Повседневность как источник вдохновения

Самосовершенствование в чтении: перечитывание + усердие = успех!

Самосовершенствование в чтении: перечитывание + усердие = успех!

Ключевые слова: повседневность, вдохновение, творчество, искусство. Keywords: daily, inspiration, creation, art.

Аннотация. В статье рассматривается связь окружающей действительности и творчества. Особое внимание уделяется внутреннему миру личности и запуску механизма вдохновения. Выявлены основные аспекты обыденности, дающие толчок к творчеству. Ставится задача определить структуру идеи, стимулирующее вдохновение. Жизнь вокруг нас богата, она дает нам множество тем для творчества. Окружающий мир сам осуществляет толчок в потребности выражения своих чувств человеку. Все, что мы видим, чувствуем, о чем читаем, слышим, входит в наше сознание и остается там. Понятие личности свободы и таланта синонимичны. Робость и неумелость создают преграды для творческой деятельности. Художник обязан быть искренним. Он должен сам испытывать то чувство, которое хочет передать другим. Чем чувство его будет сильнее, тем легче его будет понять зрителю. Так импрессионисты стремились передать в своих работах живость красок, запечатлеть в холсте мгновение, кусочек сиюминутной жизни.

Как только зритель, слушатель, читатель почувствует, что художник с искренним удовольствием создавал произведение, то и ему самому перейдет та часть наслаждения, что испытывал художник в процессе создания. Искусство есть душа творца, состояние души художника. Бате так излагал свои мысли: «Искусство состоит в подражании красоте природы и цель его есть наслаждение». Художник может полюбить любой предмет и передать свое видение этого предмета в свое произведение, передать его исключительность. Например, Клод Моне очень любил в своих работах использовать один и тот же предмет в разных состояниях. Такие как, стога сена в разные времена года, собор парижской богоматери в разное время дня. А Жан Поль Сезанн очень любил писать яблоки. Кажется, обычные яблоки, но именно в них черпал свое вдохновение художник, они были частью его повседневности. По мнению итальянского эстетика Пагано, искусство есть соединение в одно красот, рассеянных в природе.

Именно этим и занимались импрессионисты в своем творчестве. Вдохновение рождается только тогда, когда перед творческим процессом художник будет жить всеми сторонами естественной, свойственной всем людям жизнью. Он будет черпать из окружающего свои образы, запоминая яркие события, запоминая людей, оставившие какой либо интерес для него самого. Мимолетная улыбка проходящего мимо человека может вызвать самые искренние чувства, способствующие созданию произведения. Так многими признанный шедевр Леонардо да Винчи портрет «Моны Лизы» таит в себе загадочную улыбку, пронизанную таинственностью. Мир необъятен, мир в движении, неповторим. Так и неповторимы идеи и образы. У каждого творческого человека своя судьба, своя жизнь, свое видение жизни. Так и его видение окружающих предметов, окружающих людей, красот природы неповторимы в творениях. «Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» – так отзывался художник Эдвард Мунк о своей жизни. Все произведения его пронизаны страхом, болью и отчаянием. Художник сумел в своих работах передать зрителю те чувства, которые человек старается избегать, так как они вызывают у него дискомфорт. Но и подобные явления жизни могут стать источником вдохновения.

Шлегель считал, что красота в искусстве понимается слишком неполно, односторонне и оторвано. Красота находится не только в искусстве, но и в природе, в любви, так что истинное прекрасное выражается в соединении искусства, природы и любви. Красота для людей кажется чем-то характерным и гармоничным. Чувство тишины, чувство покоя, чувство любви – все это искусство. Вызванное в себе испытанное чувство и переданное с помощью звуков, линий, слов, движений – это и есть деятельность искусства. Можно по–разному смотреть на окружающий мир: смотреть с вниманием, анализируя и запоминая увиденное, а можно смотреть не проявляя интереса к тому, что ты видишь. Для создания произведения нужно глубоко понимать изображаемое, чувствовать интуитивно и со знаниями проникать в сущность. Поэтому для каждого автора нужны и научные знания. Леонардо да Винчи в своем «трактате о живописи» говорит именно о таком глубочайшем проникновении в суть жизненных явлений, о постоянном общении с действительностью. В природе каждый предмет имеет цвет и форму. Но цвет предметов в разных условиях подвергается изменению. Такие явления в природе проявляются постоянно, иногда они еле уловимы глазом.

Это и дает художнику большие возможности для создания своих работ. Так импрессионисты использовали в своих работах «чистые» цвета, клали на холст рядом друг с другом контрастные мазки и цвета смешивались не на холсте, а в глазах у зрителя. Заглянув в чулан и увидев в нем старые, потрепанные вещи, взглянув на них по–новому, увидев их неповторимость, можно создать гениальное произведение. Автор захочет показать зрителю, что красоту можно разглядеть в любом месте, в любом предмете, в любом состоянии. Настоящий художник увидит прекраснейший образ в самом простом предмете. Обычная железная кружка наполнена бликами, наполнена целым миром в отражении. Какое разнообразие материала, формы, размеров, какое богатство цветов может предоставить один простой кухонный натюрморт, составленный мастером. Современный художник Карен Онил черпает свое вдохновение в простых бытовых натюрмортах. Благодаря искусству могут быть переданы самые добрые, самые чистые, самые дурные и низкие чувства. Из самого безобразного предмета художник может сотворить неповторимый образ. Например, Энди Уорхол создал культ из банки Coca Colla, а Марсель Дюшан купил унитаз, написал на нем три вопросительных знака, назвал фонтан и выставил в качестве экспоната.

Эти художники являются примером того, что из самых обычных предметов быта человека можно сделать культовый предмет искусства. Видеть, знать и уметь – это три ступени познания внешнего мира. Для плодотворной работы творцу необходимы такие навыки, как сосредоточенность, ясность ума, увлеченность. В процессе творческому человеку не должны мешать бытовые действия, он должен полностью с головой уйти в работу, раствориться в своем произведении. Вдохновение приходит внезапно, даже во сне. Стоит только отбросить все обыденные заботы и погрузиться в желаемый объект, погрузиться мыслями в процесс создания произведения. Мысленно представить конечный вариант творения, представить завершенную работу – и вот художник уже работает не покладая рук. Полнота сил, свежесть идей и переполненность чувств, процесс переживания этих чувств и есть вдохновение. Часто оно сопровождается какими – то неблагоприятными моментами в жизни.

Преодалев и забыв о них, художник как бы возрождается, воскрешается как птица Феникс, получает умиротворение, чувствует полноту сил, полноту жизни. Это приводит к активной творческой деятельности. Пережив яркие, приятные моменты жизни художник стремится как можно быстрее запечатлеть их, передать ощущение радости другим людям через свои произведения, оставляя в материальной ощутимой форме, как бы пытаясь дать им новую, долгую жизнь. Таким образом, можно утверждать, что повседневность является источником вдохновения для художника, в широком смысле этого слова. Он получает силы, энергию из всего, что его окружает: предметы быта, природа, люди, животные, негативные и позитивные эмоции, сама жизнь.

Соснина Евгения Викторовна
Научный руководитель: А. В. Бернатоните, канд. искусствоведения, доцент


Комментировать


+ четыре = 12

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru