта важно то, что преподаватель может отследить хронологию изменений.

По этой хронологии можно в какой-то степени определить, какой вклад внес каждый участник группы. Таким образом, облачные технологии активно разрабатываются и совершенствуются. Реальное внедрение этой передовой технологии в состоянии существенно снизить бремя финансовых расходов на поддержание дорогостоящей компьютерной техники. У облачных технологий есть огромный потенциал и его повсеместное внедрение – это лишь дело времени.

О.С. АХМЕТОВА


Комментировать


восемь − 3 =

Яндекс.Метрика