Политик, руководитель, стратег: как учат этому в университетах | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Политик, руководитель, стратег: как учат этому в университетах

1

В необходимости и важности подготовки современных компетентных специалистов муниципального, регионального и национального уровня не сомневается никто. Кто будет лучшим руководителем региона — экономист, социолог, юрист, дипломат или математик? Для ответа на данный вопрос нужно знать весь спектр вопросов, решаемых руководителем, то есть сформировать перечень компетенций, овладение которыми рекомендовано тем, кто хочет заниматься решением социально-экономических задач и достижения целей государственного (федерального, регионального, муниципального) управления и развития. В условиях нерыночной экономики руководителей разного уровня готовили в партийных и профсоюзных высших школах.

В условиях рыночной экономики профессия «государственного служащего» приобрела особое значение и регулируется федеральными законами: «О системе государственной службы РФ» (ФЗ № 58 от 27.05.03), «О государственной гражданской службе РФ» (ФЗ № 79 от 27.07.04). Уровень профессионального образования относится к числу квалификационных требований к должностям государственной службы.

Наиболее распространенным соответствием такого образования представляется подготовка по специальности, а теперь направлению подготовки (бакалаврского, магистерского уровня) «Государственное и муниципальное управление» (профиль «Государственная и муниципальная служба»). Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) данного направления содержат такой набор навыков и компетенций, освоив которые выпускники будут способны разрабатывать и руководить реализацией программ социально-экономического развития федерального, муниципального и местного уровня. Кроме того, статус государственного служащего имеют возможность получить статистики (направление «Экономика», профиль «Статистика»), работающие в территориальных комитетах федеральной службы государственной статистики. Направление «Политология» (бакалаврского, магистерского уровня) по наименованию представляется наиболее приближенной к политическим наукам, к практической политике.

Содержание программы подготовки политологов включает такие дисциплины: теория политики, политическая психология, политическая философия, политический менеджмент, история политических учений, мировая политика и международные отношения, современная российская политика, др. Таким образом, к государственной службе готовят менеджеров, экономистов и политологов. Привлечение к работе на высших должностях государственной службы требует более серьезной подготовки, опыта и, безусловно, зависит от личности кандидата. В ближайшем будущем, с принятием четвертого поколения ФГОС и появлением укрупненных групп направлений подготовки (УГНП), государственных служащих будут готовить вузы, в которых будет производиться обучение по таким УГНП как «Экономика и управление», «Политические науки и регионоведение». При этом, естественно предположить, что компетентные юристы, физики, геологи, инженеры, врачи смогут, как и ранее, выполнять государственно значимые функции в ранге министров, мэров и губернаторов, руководителей правительственных и региональных комитетов.

Во Франции понятие «политические науки» — это важнейший образовательный багаж, набор знаний, необходимый для занятия должностей, направленных на принятие решений, значимых для социальных и экономических общностей, коллективов людей (будь то мультинациональное предприятие, город, округ или страна).

Политическая наука (науки), на наш взгляд, должна рассматриваться как синтез совокупности знаний из области права, экономики, управления предприятием, социологии, философии, истории, географии, иностранных языков, вопросов обеспечения внешней и внутренней безопасности, эффективных форм государственного управления, отношений между государствами, знание функций и решений международных организаций, понимание значимости отдельных регионов и видов экономической деятельности в стране, принятой политической идеологии. Французская система высшего образования имеет особый вид образовательных учреждений — институты политических наук, известные под брендом «Сьянс По». Институты Сьянс По (Instituts des Sciences Politiques, IEP), далее — Национальная школа администрирования (Ecole nationale d’Administration, ENA) — таковы образовательные ступени большинства французских президентов, нынешних руководителей таких международных организаций как ООН, МВФ, ВТО. Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ) осуществляет образовательную деятельность по широкому списку направлений и профилей подготовки бакалавров и магистров. После завершения реструктуризации СПбГЭУ (в результате слияния Финэка и Инжэкона и присоединения ГУСЭ) количество реализуемых направлений/специальностей увеличилось более чем в 2 раза. Университетом реализуется вся номенклатура социально-экономических направлений и специальностей подготовки студентов.

В настоящее время вуз реализует обучение по 36 направлениям бакалавриата, 21 направлению магистратуры, при этом около 75 % студентов обучаются по социально-экономическим направлениям подготовки, которые остаются для вуза приоритетными. Наряду с подготовкой бакалавров и магистров государственного и муниципального управления, экономики, менеджмента, лингвистики, бакалавров международных отношений, в СПбГЭУ уделяется большое внимание вопросам интернационализации образования в рамках реализации программ двойного диплома, завершаемых выдачей дипломов бакалавров и магистров РФ и страны вуза-партнера. СПбГЭУ реализует широкий спектр международных образовательных программ с вузами Франции, Германии, Италии: 3 бакалаврские программы (получение европейского диплома в Санкт-Петербурге), 5 магистерских программ двойного диплома. В настоящее время СПбГЭУ имеет договора о научном или образовательном сотрудничестве с 250 зарубежными учебными заведениями. В университете обучается более 1600 иностранных граждан, по иностранному контингенту вуз входит в десятку российских вузов. Более 330 человек проходят обучение в рамках программ двойных дипломов. Вуз имеет высокие показатели академической мобильности, которые свидетельствуют о планомерном процессе интернационализации образования в университете. Долгосрочная мобильность: выезд — 350 человек в год, прием — 400 человек в год; краткосрочная мобильность 500 человек в год.

