Понятийное оформление «ресурсной парадигмы» мирового обустройства | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Понятийное оформление «ресурсной парадигмы» мирового обустройства

1

Ключевые слова: ресурс, политический ресурс, геостратегический ресурс, геоэкономический ресурс, сырьевой ресурс, цивилизационный ресурс, трудовой ресурс. Keywords: resource, political resource, strategic resource, geo-economical resource, raw material resource, civilization resource, labor resource.

Генезис научного познания предопределяет не только поиск интеллектуальных новаций в области нового знания, но и внесение существенных корректив в понятийный (категорийный) аппарат, соотнесенный с той или иной дисциплиной (проблемой, парадигмой). И дело здесь не в том, что каким-то образом устаревают те или иные понятия. Они были рождены и соответствовали тому уровню развития определенной научной сферы, для которой они предназначались и, в принципе, выполняли свою миссию как «языка», адекватного той или иной парадигме.

Это в полной мере относится к формирующейся на наших глазах ресурсной парадигме мирового обустройства. Чтобы понять ее природу, ее методологические и концептуальные положения, необходимо выработать адекватную ей терминологическую оболочку. В данной статье предпринята попытка дать основополагающие понятия этой нарождающейся парадигмы. Подходя к оценке общей ресурсной картины мира, следует в первоочередном порядке обратить внимание на ресурсные блоки, необходимые для функционирования мировой воспроизводственной цепи. Среди них: политический ресурс, геостратегический (военно-политический) ресурс, геоэкономический ресурс, трудовые ресурсы, региональные (интеграционные) ресурсы, ресурс геофинансовый, сырьевой, производственный, транспортно-коммуникационный, экологический, природно-климатический, цивилизационный, культурологический, информационный, инновационный1 . Развернем отдельные из вышеотмеченных ресурсных категорий, показав их смысл, и дадим к ним ряд комментариев.

Политический ресурс относится к одной из важнейших ресурсных составляющих при движении к тем или иным конечным целям и представляет собой качественную и количественную меру в форме политического задела и возможностей обеспечения (политического сопровождения) прорыва к мировому доходу при выходе субъектов мирохозяйственного общения (интеграционных группировок и союзов, транснационализированных структур, национальных экономик и их хозяйствующих субъектов и др.) на мировую арену и оперирование на геоэкономической карте мира с использованием высоких геоэкономических и геофинансовых технологий. В практической плоскости – дипломатическое сопровождение, включая «народную дипломатию» при реализации национальных, региональных или глобальных геоэкономических проектов. Рассмотрим роль и место политического ресурса в мировой хозяйственной практике на примере нашей страны. Формирование и реализацию государственной политики, а также нормативно-правовое регулирование в сфере международных экономических отношений России осуществляет Министерство иностранных дел и его структуры.

Свою работу они ведут с учетом «…стремительно меняющейся обстановки как в отдельных регионах, так и в мире в целом, трансформирующихся реалий в конкретных странах и на площадках международных форматов. Реализация внешнеполитического курса и достижение поставленных целей осуществляются в сложной многогранной форме во взаимодействии с многочисленными государственными, общественными и предпринимательскими структурами»2 . Так, например, Россия в течение ряда последних лет последовательно наращивала усилия по углублению интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), который продолжает выполнять функцию «локомотива» глобального экономического роста. Динамичное развитие получил весь комплекс российско-китайских отношений доверительного партнерства и стратегического взаимодействия. Китай остается одним из ключевых внешнеторговых партнеров России, чему способствует эффективная реализация комплексной программы двустороннего культурно-гуманитарного сотрудничества.

Ведущийся многовекторный диалог с Индией в русле особо привилегированного стратегического партнерства двух стран, поддерживался многочисленными контактами по линии различных министерств и ведомств, в данный момент развивается парламентская дипломатия, особый акцент делается на научно-технические и культурные связи. В рамках многосторонних структур и форумов и в двустороннем формате проводится линия на формирование в АТР равноправной, внеблоковой и транспарентной архитектуры безопасности на основе принципов неделимости безопасности, приверженности международному праву, неконфронтационному отстаиванию национальных интересов. Существенным образом продвинулись отношения стратегического партнерства с Вьетнамом. Этому способствовал официальный визит Президента Российской Федерации В.В. Путина в Ханой (в ноябре 2013 г.), в ходе которого достигнуты договоренности об активизации сотрудничества по широкому спектру направлений.

Отношения со странами европейского континента развиваются с учетом долгосрочной задачи – создание условий для построения Большой Европы как подлинно единого экономического и гуманитарного пространства. Повышенное внимание МИД РФ уделяет вопросу поиска путей построения в Евро-Атлантике системы равной и неделимой безопасности с участием всех государств этого обширного региона. Следовательно, можно заключить, что деятельность структур МИД России в области экономической дипломатии концентрируется на политико-дипломатическом сопровождении значимых для страны проектов за рубежом, лоббировании интересов российских компаний, участвующих в зарубежных тендерах, на получении доступа к новейшим технологиям, поддержке экспорта российской высокотехнологичной продукции, оказании информационной, консульской и политической поддержки бизнессообществу. Геостратегический (военно-политический) ресурс выступает в качестве важнейшей компоненты в выстраивании современной системы международных отношений.

Важность и значимость этого ресурса определяется его функцией не только по защите интересов субъектов мирохозяйственного общения, но и поддержания (что особенно важно) баланса и равновесия в раскладе политических и экономических сил на мировой арене. В этом плане геостратегический ресурс выполняет сходную функцию с политическим ресурсом, однако он имеет сугубо специфическую особенность, вытекающую из военно-стратегической природы данного ресурса. Баланс и равновесие, достигаемые и сохраняемые под влиянием данного ресурса, поддерживаются на стабильном уровне путем так называемого «нависания» военной компоненты того или иного субъекта мирового общения над ареалом его функционирования. И если внимательно рассмотреть геоэкономические ареалы, центры мировой активности, ведущие страны-системы на мировой карте, то мы можем четко увидеть целые цепочки взаимоувязанных между собой пунктов дислоцирования различных военных структур и организаций как внутри тех или иных субъектов мирохозяйственного общения, так и по периметру ареалов функционирования.

Таким образом, геостратегический (военно-политический) ресурс – реальный военный потенциал, которым обладает тот или иной субъект мирохозяйственного общения; способность к быстрому реагированию при нарушении равновесия и стабильности функционирования в зонах влияния; качественная и количественная мера способности военной компоненты к быстрому реагированию, применяющаяся в условиях функционирования геоэкономических ареалов; способность к применению качественно новых видов борьбы, вытекающих из стратегии непрямых действий (кибер-ресурсы, информационные ресурсы, высокие геофинансовые технологии и т.д.). Следует отметить тенденцию усиления военно-политического ресурса на фоне обострения конкурентной борьбы за экономическое лидерство на локальном и глобальном уровнях. Геоэкономический ресурс в современном раскладе мировых сил выступает в качестве центрального приоритета не только при реализации тех или иных глобальных, региональных или национальных проектов, но и в формировании роли (статуса) того или иного субъекта международного общения.

Ему можно дать следующее определение: геоэкономический ресурс – качественная и количественная мера в форме экономического задела в современной его трактовке; наличие прорывных инновационных технологий, формирующих постиндустриальную ауру мирохозяйственного ландшафта, сопровождаемую наличием «тонкого знания» в области науки, менеджмента, образования, производства. Эти возможности обеспечивают (сопровождают) прорыв к мировому доходу при выходе интеграционных группировок, транснационализированных структур, национальных экономик и их хозяйствующих субъектов на мировую арену и оперирование на геоэкономической карте мира с использованием высоких геоэкономических и геофинансовых технологий. В практической плоскости – способность в сжатые сроки включаться в реализацию национальных, региональных или глобальных геоэкономических проектов и занимать при этом лидирующие позиции.

Субъекты, обладающие реальным геоэкономическим ресурсом в современном мире, выступают в качестве признанных лидеров на мировой хозяйственной, политической и военно-стратегической арене. Это, в свою очередь, предопределяет борьбу за геоэкономический ресурс участников мирового общения. Трудовые ресурсы занимают не менее важную часть общего геоэкономического подхода к ресурсной составляющей интернационализированных воспроизводственных систем. Мир пришел в движение, и одним из моторов, запустившим это движение, является миграция.

