Практика предоставления сведений об интернет-активности государственных служащих | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Практика предоставления сведений об интернет-активности государственных служащих

Сегодня существует мнение, что права и свободы человека являются универсальной категорией, отражающей требование к нему, как к личности. В соответствии с статьей 2 Конституции Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Соответственно Уголовный закон направлен на реализацию и соблюдение данной статьи Конституции Российской Федерации, а также других статей в области прав и свобод человека и гражданина. Преступление, предусмотренное статьей 110 Уголовного Кодекса РФ, является общественно опасным деянием и влияет на нормальное функционирование общественных отношений в соответствии с нормами. В этой статье предусмотрена ответственность за такое преступление, как доведение до самоубийства или покушения на самоубийство, которое было осуществлено путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства.

В наше время в теории уголовного права нет единого понимания природы общественной опасности такого деяния. Некоторые ученые ссылаются на зависимость общественной опасности от внешних деяний, другие на свойства лица, а третьи на вредные последствия такого деяния, но все ученые сходятся к единому мнению о том, что общественная опасность — это основополагающий признак любого преступного деяния. Так, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор А.И. Рарог дает нам следующее определение: «Общественная опасность – материальный признак преступления, выражающий социальную сущность данного юридического понятия … это имманентное объективное свойство (качество) преступления, означающее способность причинять существенный вред общественным отношениям, поставленным под охрану уголовного закона». Общественная опасность содержит в себе качественную (характер общественной опасности) и количественную (степень общественной опасности) стороны. Тогда, общественную опасность можно рассматривать как явление, которое характеризует преступление как деяние, представляющее угрозу для нормального функционирования отношений внутри общества, подлежащих защите государством. Общественная опасность доведения до самоубийства имеет крайнюю значительность, так как деяние посягает на жизнь другого человека, а она гарантируется каждому человеку в соответствии со статьей 20 Конституции РФ.

Доведение до самоубийства, как общественное явление, опасно, по причинам латентности и необратимости последствий. Сложность доказывания причинной связи между деянием и наступившими последствиями приводит к тому, что преступные деяния признают самоубийством, которое само по себе не является уголовно наказуемым, а виновный в реально совершенном преступлении уходит от наказания. Регистрация совершенных преступлений ведется правоохранительными органами. В соответствии с зарегистрированными данными составляются статистические отчеты о преступности, однако такую статистику преступлений нельзя считать действительной без учета латентной преступности. Необратимость последствий проявляется в особой опасности преступных деяний, совершаемых в обществе и негативно сказывающихся на жизни этого общества. В общей статистике причин гибели военнослужащих без учета ведения боевых действий весьма высоким остается процент самоубийств. Согласно имеющимся данным последних лет число военнослужащих, погибших вследствие самоубийств, составляет около 20% от всего количества погибших в Вооруженных Силах Российской Федерации. Каждый случай самоубийства военнослужащего всегда связан с широким общественным резонансом, вызывает многочисленные обращения в органы государственной власти, органы военного управления и, конечно же, в средства массовой информации.

Что сказывается на общем престиже армии и желании граждан призывного возраста проходить военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. В ходе следствия (дознания) устанавливаются причины смерти военнослужащего: убийство, самоубийство, несчастный случай, неосторожное обращение с оружием, заболевание и др. В случае если будет установлено, что причиной смерти является самоубийство, в обязательном порядке выясняется, имеются ли признаки уголовного преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ. Окончательное заключение по факту гибели военнослужащего выносит военный прокурор. Преступление, предусмотренное ст. 110 УК РФ, представляет в Вооруженных Силах РФ значительную общественную опасность. Помимо того, что оно посягает на безопасность жизни военнослужащего, рассматриваемое деяние характеризуется исключительной безнравственностью, коварством, циничным отношением к достоинству и душевному состоянию другого человека. А если взять в учет, что в зависимости от занимаемой воинской должности, военнослужащий при исполнении своих общих, должностных, а также специальных обязанностей использует вооружение, военную и специальную технику, то стоит задуматься, что общественная опасность совершаемого преступного деяния по отношению к военнослужащему возрастает в разы.

И в этой ситуации, на мой взгляд, существует острая необходимость ужесточить наказание к лицу, совершаемому преступление, попадающее по своим квалификационным признакам под статью 110 Уголовного кодекса РФ. Необходимо отметить, что ответственность по ст. 110 УК РФ возможна лишь при доведении лица до самоубийства путем совершения противоправных действий. Она исключается, если к самоубийству лицо подтолкнули чьи-то правомерные действия (например, в результате задержания по подозрению в совершении преступления). Вина в преступлении, предусмотренном ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), может быть только умышленной (в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части).

Умысел при этом может быть прямой или косвенный. Виновный осознает, что толкает потерпевшего к самоубийству, предвидит возможность или неизбежность лишения им себя жизни и желает (прямой умысел) или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Для установления объема реальной, фактической преступности очень важно исследовать и выявлять латентные преступления, в том числе на флоте и в армии. Высокую латентность в армии в большинстве случаев считают: 1. Вымогательство и хищение денег или материальных ценностей. 2. Неуставные взаимоотношения. 3. Преступления, связанные с применением насилия. 4. Оскорбление сослуживцем или начальником. 5. Превышение должностных полномочий. Существует негласная практика, что нарушения, связанные с уставными правилами взаимоотношений между военнослужащими, происходящими в воинских частях, регистрируются в том случае, если командование не может их скрыть в связи с последствиями деяний.

Это приводит к безнаказанности и вседозволенности потенциальных преступников, которые своими действиями возможно уже встали на путь совершения деяний, попадающих под квалификационные признаки статьи 110 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Литература 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.04.2019). 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019). 4. Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 № 150 (ред. от 20.07.2017) «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов». 5. Уголовное право России. Части общая и особенная: учебник / Журавлев [и др.]; под ред. А.И. Рарога. — 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2012. с. 33.

Вихляев В.В.


Комментировать


× два = 4

Яндекс.Метрика