Подросток и компьютер: от увлечения к зависимости | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Подросток и компьютер: от увлечения к зависимости

Помогают ли компьютеры детям?

Помогают ли компьютеры детям?

Аннотация: В статье раскрываются сущностные характеристики компьютерной зависимости, а также специфические особенности ее негативного влияния на психологическое состояние и личность подростка; кроме того, в данной статье описываются результаты констатирующего эксперимента, проведенного на первом этапе исследовательской работы.

Частично затрагиваются содержательные аспекты профилактики компьютерной зависимости в условиях общеобразовательной школы, а также определяются наиболее важные направления реализации социально – педагогической программы профилактики компьютерной зависимости. Ключевые слова: подросток, компьютер, компьютерная зависимость, профилактика компьютерной зависимости.

На современном этапе развития общества проблема компьютерной зависимости подростков приобретает особую значимость. Обширное применение компьютерных технологий, распространение компьютерных игр и, конечно же, Всемирная сеть – Интернет: все это оказывает большое влияние на современных детей и подростков. Исследование по данной проблеме особенно актуально в настоящее время по причине того, что для большинства людей компьютер стал неотъемлемой частью жизни. Компьютерные технологии постепенно вытесняют и заменяют человеку друзей, родных, жизненные ценности и многое другое. На первый взгляд, пристрастие к компьютеру не является таким опасным, как, например, алкоголизм или зависимость от психоактивных веществ. Однако это суждение смело можно назвать ошибочным.

На сегодняшний день, в мире высоких технологий и инноваций, компьютерная зависимость формируется гораздо быстрее, чем любая из перечисленных, кроме того, «жертвой» этой проблемы может стать практически любой человек, независимо от возраста. Наиболее пагубное влияние такая «зависимость» оказывает на психологическое состояние подростков, у которых еще не сформирован социальный опыт и целостная картина мира. У подростков, прикованных к компьютеру, нарушается социальная адаптация, им становится трудно находить общий язык с окружающими людьми. Такие социально значимые вещи, как учеба, семья перестают иметь для них значение.

Происходит негативное влияние на учебную и социальную сферы деятельности [1]. Отсюда следует вывод, что с каждым годом возрастает необходимость профилактики компьютерной зависимости у подростков, о чем свидетельствуют также и результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента. В эксперименте принимали участие учащиеся 7а класса МБОУ «Куединская СОШ № 1 им. П. П. Балахнина» в количестве 24 человек. Первая диагностика, которую мы использовали в ходе исследования – «Диагностический опросник Интернет – аддикций (ДИА)» А.Л. Каткова, Ж.Ш. Амановой. Данный опросник показал, что у 37, 5 % (9 человек) подростков признаки Интернет – зависимости отсутствуют, у такого же процента подростков отмечены начальные этапы формирования Интернет – зависимости и у 25 % (6 человек) зависимость данного типа полностью сформирована. Отсюда следует, что больше, чем у половины опрошенных подростков (62,5 %) имеется тенденция к развитию компьютерной зависимости. Следующая диагностика, которую мы проводили в рамках констатирующего эксперимента – «Тест на Интернет – зависимость» Лоскутовой В.А.

По результатам проведенной диагностики 33, 3 % (8 человек) подростков набрали меньше 20 баллов – это свидетельствует о том, что у них нет Интернет – зависимости. Однако же, большинство подростков из диагностической выборки, а именно 54, 2 % (13 человек), очень много времени проводят в Интернете. Таким образом, можно говорить о наличии у них начальных признаков формирования Интернет – зависимости. И, наконец, на 12, 5 % (3 человека) из числа продиагностированных подростков Интернет оказывает значительное влияние и является причиной некоторых проблем. Последняя диагностика, которую мы проводили в ходе эксперимента – анкета на выявление компьютерной зависимости у подростков «Компьютер в моей жизни», была разработана самостоятельно с учетом всех требований.

В целом, проанализированные данные анкеты позволили выявить некоторое количество подростков, для которых компьютер и Интернет являются единственной альтернативой проведения свободного времени. К ним относятся учащиеся в количестве 15 человек, то есть – это больше половины из числа опрошенных подростков, а именно – 62, 5 %. Качественный и количественный анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующие выводы: компьютер и Интернет без сомнения стали неотъемлемой частью жизни подростков, а современные компьютерные технологии существенно изменили структуру досуга современных детей.

И в этой связи, сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь содержательные аспекты пользования компьютером и его ресурсами. По результатам констатирующего эксперимента, нами была разработана социально – педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости подростков в условиях общеобразовательной школы.

Целью данной программы является предупреждение компьютерной зависимости у подростков посредством изменения их ценностного отношения к окружающей действительности и повышения интереса к активной здоровьесберегающей досуговой деятельности. Реализация программы предусматривает работу по следующим направлениям: 1) работа с учащимися, ориентированная на организацию досуга подростков, не предусматривающего использование компьютера; 2) работа с родителями учащихся, предполагающая вовлечение их в воспитательный процесс и внеучебную деятельность подростков.

В настоящий момент данная программа находится на стадии реализации, таким образом, доказать ее эффективность невозможно.

Список литературы 1. Кочина М.Л., Подригало Л.В., Синайко В.М., Яворский А.В. и др. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков // ШСН. психоневрологи. 2011. № 1. С. 23-26.

Гайнулина Е.А.
, Федотова Е.О.


Комментировать


семь − = 2

Яндекс.Метрика