Миграционные потоки захлестнули практически все страны мира. На сегодняшний день количество мигрантов в мире составляет около 232 миллиона человек, что соответствует 3,2% всего населения нашей планеты1 . Из одних стран трудовой ресурс (в т.ч. интеллектуальный) катастрофически убывает, другие страны с трудом сдерживают миграционные потоки. На природе миграции сказывается и изменение климатических условий (опустынивание территорий, исчезновение водных ресурсов, эрозия почв и т.д.), социальные невзгоды, отсутствие работы, нищета, голод, формирование новых мировых точек роста (утечка умов, востребованность квалифицированных кадров и пр.).

В этой мировой сумятице очень важно выработать определенные стратегические ориентиры геоэкономического характера с тем, чтобы эффективнее использовать новые возможности, которые дает трудовой ресурс. Это затрагивает несколько сфер: 1) учет ментальности прибывающих миграционных потоков и их вписывание в сложившуюся этнонациональную, культурологическую, экономическую, локальную (местную) среду; 2) регулирование в сфере миграции, которое, в свою очередь, вызывает необходимость качественного преобразования миграционных институтов (служб); 3) оценка рисков от чрезмерного наплыва миграционных потоков в те области и регионы, где доля населения пропорционально к прибывающим миграционным потокам значительно ниже.

Трудовой ресурс 1) представляет собой часть глобального воспроизводственного ресурса, обслуживающего геоэкономические проекты, формируемые на базе интернационализированных воспроизводственных циклов и вносящие кардинальные изменения в социально–экономический ландшафт мира; 2) выступает как дополнительный значимый производственный фактор на всех стадиях воспроизводственного процесса, от его интеллектуального блока – проектного творчества, до менеджмента, эксплуатации, конвейерного производства, эксплуатации объектов, подготовки квалифицированных кадров и т.д.; 3) оказывает влияние на ментальную составляющую другой культурологической, цивилизационной, морально-эстетической, национальноэтнической ауры в национальной среде. Этот ресурс несет в себе ярчайшую социальную нагрузку, что предопределяет его место в стратегическом планировании развития не только в локальных, региональных экономических анклавах, но и в глобальной системе в целом. Далее приступим к дефиниции сырьевого ресурса.

Сырьевой ресурс – 1) в геоэкономическом измерении – это источник мировых воспроизводственных интернационализированных циклов; 2) структурированная форма, которая подразумевает комплекс (набор, пакет, шкалу) различных видов ресурсов как естественного (природного) происхождения, так и искусственного; 3) фактор планирования развития субъектов мирохозяйственного взаимодействия как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, а также дающий основания для поиска недостающих ресурсных звеньев на базе развития международных кооперационных связей с учетом взаимодополнения ресурсных статей; 4) один из факторов, предопределяющих геополитический климат с учетом ограниченности, убывания ресурсных статей естественного происхождения, что вызывает напряженность и обусловливает поиск необходимых мер консолидации ресурсов в целях достижения геоэкономических балансов. Вышеотмеченная многофакторная структура понятия сырьевого ресурса требует очень тщательного и внимательного отношения к нему.

Это имеет особое значение для тех стран, специализация которых предопределена в силу природных условий теми или иными статьями ресурсного спектра. Ярким примером такой специализации являются страны, которые обладают огромными запасами важнейших ресурсных статей: Россия, Саудовская Аравия, Австралия, Китай, Норвегия, Венесуэла, Катар1 и др.

В отношении этих стран просматривается и зависимость пополнения национальных бюджетов от экспортных статей. Серьезные трансформации в период до 2040 г. предстоят в мировой торговле энергоресурсами. Важнейшую роль в изменении направлений поставок сыграет растущая самообеспеченность Северной Америки благодаря производству нетрадиционных ресурсов нефти и газа. С другой стороны, быстрые темпы роста энергопотребления в развивающихся странах Азии потребуют существенного увеличения поставок в бассейн Тихого и Индийского океанов. Европейская зависимость от импорта сырой нефти несколько снизится в период до 2020 г., что, однако, будет связано не с позитивными процессами энергосбережения, а с ростом добычи нефтяного сырья в Норвегии за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений и ожидаемых снижений объемов европейской нефтепереработки. Прогнозируется достаточно сильное перераспределение в структуре используемых возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Если в настоящее время в региональном потреблении доминируют твердые виды биотоплива (дрова, отходы и пр.) и гидроэнергия, то к 2040 г., преимущественно в странах ОЭСР, на первые позиции выйдут ветряная, солнечная и другие виды энергии, направленные на производство электроэнергии и тепла (кроме гидроэнергии) 2 . Далее следует остановиться на общей характеристике производственного ресурса. Производственный ресурс – это ресурс, основывающийся на использовании всех видов ресурсов в производственном процессе; это центральное звено интернационализированных воспроизводственных систем; это ресурс, максимально чувствительный к инновационным прорывным технологиям по всему воспроизводственному циклу; это источник формирования ресурсной составляющей воспроизводственного цикла.

В современном мире обладание производственным ресурсом в его высокой завершенной форме служит действенным рычагом не только продвижения экспортной товарной массы на передовые рыночные позиции, но и, в целом, обретения высокого статуса в раскладе глобальных экономических сил. Здесь отмечается и широко проявляет себя всеобщая тенденция мирового развития через: 1) специализацию, 2) унификацию, 3) стандартизацию. 1. Что касается специализации, то в мире сформированы и продолжают развиваться уникальные центры производственного ресурса (индустриальная зона Пудун (Шанхай, Китай), аэрокосмический кластер Airbus (Франция), Новый район Уси (провинция Цзянсу, Китай) и др.). Следует подчеркнуть, что в качестве производственного ресурса выступает не весь ареал производственного развития, а особая организационно-функциональная структура в нем.

Данная специализация вызывает совершенно новый тип общественного разделения труда – налаживается взаимодействие (сотрудничество) данных структур на мировом уровне и, следовательно, формируется новый тип товара – товарные формы высокого (тонкого) знания, с соответствующими конъюнктурой, структурой цен и методами ценообразования. Большого успеха добились в Китае, создавая производственные кластеры. «Китайская модель» предполагает большую роль государства, в первую очередь, государственную инициативу при создании кластеров.

Государство определяет конкретный регион страны для производственного кластера какой-то одной отрасли, либо смежных отраслей. Правительство финансирует формирование кластеров при помощи грантов1 . Ряд кластеров начинался с простой кооперации нескольких небольших организаций, впоследствии удачно использовавших правительственные дотации. Другой вариант создания кластеров в Китае – опора на иностранные производства. В этом случае кластер формируется стихийно вокруг крупного завода с иностранным участием. 2. По своей природе унификация всегда сопровождает процесс специализации. Но здесь есть свои особенности.

Они связаны с тем, что выделяются центральные блоки производственного ресурса и в процессе международной кооперации и обмена в этой сфере они принимают некоторую единую, однородную, унифицированную форму. Унификация, как правило, идет внутри специализированных форм, но и это достижимо лишь при постоянном присутствии участников инновационного рынка на мировой хозяйственной арене. 3. В какой-то степени с унификацией увязывается и стандартизация.

Экспортная стратегия выработала особый подход к разработке технических регламентов экспортных статей. В мировой системе ресурсов особое место занимает транспортно-коммуникационный ресурс. Транспортнокоммуникационный ресурс – 1) стратегически значимый фактор географического типа, предопределяющий роль и место территории в реализации инфраструктурных транспортно-коммуникационных проектов; 2) один из мощных рычагов выхода субъектов мирохозяйственного общения на глобальный статусный уровень; 3) фактор, влияющий на социально-экономический климат локальных территориальных систем (регионов, областей, стран, и т. д.); 4) мобилизующий фактор структурного преобразования посредством участия в продвижении мировых товарных потоков и выступающий как неотъемлемое звено в транспортно-коммуникационной интернационализированной кластерной цепи. В формировании среды, в которой функционируют мировые воспроизводственные системы (циклы), одно из центральных мест занимает экологический ресурс.

Широкомасштабное наступление техногенной модели развития на среду обитания человека все более рельефно очерчивают границы и пределы вписывания тех или иных проектов в природный ландшафт, в этом отношении вся мировая экологическая карта уже четко подразделяется на страны, практически потерявшие экологический ресурс из-за безудержного наступления постиндустриализма на природный ландшафт, и страны, практически сохранившие в первозданном, экологически чистом виде огромные природные ареалы и регионы. Для стран, относящихся ко второму типу, экологическая составляющая превращается в мощнейший геоэкономический стимул развития посредством наращивания и сохранения природного ландшафта, путем стимулирования разработки и внедрения экологически чистых технологий, производства экологически чистых продуктов, и, соответственно, занятия лидирующих позиций в этой нише мирового хозяйствования.

Исходя из этого, представляется уместным сформулировать понятие экологического ресурса в геоэкономическом измерении: Экологический ресурс – состояние экологической среды, требуемое для реализации глобальных, национальных и региональных масштабных проектов; сложившийся баланс между затратами на осуществление тех или иных проектов и затратами на восстановление экологии в данных регионах; возможность использования экологической составляющей в качестве геоэкономической доминанты и рычага при включении в мировые воспроизводственные циклы, в которых воспроизводится не только товарная масса, но и качество жизни населения тех регионов, через которые проходят мировые воспроизводственные конвейеры. Характерным моментом является то, что механизм оперирования экологическим ресурсом централизован.

Согласование действий осуществляет государство, создавая, с одной стороны, законодательную базу, а с другой – следя за исполнением законов. Причем исполнение законов заключается не только в отслеживании отклонений в деятельности экономических субъектов, но и в разработке рекомендаций, направлений, конкретных мероприятий для рационального использования экологического ресурса. Таким образом, государство обеспечивает рациональное оперирование экологическим ресурсом, поддерживая баланс между расходованием и воспроизводством ресурса. Отсюда следует и двойственная природа экологического ресурса, который, с одной стороны, является общественным достоянием, а с другой – может иметь конкретного собственника, которому общество в лице государства в обмен на конкретные обязательства доверяет управление соответствующим ресурсом. Экологический ресурс представляется важным инструментом, эффективное оперирование которым позволяет странам наращивать свои конкурентные преимущества во внешнеэкономической сфере и гармонизировать внутренний хозяйственный ландшафт.

В условиях интенсивного наступления техногенной модели на природу и среду обитания человека особое значение приобретает природно-климатический ресурс, в отношении которого можно отметить следующее: 1. Геоэкономическое обустройство того или иного региона необходимо организовывать путем формирования системы как масштабных, так и локальных проектов кластерно-сетевого типа, согласовывать с природноклиматическими особенностями данного региона. 2. На мировом хозяйственном ландшафте постепенно формируются субъекты мирохозяйственного взаимодействия, базовым ресурсом которых является природно-климатический ландшафт в его сохраненном (нетронутом) виде. Это накладывает особый отпечаток на характер и структуру геоэкономических проектов, применительно к данным ареалам (формирование парковых ландшафтов и зон с соответствующей инфраструктурой, туристических комплексов, гостиничного и кемпингового хозяйств, инфраструктуры занятости населения и т.д.).

И, наконец, остановимся на характеристике цивилизационного ресурса. Цивилизационный ресурс – это составная часть (общий атрибут) цивилизационных моделей, отражающая специфику отношений к национальным, локальным и глобальным воспроизводственным цепям; среда, дающая определенную окраску воспроизводственному циклу, либо его определенным звеньям, влияющая на маршруты прохождения производственных циклов и сопровождаемая асистемными эффектами от инновационной, инвестиционной и производственной деятельности на мировой арене. Цивилизационный ресурс проецируется на другие ресурсы и через него выявляется значимость, ценность того или иного ресурса для цивилизационной системы.

На обмен ресурсами между системами накладывает отпечаток разница между цивилизациями. При заключении внешнеторгового контракта стороны сделки, принадлежащие к разным цивилизациям, должны учитывать особенности цивилизационного ресурса, которые воздействуют на цену сделки, объемы, и, даже, на ее допустимость.

Важным моментом является то, что ресурсная структура мировых воспроизводственных циклов вызревает (принимает свою завершенную форму) только тогда, когда она опосредуется адекватной ей ресурсной средой. И здесь представляется уместным дать определение ресурсу как научной категории.

Ресурс — 1) совокупность средств и их источников, предопределяющих реализацию моделей стратегического развития; 2) потенциал, который может быть задействован при решении как среднесрочных, так и долговременных задач выхода на новый уровень взаимодействия с внешним миром; 3) компонент, определяющий внутреннюю политику по преобразованию сложившегося уклада и продвижения к новым равновесным позициям в развитии национальных систем. *** Таким образом, рассмотренный понятийный (категорийный) аппарат, в определенной степени раскрывающий природу и смысловые аспекты ресурсной парадигмы, в первом приближении формирует тот новый «язык», который выполняет функцию своеобразной кристаллической решетки, в узлах которой находятся «ресурсные термины», предопределяя единство новой сферы научного знания – ресурсной парадигмы, и, в то же время, превращая ее в самостоятельную научную дисциплину.

Орлова Н.Л.


Комментировать


5 × = тридцать

Яндекс.Метрика