Правовая культура россиян и неформальные институты | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Правовая культура россиян и неформальные институты

Аннотация. В данной статье анализируются отдельные значимые аспекты правовой культуры россиян. Сделаны выводы о низком уровне неприятия россиянами коррупции, о малом стремлении защищать политические права и свободы. Указано на высокий уровень доверия россиян к неофициальным институтам. Сделан вывод о возможности заимствования неформальных практик при создании правовых норм.

Ключевые слова. Правовая культура, институты, подход, трудности, приверженность, неформальные, криминал. RUSSIAN LEGAL CULTURE AND INFORMAL INSTITUTIONS Pakhomova Elizaveta Alexandrovna candidate of historical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of philosophy and social and legal Sciences of the Volga state Academy of water transport Rezanova Natalya Ivanovna candidate of cultural studies, associate Professor, associate Professor of the Department of theory and methods of physical culture and sports disciplines Vladimir state University Fomenkov Artjom Alexandrovich doctor of historical Sciences, associate Professor, Professor of the Department of history and theory of state and law Nizhny Novgorod Institute of management-branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration Abstract. This article analyzes some significant aspects of the legal culture of Russians. Conclusions are drawn about the low level of rejection of corruption by Russians, about the low desire to protect political rights and freedoms. The high level of trust of Russians in unofficial institutions is indicated.

The conclusion is made about the possibility of borrowing informal practices when creating legal norms. Keywords. Legal culture, institutions, approach, difficulties, commitment, informal, crime. Мы разделяем мнение, согласно которому под правовой культурой необходимо понимать «…особый вид духовной культуры, представляющий собой сложную систему правовых ценностей, отражающих особенности развития правовой сферы деятельности государства и общества, отдельных социальных групп и личности» [8, с. 16]. Не следует также признавать неверным и определение, гласящее, что «правовая культура – это достигнутый уровень развития в правовой (и конституционно-правовой) организации жизни людей» [13, с. 115]. Важно подчеркнуть, что правовая культура отражает уровень развития социума [10, c. 275]. К сожалению, следует признать, что уже почти 30 лет в независимой постсоветской России так и не появилось общество, для которого правовое государство стало бы ценностью – если уж не абсолютной, то хотя бы значимой.

Проиллюстрировать означенный тезис вполне можно, обратившись к тому, как россияне относятся к взяткам (о неприятии коррупции в целом и т.п. в данном случае мы речь вести не будем). Итак, сравнительно недавно – в позапрошлом году – 24% россиян признало, что коррумпировано всё общество в целом», тогда как в 2017 году об этом заявляли 19% опрошенных [2]. То есть, четверть населения страны уже не считает, что взятки, использование служебного положения и т.д. присущи лишь каким-то категориям государственных и муниципальных служащих, силовиков etc., но признают, что в коррупции участвуют все «от мала до велика». Опрос «Левада-Центра» показал, что россияне, даже считая коррупцию злом, признают, что коррупционные схемы можно использовать. При этом, в последние годы наблюдалась динамика к снижению числа тех людей, которые считают, что мириться с коррупцией нельзя – их уже меньше трети населения страны [5].

Опрос, проведённый на региональном уровне, а именно в Республике Татарстан (одном из наиболее продвинутых в плане экономического развития регионе!), показал, что «каждый второй участник соцопроса, проведенного управлением президента РТ по вопросам антикоррупционной политики, заявил, что, оказавшись в коррупционной ситуации, станет её участником. Главный мотив такого поведения – отсутствие времени или возможности для решения проблемы законным путём» [12]. Согласно же сведениям, полученным уже в ходе общероссийского опроса общественного мнения, проведённого ФОМом, «почти 40% населения не исключают, что сами способны дать взятку» [7]. Политически это выражается в следующем: рядовые граждане могут интересоваться антикоррупционными расследованиями и выражать одобрение уголовным преследованием коррупционеров, однако во многом ими двигает неприязнь к более обеспеченным и успешным людям, но не искреннее стремление к установлению социальной справедливости.

Означенные граждане могут практически одновременно желать большого тюремного срока высокопоставленному коррупционеру и радоваться тому, что удалось с помощью взятки купировать проблему лишения права управления автотранспортным средством за нарушения ПДД. Укажем также, что при таких реалиях не произойдёт снижения уровня коррупции при замене чиновников и силовиков – даже в тех ведомствах и подразделениях, в которых её уровень реально высок.

Просто будут иметь место ситуации, при которых, например, вместо чиновника N (выходец из элитной столичной семьи, обладатель дипломов престижных вузов, сменивший несколько значимых управленческих постов) к коррупционным схемам будет причастен M (выходец из провинции, менее образован в сравнении с N, оппозиционно настроен и т.п.). Скорее всего, размер откатов у М будет ниже, но, вполне допустимо, что лишь в начале его карьеры, а затем суммы откатов у N и М будут вполне сопоставимыми. И дело, кстати, не в личных качествах N и М, но в двух важных обстоятельствах: во-первых, в упомянутом уже выше отношении рядовых россиян к коррупции и, во-вторых, в низком уровне самоорганизации – в том числе и политической (уровень явки на региональных и муниципальных выборах наглядно демонстрирует таковой). Не свидетельствуют о ценности правового государства для россиян и их отношение к политическим правам и свободам. Так, по данным социологов «треть опрошенных (35%) уверены, что права человека в стране соблюдаются хорошо. Более половины респондентов (52%) считают, что права граждан в современной России соблюдаются плохо» [11]. При этом же уровень поддержки власти – особенно на выборах различного уровня –весьма велик. То есть, россияне (во всяком случае, как минимум их половина) считают, что в стране не всё хорошо с политическими правами, но не склонны что-либо делать для улучшения сложившейся ситуации (имеется в виду, даже строго в рамках закона!).

Нельзя не признать также, что россияне склонны не доверять официальным институтам (за редким исключением), но порою вполне лояльно относятся к институтам неофициальным – включая криминальные. К использованию официальных институтов не совсем официальным способом часть россиян (далеко не мизерная) также относится вполне благосклонно (например, дать взятку, чтобы сотрудники правоохранительных органов выполнили свои служебные обязанности – это понятнее, чем требовать того же, но через официальные инстанции).

Признанные специалисты в области институциональной экономики придерживаются мнения, согласно которому «законы, которые соблюдаются, обязательно учитывают культурные особенности страны» [6]. То есть, законы могут уважаться людьми прежде всего те, что отвечают их запросам и шире – культурным представлениям [1, c. 10; 4, c. 2694 9, c. 73]. А уже через уважение к таким законам возможно увеличение уровня доверия к праву как таковому и, в итоге, достижение принципиально иного уровня развития правовой культуры [3, c. 287]. То есть, представляется возможным заимствование неформальных практик при создании правовых норм, поскольку таковые будут лучше восприниматься гражданами, нежели практики, напрямую проистекающие из правовых норм, во многом заимствованных из законодательства других стран – как правило с более высоким уровнем правовой культуры.

ЛИТЕРАТУРА 1. Аносов П.В. Правовая культура и правовое самосознание русского человека как отражение ментальности посттоталитарного периода современной российской культуры // Тоталитаризм и тоталитарное сознание. статьи по материалам 15-й городской ежегодной научно-практической конференции. Под редакцией Вячеслава Семеновича Шутова; Философский факультет Томского государственного университета. – 2013. – С. 8-13. 2. ВЦИОМ: четверть россиян убеждена, что коррупция охватила все общество. Режим доступа: https://takiedela.ru/news/2018/06/01/korrupciya-povsyudu/, свободный (Дата обращения: 16.07.2020). 3. Дахин А.В. Правовая норма, идейная позиция государства и мировоззренческий выбор в современном социальном контексте // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 1 (41). – С. 286-288. 4. Жамсоева Б.Б. Российская правовая культура в пространстве европейской правовой культуры // Методология сравнительно-правовых исследований. Жидковские чтения. материалы Всероссийской научной конференции. Под редакцией Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. – 2013. – С. 268-272. 5. Институциональная коррупция и личный опыт. Режим доступа: https://www.levada.ru/2017/03/28/institutsionalnaya-korruptsiya-i-lichnyj-opyt/u, свободный (Дата обращения: 16.07.2020). 6. Макурин А. Экономист Александр Аузан: почему в России чаще запрещают, чем разрешают // Аргументы и факты. 2020. 23 июля. Режим доступа: https://aif.ru/money/economy/ekonomist_aleksandr_auzan_pochemu_v_rossii_chashche_zapr eshchayut_chem_razreshayutu, свободный (Дата обращения: 16.07.2020). 7. Опрос ФОМ: 40% россиян способны дать взятку. Режим доступа: https://pasmi.ru/archive/117965/u, свободный (Дата обращения: 16.07.2020). 8. Павленко Е.М. Влияние деформаций правового сознания на формирование правовой культуры и культуры прав человека // Российское государствоведение. – 2016. – № 2. – С. 15-27. 9. Пахомова Е.А. Потребительский патернализм как часть общественного договора в России // Философия права. – 2015. – № 3 (70). – С. 71-75. 10. Раскина Е.Ю., Шупинская Е.В. Правовой прогресс постсоветских стран: От юридической культуры к правовой культуре // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 1999. – № 2 (225). – С. 275-279. 11. Социологи выяснили отношение россиян к правам и свободам. Режим доступа: https://iz.ru/758614/2018-06-22/sotciologi-vyiasnili-otnoshenie-rossiian-k-pravam-isvobodamu, свободный (Дата обращения: 16.07.2020). 12. Соцопрос: каждый второй житель Татарстана готов дать взятку. Режим доступа: https://realnoevremya.ru/news/83517-socopros-kazhdyy-vtoroy-zhiteltatarstana-gotov-dat-vzyatkuu, свободный (Дата обращения: 16.07.2020). 13. Харитонова Н.Н. Конституционно-правовая культура как составная часть общей культуры и правовой культуры // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 12. – С. 113- 119.

Пахомова Елизавета Александровна, Резанова Наталья Ивановна,
Фоменков Артём Александрович


Комментировать


четыре + = 5

Яндекс.Метрика