Эксперты СПбГЭУ принимали участие в работе крупнейших международных образовательных проектов (Tempus, TACIS, Erasmus Mundus, PROMETEE, RECEP и других). Многолетнее франко-российское образовательное сотрудничество, начатое в начале 1990-х гг., характеризуется всеми направлениями межуниверситетских отношений: партнеры совместно организуют международные конференции в России и во Франции; созданы и успешно реализуются программы двойного диплома с университетами Гренобля. Парижа, Анжэ; успешно защищены 4 совместные докторские диссертации, с присвоением российским ученым французской степени доктора наук; более 800 выпускников совместных программ, получившие французские дипломы бакалавра (Licence), специалиста (Maitrise), магистра (Master), успешно трудоустроены, занимая руководящие посты в мультинациональных компаниях, органах государственной власти, университетах; совместное признание заслуг с присвоением званий почетного доктора университета-партнера (Жак Фонтанель, Клод Курле, Леонид Тарасевич) и присвоения званий кавалера (Нинциев К.Х., Круглов В.В., Галенко В.П., Кручинина А.А., Бурова Н.В.), офицера (Клементовичус Я.Я.) и командора (Тарасевич Л.С., Максимцев И.А.) Ордена Академических Пальм Франции.

Положительная динамика развития профессиональной карьеры выпускников российско-французских программ свидетельствует о правильно выбранной стратегии вузов-партнеров на формирование специалистов с межкультурными компетенциями, с воспитанием лидерских качеств и умения работы в команде, с углубленным освоением определенной области знаний (экономики или менеджмента), с созданием сети единомышленников, коллег и друзей. В развитие содержательного спектра образовательного сотрудничества, в 2013 году СПбГЭУ подписал соглашение о порядке реализации новой российско-французской бакалаврской программы совместно с Институтом Политических Наук (Сьянс ПО) Гренобля, целью которой является подготовка будущих государственных служащих, всесторонне развитых и способных осуществлять профессиональную деятельность на должностях государственной гражданской службы, на должностях муниципальной службы, в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научно-исследовательских и образовательных организациях, в политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях, как в РФ, так и за ее пределами.

Учебный план подготовки, реализуемый на английском, частичнофранцузском и русском языках, составлен таким образом, чтобы за три года обучения студенты овладели компетенциями, позволяющими получить французский диплом Сьянс По (аналог бакалаврского уровня). Поскольку в РФ бакалаврский уровень подготовки предусматривает четырехлетнее обучения, на данную программу отбор производится из числа студентов 1-2 курса, то есть прошедших уже как минимум один год университетского образования. Новая программа «Политические науки и международные отношения» призвана сформировать когорту выпускников, которые будут способны учитывать всю мультидисциплинарную совокупность факторов в целях нахождения наиболее адекватных путей достижения коллективно значимых целей.

Особенностью всех программ двойного диплома СПбГЭУ является обучение на иностранном языке, международный состав профессорско-преподавательского состава, академическая мобильность в вуз-партнер. В планах развития сотрудничества CПбГЭУ со Сьянс По (Гренобль) — создание совместной магистерской программы подготовки. Многолетнее франко-российское образовательное сотрудничество способствует тем самым дальнейшей интеграции университета в европейское и мировое образовательное пространство, повышению качества образования и подготовке специалистов новой формации.

Список использованной литературы

1. FONTANEL J. Les sciences politiques, ou l’apprentissage de la prise de décision fondée sur une synthèse pluridisciplinaire des faits et sur des objectifs collectifs interactifs// «Besoin en nouveaux cadres pour les ad￾ministrations publique et la société civile: la politique et l’économie»: Actes de la conférence scientifi que et pratique internationale. — СПб.: СПбГЭУ. — 2015.

2. БУРОВА Н.В. Влияние иноязычной среды на личностно-профессиональное развитие учащихся: опыт международных образовательных программ СПбГЭУ. Создание искусственного иноязычного окружения как один из факторов активизации учебной деятельности: материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). — СПб.: СПбГЭУ, 2014.

3. БУРОВА Н.В., ГЕРАСИМОВА М.Г., ДРУЗЬ И.А. Программа «Финансовый менеджмент, учет и управление рисками»: эффективное российско-французское сотрудничество в области образования. — Финансовые рынки Европы и России. Устойчивость национальных финансовых систем: поиск новых подходов: сб. материалов III Межд. науч.-практ. конф. — СПб.: СПбГУЭФ, 2012.

4. МАКСИМЦЕВ И.А. Флагман отечественного экономического образования. — Социология образования. — 2014. — № 1. 5. МАКСИМЦЕВ И.А., СУЩЕВА Н.В. К вопросу о модернизации высшего образования в России. — Финансы. Экономика. Стратегия. — 2014. — № 3.

Максимцев И.А., доктор экономических наук, профессор, ректор СанктПетербургского государственного экономического университета
Фонтанель Ж., доктор экономических наук, профессор, Университет Пьер Мендес Франс, Гренобль, Франция
Бурова Н.В., доктор экономических наук, профессор, директор МИЭП СанктПетербургского государственного экономического университета

 


Комментировать


6 − = ноль

Яндекс.Метрика