Перспективы человека в век высоких технологий

Языки, киберпространство и миграция

Концепции, относящиеся к рассмотрению перспектив человека и человечества в условиях существующих глобальных проблем, научно-технических достижений, имеют отношение к футурологии. Футурология – это прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих экономических, социальных, технологических тенденций или предсказания новых тенденций.

Футурологические прогнозы могут быть оптимистичными и пессимистичными (апокалипсическими, эсхатологическими). Оптимистические рассказывают о неисчислимых благах, которые несет наука и техника человеку и человечеству, пессимистические – о неисчислимых бедствиях, которыми человек платит за эти блага.

К первым относятся широко известные сциентистские и технократические концепции, которые абсолютизируют роль науки и техники в жизни общества (Ж. Фурастье, Д. Белл, З. Бжезинский и др.). Вторые имеют антисциентистскую направленность, критикуют дегуманизирующий характер науки и техники (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Маркузе, Н. Бердяев и др.).

Против двух крайностей выступает американский социолог, футуролог Э. Тоффлер, автор известных книг – «Третья волна», «Шок будущего». Основная тема его работы «Шок будущего» – духовно-психологическое состояние человека, который сталкивается с постоянным ускорением темпов жизни. От этого он испытывает «футурошок», который ведет к нарушению биологической стабильности, к психологическим, информационным перегрузкам, стрессам. Мы не можем остановить научно- технический прогресс, считает Э. Тоффлер, но мы должны им сознательно управлять, адаптировать людей к будущему [1].



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Решающий фактор, который активизирует изменения, – развитие технологий, поэтому борьба за предотвращение массового «шока будущего» предполагает обязательный контроль над технологиями.

В современной футурологической литературе на первый план выходят проблемы, связанные с судьбой человека в XXI веке – веке высоких технологий, в авангарде которых находятся информационно- коммуникационные технологии (ИКТ), нано- и биотехнологии. Широко обсуждается идея о том, что современные ИКТ технологии приведут к эре нового «технологического человека», или, как его еще называют, eHOMO [2].

В рассмотрении проблемы hi-tech технологий выделяются два аспекта их воздействия на человека: внешний, затрагивающий изменения социальной среды, в которой обитает человек, и внутренний, имеющий отношение непосредственно к природе человека, его телесному и духовному миру. Уже сегодня видим, как быстро растет погруженность человека в электронный мир. Электронная техника проникает на рабочее место, меняя трудовую деятельность, в домашнюю среду обитания, преобразуя труд домохозяйки, помогает школьнику и студенту осваивать учебные программы. Утрату компьютера, мобильного телефона люди переживают как утрату части своей личности, испытывают настоящий стресс.

В перспективе с совершенствованием технических устройств, которое идет по линии нарастания их интеллектуализации, человек будет находиться в своеобразном «информационном коконе», выполняющем функции наставника, помощника. Усложнение среды обитания связано с Интернетом, информационными ресурсами которого пользуется более 3 млрд человек. Всемирная сеть помогает человеку совершенствовать интеллект, способности, психологию, практически неограниченно расширяет резервы памяти, что позволяет находить оптимальные решения в многообразных ситуациях. О том, как нано-, био-, инфо-, когно-, социо- технологии (NBICS-технологии) могут существенно изменить условия и уровень жизни людей к 2030-2035 гг., идет речь в статье М.В. Фомина [3].

Причем перспектива развития информационных технологий будет иметь не только позитивные, но и негативные социальные последствия. Возлагая надежды на новейшие ИКТ для осуществления разных видов человеческой деятельности, обеспечения экономических, социальных процессов, необходимо видеть и отрицательные стороны информатизации: расширение возможностей для надзора и социального контроля над человеком, манипулирования его сознанием, стандартизации мышления и т.д.

Второй аспект воздействия современных технологий связан с изменением биологической природы человека, с достижениями генной инженерии, появлением новых медико-фармакологических средств, способных оказать воздействие на психику, волю человека, работу его мозга. Это воздействие может быть не только в целях наилучшего режима функционирования организма (блокирования боли, концентрации внимания, снижения агрессии, восстановления утраченных органов и функций и т.д.), но и с далеко идущими целями улучшения природы человека.

В перспективе – внедрение в организм человека микро- и нанороботов для мониторинга функционирования организма и корректировки отклонений от нормы, использование стволовых клеток. И как итог подобных манипуляций – ожидание, что физически человек будет постоянно молодым и здоровым, и ничто не помешает ему жить вечно. Можно ли дать точный прогноз будущего человека в свете новейших технологий? В настоящее время темп общественного развития вырос настолько сильно, что радикальные смены технологий происходят всего за несколько лет. Поэтому определение общей картины в перспективе даже 15-20 лет становится задачей сложной, и, скорее всего, невыполнимой. В конце XX века в США возникло направление, анализирующее и прогнозирующее возможности технологического улучшения человека – трансгуманизм.

По мнению представителей этого направления человек как биологический вид исчерпал себя, и открытия в области компьютерных и генетических технологий позволят преодолеть человеку свою природную ограниченность, создав искусственную форму жизни и разума. «Завершается медленный этап эволюции разума в форме человека как биологического вида – и начинается новый этап ускоренной эволюции разума в виде информационно-кибернетических систем…» [4]. Отношение большинства ученых к подобным прогнозам весьма сдержанное [5]. Они не отрицают важности обсуждения проблемы совершенствования человека, но призывают к осторожности в оценках возможностей новейших технологий, которые в себе несут опасности и риски для будущего человека и человечества.

Список использованной литературы:

1. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. – М.: «Издательство ACT», 2002. – 557 с.

2. Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 3-17.

3. Фомин М.В. Технологии качества жизни и постиндустриальная эпоха // Вопросы философии. 2016. – № 3. – С. 139-146.

4.Эпштейн М.Н. Творческое исчезновение человека. Введение в гуманологию // Философские науки. – 2009. – № 2. – С. 91-105.

5. Воронин А.А. Совершенствование человека // Вопросы философии. – 2015. – № 8. – С. 203-207.

Овчарова Т.Н., Овчаров А.О.


Комментировать


2 × = двенадать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru